Меню

В Челябинске почтили память легендарного начальника ЧВВАИУ

14.02.2014 12:13 12 (11724)


В среду, 12 февраля, на доме по Свердловскому проспекту, 63, была установлена мемориальная доска генерал-лейтенанту Вадиму Михайловичу Зюбко. Дата не случайна, а приурочена ко дню рождения легендарного начальника Челябинского высшего военного автомобильного инженерного училища. Инициаторами и спонсорами проекта стали выпускники этого вуза и родственники.

Душа училища

В полдень движение по тротуару возле дома № 63 по Свердловскому проспекту стихийно оказалось перекрытым. Пришедшие на торжественное открытие памятной доски просто не умещались на небольшом пространстве. Возле стены караулом встали курсанты-штурманы. Увы, не курсанты-автомобилисты. Говорят, что ушедший из жизни семь лет назад генерал-лейтенант Вадим Зюбко не пережил бы закрытия училища, которым руководил 20 лет — с 1964 по 1984 год. Множество офицерских судеб стартовало из «красных казарм». Кому достались поля сражений, кому — служба в дальних гарнизонах, а кто-то стал преподавателем в родных стенах.

Сегодня ЧВВАИУ нет, закрыли в одночасье по бездумному решению. В этот день офицеры горько шутили: «От училища осталась только генеральская доска». Но пока живо офицерское братство выпускников, жива память об основателе училища — «автомобильное» возродится и еще повоюет. Почему-то в это верится.

Подполковник запаса Сергей Артамонов, прослуживший немало лет в войсках, потом преподавал в училище, хорошо помнит Вадима Михайловича Зюбко:

— Это был требовательный, хороший командир, который заботился о нас, курсантах. Можно сказать, настоящий отец. Был очень хорошим хозяином, который умел поддерживать порядок. И городок создал, пусть не с нуля, но для высшей школы полностью. Скрупулезно ко всему относился.

Мнение это разделяют почти все. Сам Вадим Михайлович Зюбко в 18 лет был призван в Красную армию в декабре 1939 года и проходил службу в 48-й автотранспортной бригаде. Всю войну прошел, связанный непосредственно с автотранспортом и автомобильными войсками. Воевал на Волховском, Ленинградском, 3-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. А в 1945-м начальником штаба автомобильного полка отправился на Дальний Восток — воевать с Японией. С 1964 года принял командование Челябинским автомобильным училищем. Своим талантом руководителя внес решающий вклад в создание и становление Челябинского автомобильного училища как высшего учебного заведения.

В день открытия мемориальной доски Вадиму Зюбко к стене дома, где он жил, были возложены цветы от исполняющего обязанности губернатора Бориса Дубровского, горожан и выпускников училища.



Афганские дороги челябинских «автомобилистов»

Открытие памятной доски начальнику автомобильного училища практически совпало по времени с датой вывода советских войск с территории Афганистана. Этому событию исполняется 25 лет. Многие офицеры-выпускники ЧВВАИУ воевали в сопредельной стране, выполняя свой воинский долг. 15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана.

Нас называли «смертники в телевизорах»

 
 
Сергей Иванович Черепанов, полковник. В 1981 — 1982 годах в Афганистане командир центрального автомобильного батальона тыла Военно-воздушных сил. После училища начинал службу командиром автомобильного взвода. На войне занимался перевозками авиабоеприпасов в район боевых действий. Награжден орденом Красной Звезды и самыми уважаемыми медалями — «За отвагу» и «За боевые заслуги».

— Чему научила наших отцов-командиров эта война?
— Знаете, я благодарен челябинскому автомобильному училищу. Попал на войну «зеленым» лейтенантом, но мог грамотно водить колонны. За год я потерял всего одного человека. Это на фоне общих потерь говорит о многом. Нас называли «смертники в телевизорах».

— Почему?
— А вы представьте себе КамАЗ. Лобовое стекло этого автомобиля отнюдь не было бронированным. Часто вспоминал фильмы про партизан. Только в Афгане мы были в роли «немцев». Совершил 27 рейсов. Из них семь раз нас не трогали. Но постоянно были обстрелы, бензиновые костры, разбитые машины, раненые солдаты. Сам после ранения отлежал в госпитале месяц. Командир соседней роты Михаил Бородкин погиб. Я его привозил хоронить сюда, в Челябинск, в августе 1981 года. Сейчас работаю в МЧС. Здесь я попал на родную стезю. А война — это страшная штука. Но вот какие парадоксы. У меня друзья недавно были в Афганистане, разговаривали с афганцами. Они теперь жалеют, что мы ушли. Потому что мы добро несли все-таки.

Семья офицера

 
 
Евгений Викторович Макаров, подполковник запаса. Служил до этого в Приволжском округе, в Тоцких лагерях (Тоцкий учебно-артиллерийский полигон. — Авт.).

— Наш зенитный полк перевооружили на зенитно-ракетный комплекс Оса-АКМ (оружие для защиты войск на марше и в подвижных видах боя. — Авт.) и отправили в Кабул в 1981 году. Жен оставили и поехали. Три эшелона техники и личного состава. Нас распределили по городам: Кабул и Баграм. Через четыре месяца пошел на повышение — стал командиром автомобильно-ремонтного батальона. Было в подчинении 700 человек.

— Хватало объектов для ремонта?
— Хватало. Подбитая и изношенная техника поступала потоком. Особенно перед операциями дополнительно готовили машины. Задача была давать двигатели. А привозили запасные части из Союза. Каждый такой случай — с боестолкновением.

Награжден Евгений Викторович орденом «За службу Родине». Его супруга тоже полна воспоминаний.

— Как вы, Лариса Васильевна, восприняли известие, что муж отправляется на войну?
— Ужас… Осталась в военном городке с двумя сыновьями. Старшему одиннадцать, младшему девять лет. Каждый день ждали писем от мужей. Мой за два года был только один раз в отпуске. Сейчас страшно представить даже. Морально было очень тяжело, особенно когда передавали в новостях, что прибыл очередной транспорт с «грузом-200». Но держались. Военные люди особые. Помогали друг другу. Хорошо, что я работала в военном городке. А под Новый год однажды приехал Женя. Подарок получился. Совсем вернулся в 1983 году. Мальчишки выросли без папы. Дети за эти годы разучились смеяться, рано повзрослели. Младший сын пошел по стопам отца. Сам Евгений Викторович — выпускник автомобильного училища 1980 года, а сын — 1995-го. Тоже воевал, но в Чечне.

Мы не любим об этом рассказывать

 
 
Михаил Петрович Сергеев, в 1979 году окончил автомобильное училище. Молодым лейтенантом по распределению попал в знаменитую Кушку (самая южная точка Советского Союза. — Авт.). Здесь квартировала пятая мотострелковая дивизия.

— Согласно приказу 25 декабря наша часть вступила на территорию Афганистана, — вспоминает Михаил Петрович, — для оказания интернациональной помощи. Я командовал ротой с самого начала службы в составе рембата. Молодые мы были. Опыт пришлось приобретать уже там. Два года воевал. Участвовал в боевых рейдовых операциях по освобождению населенных пунктов от мятежников. Мы оказывали помощь местному населению в восстановлении порядка и поддержании работы органов гражданского управления. Помогали и продуктами питания, и медикаментами.

Однажды мы пошли на Дару (город в северо-восточной провинции Афганистана. — Авт.) для прикрытия иранской границы. Вроде бы там боев не было. Но пролетал замкомандующего ТуркВО (Туркменистанский военный округ. — Авт.). Он знакомился с результатами прицельного бомбометания. Летели вертолеты парой. И вдруг сбили один вместе с замом командующего, экипажем и афганскими командирами. Нам пришлось срочно, пополнив боеприпасы, развернуться и уйти в район падения, где мы вытаскивали вертолет, экипаж. Последствия были плачевными. Почти всем упавшим душманы отрезали головы. А нам пришлось еще и отбивать трупы.

Почему неохотно рассказывают афганцы о войне? Потому что это было частью жизни, а хвастаться боевыми подвигами у нас не принято. Я не герой, я выполнял приказ. При планировании операций бывают ошибки. А за ошибки на войне платят кровью.

В моей роте почти половина состава за два года успела побывать в отпуске. Главное ведь было, чтобы солдаты были накормлены, в бане помылись, фильм посмотрели. У нас потери были из-за незнания техники, дурости, любопытства. Но ведь были и те, кто проявлял смекалку, высокую подготовку и отвагу в военное время.

Закончил Михаил Петрович службу в звании майора, в должности начальника штаба военной части. Его батальон сократили на Дальнем Востоке. А опыт и знания боевого офицера не были востребованы.



За 9 лет 1 месяц и 21 день через Афганистан прошло более полумиллиона советских солдат и офицеров, из них более десяти с половиной тысяч наших земляков, которые с честью и достоинством выполнили свой интернациональный и воинский долг.

Более двух тысяч южноуральцев награждены боевыми орденами и медалями, а двум из них — Валерию Востротину и Валерию Буркову — присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Четырнадцать с половиной тысяч советских солдат и офицеров не вернулись с Афганской войны, из них 171 южноуралец.
 
Фото Вячеслава НИКУЛИНА