Меню

Олег Хапов: «Готов проиграть, но поделиться своим видением»

21.02.2014 10:58 14 (11726)


С режиссером Камерного театра Олегом Хаповым мы встретились случайно на кинофестивале «полный Артхаус», где он пребывал в качестве члена жюри.

— Ну вот теперь все узнают о моих тайных желаниях, — качает головой юбиляр.

— И какие у вас тайные желания?
— Снять кино.

Проиграть, но поделиться

На ловца и зверь бежит. Поговорить с Олегом собиралась по случаю его юбилея, но не получалось: то репетиции, то занятия в академии. А тут так удачно «пересеклись». Время решили не терять.

— Говорят, что пора, в 50 пора отмечать юбилеи, — разводит руками Олег. — Лично для меня 45 ничем особо не отличалось. Отметим семьей на базе, так сказать, в единении с природой. А потом, попозже, с друзьями.

— Лучший подарок для режиссера — новая постановка, и такая в наличии…
— Готовится. Будет к концу марта. Делаем театральный урок по шекспировскому «Гамлету», его теперь, оказывается, в 9-м классе изучают. Мне давно интересен процесс, происходящий с Гамлетом, хотелось расчистить событийный ряд и оставить только его рефлексию. Рабочее название «Я — Гамлет», два актера будут помогать главному герою вспомнить историю, реконструировать события. Для меня важно понять, как Гамлет становится воином.

— А вы уверены, что школьникам будет интересна рефлексия Гамлета? В школе-то как раз сюжетную линию изучают, в крайнем случае, историю создания.
— Вот это школьное преподавание меня и тревожит. Мне кажется, что для Шекспира как раз и важен этот аспект: как человек, далекий от политики и не желающий ею отягощаться, в результате неких коллизий становится государственным человеком. В принципе тема общечеловеческая: каким образом все мы становимся воинами, исследователями, испытателями жизни.

— С другой стороны, — продолжает рассуждать собеседник, — если в школе по программе учат Шекспира, взрослое произведение, значит, со школьниками и разговаривать надо по-взрослому. Иногда даже мой пятилетний сын ставит меня в тупик своими вопросами. И про Шекспира нужно разговаривать не с позиции подготовки к ЕГЭ, а по гамбургскому счету. В любом случае я буду с ними честен, попробую их вызвать на диалог. Я даже готов проиграть, но поделиться своим видением Шекспира и Гамлета.

Лицо Сумина

Неслабая заявка. Рискованная. Хотя сам Хапов рисковым себя не считает, а все потому, что в свое время не поехал поступать в Москву на кинорежиссера.

— Побоялся, — честно признается. — Поступил в нашу академию, нисколько себя за это не виню. Вообще, изначально, еще будучи студентом Политеха, прошел через «Манекен», у Владимира Поны занимался в группе «Движение», а на ЧМЗ у меня был свой театр — детский коллектив пантомимы «Зеленый побег», мы даже в 80-х к Полунину в Питер ездили на фестиваль «Караван мира».

— А как вы туда попали?
— Нагло. Приехали в Питер, я пришел в оргкомитет: «Мы из Челябинска. Хотим выступать». Они говорят: «А, так вы от Филонова?» — тогда мим-театр «Проспект» многие знали. «Нет, — говорю. — Мы сами по себе, но тоже из Челябинска». — «Вот вам площадка, выступайте». А потом уже, в 90-е, поступил на курс к Мещаниновой (Виктория Мещанинова, худрук Камерного театра. — Авт.).

Учился на режиссуре, но работал актером в НХТ, каким-то ветром занесло в КВН, где он «заигрался» на десяток лет. И даже был доверенным лицом Сумина.

— С этого места поподробнее, пожалуйста.
— Это как раз с КВН связано, куда я попал волею судеб. Вообще, кавээновским движением предложили заняться Александру Алексеевичу Мордасову, но он тогда был жутко занят и сосватал меня. А мне казалось, что я обладаю долей юмора. Это была такая общественная нагрузка. Мы, кстати, добились хороших результатов, мы своим движением охватили не только студентов, но и школьников, а еще у нас был даже заводской КВН. Вершиной моей кавээновской деятельности как раз и стало предложение стать доверенным лицом тогдашнего губернатора Петра Сумина.

— Удалось пообщаться с сильными мира сего. Ну и как?
— На меня он произвел впечатление умного, начитанного и скромного человека. С ним можно было не лукавить, не лицемерить, а это большая редкость. А когда он узнал, что я работал на ЧМЗ инженером-механиком, еще одна общая тема нашлась.

В розовых очках и без

Еще один неожиданный поворот: в 2001 году Хапов приходит в ТЮЗ и становится главрежем. По тем временам дело неслыханное: выпускник местного института (не каких-то престижных столичных вузов), сороковника не достигший, — и сразу «в дамки»!

— Это был «розовый» период моей жизни, когда я делал, что хотел. Мы экспериментировали, участвовали в читках, мне казалось, что у меня большие перспективы, наивно полагал, что директор и главный режиссер могут ужиться. Пять лет я проработал в ТЮЗе. Потом энергия дилетантизма рассеялась и… я ушел из театра.

Уйти вот так, в никуда, не каждый рискнет. Публичные профессии — режиссура, журналистика, политика — тайм-аутов не подразумевают. Через год о тебе уже мало кто помнит, незаменимых, как известно, у нас нет. Дважды войти в одну воду нельзя, а начинать с нуля тяжело.

— Целый год нигде не работал, веру в себя потерял, — сейчас он об этом говорит просто. — Меня вытащил Сережа Пускепалис, пригласил меня на постановку в Магнитку, спасибо ему. Поработал у него, а потом вернулся в Челябинск и пошел к Мещаниновой.

— И она сразу взяла к себе?
— Нет, не сразу. Был проверочный момент — работа над «Детектором лжи», я его прошел. Я благодарен Виктории Николаевне, тем более что Камерный театр, на мой взгляд, с его небольшим составом вполне может обходиться главным режиссером плюс приглашенные на разовые постановки.

Для друзей и про любовь

Восьмой год уж пошел в Камерном театре, критический пятилетний период (памятуя ТЮЗ) миновал, а в репертуаре появилось девять постановок Хапова, ну и читки Олег не оставил.

— По какому принципу пьеса попадает в «твой список», не в репертуар, а именно в тот список пьес, который вы хотите поставить?
— Все, что откликается в душе, вызывает тревогу, или радость, или опасение. Все, о чем хотелось бы поговорить с друзьями. «Гамлета», кстати, мечтал поставить еще в ТЮЗе. Мы с Сельвинской (Татьяна Сельвинская, театральный художник-сценограф. — Авт.) уже даже оформление придумали.

— А кто должен был сыграть Гамлета?
— Ой, сейчас я открою просто страшную тайну, вряд ли этот актер подозревал о таком. Это Саша Черепанов. Мне кажется, в паре с Загидуллиным, дуэт Гамлет — Клавдий был бы интересен. Не сложилось.

— Кто или что определяет лицо театра?
— Вектор развития театра определяет уникальность худрука. Это тот человек, который задает тему диалога со зрителем.

— Но ведь зритель один, разве нет?
— Нет, в Камерном и ТЮЗе зритель разный.

— Значит, под него нужно подстраиваться?
— Кто-то умный сказал, что спектакль нужно ставить для друзей, я так и пытаюсь делать.

— У вас достаточно много работ и в других театрах: про Магнитку рассказывали, в Озерске ставили, с филармонией были совместные проекты, последний — «Госпожа оперетта»— не далее как вчера прошел.
— Да нет, это так кажется. На самом деле я для себя решил, что три спектакля в год можно делать: один — в Камерном, ну, а два — на выезде. Стараюсь этому следовать, правда, не всегда получается.

— Последний вопрос. О тайных желаниях.
— Я так и знал, — хохочет Олег. — Надеюсь, следующей осенью получится, и я реализую свою мечту.

— А сценарий готов?
— Не поверишь, у меня даже несколько авторских сценариев есть.

— И о чем будет фильм?
— Конечно, о любви.



- Олег Хапов окончил Челябинский институт культуры по классу режиссуры (ЧГАКИ), ассистентуру-стажировку по специальности «театральное искусство». 4 Работал актером в Новом художественном, Камерном театрах.

- Руководил Уральской лигой КВН.

- С 2001 по 2005 г. — очередной, а затем главный режиссер Челябинского ТЮЗа.

- С 2007 г. — режиссер Камерного театра.



В творческой копилке режиссера Олега Хапова порядка 30 спектаклей, поставленных в учебном театре ЧГАКИ, Челябинском ТЮЗе, Магнитогорском театре имени Пушкина, Озерском театре «Наш дом», Челябинской филармонии и Камерном театре. Следующая работа — театральный урок по пьесе Шекспира «Гамлет».