Челябинский метеорит: что нам известно о пришельце из космоса

14.02.2014 12:30 12 (11724)

Взрыва на самом деле не было.

Помните, когда метеорит упал, появилось множество сторонников теории заговора, в том числе, кстати, известная журналистка Юлия Латынина. Мол, это был не болид вовсе, а ракета (китайская, американская, неудачная российская, нужное подчеркнуть). Поэтому объявленные вскорости после падения военные учения на самом деле не учения, а устранение последствий внештатной ситуации. И траектория полета у него была параллельная земле, и след странный.

В любом случае сейчас у ученых есть ответы на все эти вопросы — об этом рассказал корреспонденту «Вечерки» декан физического факультета ЧелГУ Александр ДУДОРОВ.

— Александр Егорович, зачем нужно изучать метеорит?
— Много статей сейчас выходит по его химическому составу. Интерес ученых вызывает то, что метеоритное вещество находится в доисторической форме, в том состоянии, в каком была Земля, когда формировалась. Мы получили возможность проверить наши теоретические представления о создании планет и астероидов.

— Что он из себя представляет?
— Это обыкновенный хондрит, то есть каменный метеорит. Мы занимаемся исследованием космической пыли и установили, что наш болид по своему составу близок к пылинкам, расположенным от Земли за десятки и сотни парсеков, куда даже свет идет сотни лет, хотя он всю свою жизнь находился в Солнечной системе. Изначально был частью крупного образования и пребывал в главном кольце астероидов между Марсом и Юпитером. Когда откололся — перешел в семейство астероидов Аполлон. Их орбита пересекает орбиту Земли, поэтому о них говорят как о потенциально опасных космических объектах.

— Очевидцы расходятся во мнениях: кто-то услышал один взрыв с эхо, кто-то — несколько затухающих взрывов. На чьей стороне правда?
— Метеорит вообще не взрывался с физической точки зрения. При взрыве бомбы, например, происходит химическая или ядерная реакция, то есть само вещество превращается в энергию. Фактически же произошло вот что: при вхождении в атмосферу метеорит начал нагреваться, в какой-то момент давление воздуха превысило прочность камня и он начал рассыпаться. Вначале на несколько крупных кусков, потом еще мельче. Они терлись между собой, образовывая пыль. Вот в момент разлома и произошло превращение энергии движения в энергию ударной волны, звука, света. Но так как все произошло очень быстро, мы и называем это взрывом. Мы с коллегами из ЧелГУ считаем, что таких постепенно затухающих взрывов было три.

В пыль же ушло 99 процентов от всей массы метеорита. Она рассеялась в атмосфере и выпала с осадками по всей планете.

— Почему он падал под острым углом? Такая пологая траектория породила множество домыслов…
— Природные метеориты в принципе падают под острым углом. Дело в том, что они движутся в той же плоскости, что и наша планета. Поэтому во время падения они либо догоняют Землю, либо летят навстречу ей. И в том и другом случае угол получается маленький.

— Чем объясняется такой странный двойной след от метеорита?
— Это обычное явление конвекции: летит нагретое тело, за ним поток теплого воздуха, он расходится, и образуются два продолговатых вихря. Если бы взрыв произошел на земле, мы бы увидели дымовой «гриб». А в нашем случае мы посмотрели не сбоку, а вдоль его шапки.

— Можно ли было предупредить его падение?
— Существующие средства наблюдения почти гарантируют предупреждение астероида размером более 100 метров. Челябинский метеорит, по разным оценкам, имел в диаметре 17 — 20 метров. Да, его заметили российские и американские космические спутники, но уже на подлете к Земле.

Много было разговоров, почему болид не сбили системами ПВО. Но среднестатистическая ракета летит со скоростью 11 — 12 километров в секунду, а метеорит — 20 километров в секунду, так что сбить его можно было, только если очень задолго знать траекторию полета.

15 февраля, если помните, все обсуждали, что вечером близко к Земле подлетит настоящий крупный астероид. У нас в университете даже была гипотеза, что метеорит, упавший в озеро Чебаркуль, — предвестник того, большого. Но оказалось, что они летят в разных плоскостях и никак не были связаны друг с другом.

Насколько мне известно, между Российской академией наук и NASA заключено соглашение о сотрудничестве по предотвращению астероидно-метеоритной опасности. Конечно, это потребует колоссальных средств, но, думаю, не больше, чем на Олимпиаду в Сочи. Людям важнее безопасность. Тем более что, по прогнозам астрономов, в 2036 году есть риск столкновения с Землей астероида Апофис. И тогда может случиться не локальная, как в случае с Челябинской областью, а глобальная катастрофа.

— По последним данным, на нашем метеорите была обнаружена остаточная вода. Значит ли это, что он мог принести инопланетную жизнь?
— Химически это H2O, но не в жидком состоянии, а в качестве грязного льда. Однако никаких признаков жизни — бактерий, микроорганизмов — обнаружено не было.

Паспортные данные

- возраст: 4,5 миллиарда лет. 120 миллионов лет назад откололся от крупного астероида и начал самостоятельное путешествие;

- размер: 17 — 20 метров в диаметре (для сравнения: это была глыба с 8-этажный дом);

- вес: 10 — 12 тысяч тонн. 99 процентов основного метеоритного вещества распылились в атмосфере;

- мощность взрыва: 400 — 500 килотонн в тротиловом эквиваленте. Это второй по мощности метеоритный взрыв после Тунгусского (40 — 50 мегатонн);

- скорость движения: 18 — 20 километров в секунду;

- взрыв произошел на высоте 35 — 25 километров.

Фото из открытых интернет-источников.