Меню

Чебаки — хорошо, а окуни вкуснее!

21.02.2014 11:44 14 (11726)


В ожидании машины я в потемках топтался возле своего подъезда, от скуки рассматривая голубей. Бедные птички, нахохлившись от утреннего 20-градусного мороза, грустно перебирали замерзшими лапками, облюбовав парящий канализационный люк. Худо птахам, да и мне не лучше: вчера так день рожденья дружка справили, что до сих пор колбасит и как от тухлой селедки мутит. Потому и собрались сегодня на озеро, дабы продышаться на свежем воздухе, а заодно и рыбки на лечебную ушицу поймать. Главное, чтоб сердчишко выдержало: всякому известно, не стоит его после винных хороводов напрягать!

Вскоре, отсвечивая фарами, из-за угла выкатила «Нива», и, сгрузив в нее свои простецкие пожитки, я завалился в теплый салон.

— Здорово, бродяги, — скинул я с головы свой треух и, поудобней расположившись на заднем сидении, приготовился по дороге вздремнуть. — Эй, рулилка картонная, ты повежливей на поворотах, чай, не дрова повезешь…

— Эй, очнись, приехали! — рядом сидящий дружок распахнул дверцу авто и впустил с улицы такого морозца, отчего желание рыбачить, не родившись, сразу улетучилось в никуда. Рассветом еще и не пахло, но, все же заставив себя окончательно продрать глаза, я выбрался наружу и больным организмом вдохнул холодка. Да уж, что-то нынче профилактика от пьянки больно суровая, как бы на таком морозе ласты не склеить совсем! Хотя после праздников отравленный организм только свежим воздухом да ухой и лечить!

Озеро Синеглазово. Если вспомнить те давние времена, когда я грыз гранит школьной науки, озеро Синеглазово было натуральным аквариумом с разведением рыбной продукции для нашей партийной элиты. Озеро носило статус неприкасаемого, а потому не то что рыба, а даже мормыш, которого там было в изобилии, под охраной милиции вырастал чуть ли не с морскую креветку. Обывателям рыбачить было нельзя, и только самые безбашенные смельчаки в этом озере пытались закинуть уду. Какой они там рыбы ловили — неведомо, а вот приключений на свою пятую точку и даже путевки на советские стройки («химию») приобретали без блата, и легко!

В середине 80-х началась перестройка, и в озере впервые появились платные рыбаки (путевка 3 рубля). Карп клевал как из пулемета — заехал на лодке в любые камыши и лови сколько увезти сможешь! Главное, чтобы на обратной дороге в тростниковых дебрях не заблудиться. Так продолжалось до 90-х, а затем, как и остальные водоемы, озеро заполонили всевозможные браконьеры и «черные рыбтресты». И поехало, и пошло…

В настоящее время Синеглазово стало совершенно неузнаваемым. Оно не только за несколько десятилетий поменяло свое «лицо» — береговую линию (сначала подтопление, затем усохшие берега), но и «благодаря» электротралам на 70 процентов лишилось своей озерной растительности, от которой зависел химический состав воды, кормовая база и многое другое. Теперь в озере есть даже новые виды рыб (щука, сиговые), правда, которые сильно разбавлены водой. И только окунь, который обитал здесь издавна, и по сей день не желает сдавать своих озерных позиций. Что ж, окунь так окунь. Ладно хоть так, а то в свете последних установок о бесплатной рыбалке как бы мы вообще без рыбы не остались на местах.

…Вместе весело шагать по просторам! И действительно, снега на озерах, в том числе на Синеглазово, в этом году мало, поэтому до середины мы дошли с шуточками и даже «не закипев». Основной народ остался у берега, но там все иссверлено, и под водой заправляет мелкая «матросня». Здесь же, вдали от суши, наоборот, непаханая целина, но чтобы найти мерную рыбу, одним десятком лунок явно не обойтись — хочешь полопать, придется потопать!

…Первая лунка, вторая, третья — даешь, Барнаул! Несмотря на почти метровый лед, барнаульский шнек без особых усилий легко штамповал 130-е отверстия. Первые восемь «форточек» в водный мир широким кругом через 20 — 30 метров, то же самое в другой стороне проделывают мои друзья. Если рыба будет найдена, расстояние между лунками будет сокращено.

Первый заход на лунки с «балдой» — снастью без использования естественных насадок. У одних рыбачков это груз и крючки с бисером, падающие на лесковом кольце, другие (я в том числе) предпочитают крючки на коротких поводках-пасынках. В любом случая эта снасть эффективна, когда окунь активен (первый, последний лед, вечер, раннее утро). В нашем случае (февраль) лучше всего тонкая леска и мормышка, но этим, если придется, займемся позже…

Солнце уже скинуло с себя ночное одеяло и высунуло наружу свои первые любопытные лучи, а поклевок ни я, ни дружки так и не увидали. Первый и два других круга с самотрясом кроме нескольких неуверенных тычков ничего путного не принесли. Порывшись в рюкзаке, достаю более утонченную снасть — леска 0,1 мм и темная вольфрамовая дробинка, в будущем с подсаженным пучком мотыля. Вопреки классике игры «в проводку», на леску цепляю небольшой поплавок, который хорошо чувствует вес мормышки. Суть: при максимальной амплитуде колебания поплавка вызываем «дрожание» мормышки о дно и у дна. Без поплавка сделать это непросто: быстро устанет рука. И снова на уже протоптанную дорожку…

Два часа как на морозе, от мороза мерзнут слезы! Улов за это время что у меня, что у дружков — сплошные слезы — по десятку 70-граммовых полосатых «живцов». Зато лунок насверлили… Сложить их — до нефти добраться можно! Хорошую стайку окуня нашли только к 12 дня, в полукилометре от первоначальной стоянки, когда терпение уже вздувалось мыльным пузырем и грозило лопнуть. Окунь (120 — 250 гр) на мотыля уверенно брал и со дна, и в метре от дна, но на пробы с «балдой» уверенно начинал «тупить». Что ж, не хотите «бус гранатовых», будут вам личинки комариные. И снова новая лунка — три, четыре рыбешки, еще лунка — та же картина.

Около пяти вечера аппетит у рыбы закончился или просто она ушла. Начинать новые поиски не было ни времени, ни сил. И тут, когда мы сворачивали свои пожитки и собирали уловы со льда, позвонили знакомые, которые ныне рыбачили на Аргазях. Услышав о наших скромных, но все же успехах, даже по телефону чувствовалось, как от зависти они раздувают ноздри. Видите ли, крупного чебака им захотелось, вот и остались с носом! А ведь говорилось, что все чешуйчатое «серебро» на Аргазях уже две недели как «тупит» и на удочку не ловится совсем (таскают трал). Так что пусть полосатые «изумруды» серебра попроще, зато мошна наша сегодня потолще! А уж какая уха получится — ни одному похмелью не устоять!