Меню

Илья Зак-Коновалов: «Пианино так плакать не умеет»

12.02.2014 11:25 11 (11723)




Вообще, весь мир его знает просто как скрипача-виртуоза Илью Коновалова, это в Челябинске он выступает под двойной фамилией. Первый и единственный раз. Во-первых, потому что Исидор Зак — его дед, а во-вторых, потому что его дед, Исидор Зак, был первым главным дирижером челябинской оперы, собственно, он и основал наш театр. Ну и, в-третьих, потому что «маме будет приятно».


Дедовская приставка


Сам Илья о Челябинске знал немного и понаслышке. Родился он в Новосибирске, но был слишком мал, чтобы вникать в высокопрофессиональные рассуждения о дирижерском мастерстве.

— Для меня он был в первую очередь дедушкой, а уже потом я стал его воспринимать как большого музыканта, дирижера, — пожимает плечами известный внук знаменитого деда. — Но я помню, что дед всегда очень тепло отзывался о Челябинске, светлые воспоминания об этом городе остались и у бабушки, и у мамы, которая здесь училась, в музыкальном училище. Ее педагогом был Белицкий (Борис Белицкий, педагог-пианист, директор Челябинского музучилища в 1965 — 1987 гг. — Авт.). И сейчас, конечно, для меня очень волнительно выступать здесь, в этом зале.

— Кстати, как вы его находите?
— Очень красивый, такой аристократичный, я даже не ожидал, — Илья еще раз с удовольствием обводит взглядом ложи.

— Что будете играть?
— Концерт Брамса, мне сказали, что он здесь давно не звучал.

— А почему вы вдруг решили удлинить фамилию?
— Приставка появилась благодаря Евгению Волынскому, вашему дирижеру, — улыбается Илья. — Это была его идея, мама с сестрой были просто счастливы, я согласился.

— Оставите ее как сценический псевдоним?
— Вряд ли, — качает головой музыкант. — Хотя мне очень нравится, но все-таки за границей меня знают под другой фамилией.

Кто лучше плачет


За границей его, действительно, знают уже давно, в отличие от Челябинска. Европа, Япония, Корея — там он выступал с успехом. В двадцать лет выиграл конкурс на место концертмейстера израильского оркестра под управлением легендарного Зубина Меты. Пять лет играл с Гергиевым в Мариинке, а ведь все могло быть совершенно иначе.

— Почему вдруг скрипка? — киваю на верную спутницу музыканта, которую он аккуратно прижимает к груди. — Дед — дирижер, мама — пианистка, вас должны были отдать учиться на фортепиано.
— И отдали! — согласно кивает Илья. — Я занимался у очень хорошего педагога — Мэри Либензон. А тут вдруг начали умирать наши партийные лидеры: Андропов, потом Черненко, и по телевизору очень много скрипичной музыки звучало. Я тогда подумал: «Нет, пианино так плакать не умеет» — и ушел на скрипку.

В Челябинск Илья привез один из шедевров самого Антонио Страдивари — скрипку «Геркулес», созданную великим мастером в 1732 году, по одним сведениям, по другим — за два года до смерти, в 1735-м.

— Почему ее прозвали «Геркулесом»?
— Ой, я не знаю, — вдруг растерялся Илья. — Никогда не думал над этим вопросом. Возможно, из-за ее звучности, силы звучания.

Концерт и фото на память


История пришествия «Геркулеса» на музыкальный олимп похожа на детектив. Сначала скрипка попала к знаменитому бельгийскому скрипачу, дирижеру и композитору Эжену Изаи. В 1908 году во время концерта в Мариинском театре инструмент был похищен и долгое время считался утерянным. Нашлась через пару десятков лет и уплыла за океан, в Бостон. В 1962 году ее заполучил скрипач-виртуоз Генрик Шеринг, в 70-х музыкант подарил инструмент Израильскому филармоническому оркестру. Тут-то она и попала в руки Ильи, который является концертмейстером оркестра.

— Я был очень молодой и очень счастливый, играю на ней все, потому что другой нет.

— А какая была до Страдивари?
— Гваданини. Тоже очень хороший инструмент, из госколлекции, но я его сдал, как только получил другой инструмент.

— Как вы с ней перенесли дорогу, уральские морозы?
— Ну, скажем так, я сам мальчик не южный, все-таки в Новосибирске родился. Ну а скрипка… У нее есть футляр. В отличие от шедевров Леонардо на шедеврах Страдивари можно и нужно играть. Раз в год ее осматривает мастер, подклеивает, закрепляет, но это абсолютно рабочий инструмент.

— А можно прикоснуться?

— Осторожно! — инстинктивно музыкант отодвигает инструмент, извиняясь, поясняет: — Только к струнам, к лаку даже мы, исполнители, не прикасаемся. Это самое дорогое, что в ней есть.

Струны под пальцами прохладно и трепетно завибрировали.

— Последний вопрос: вы пробудете в Челябинске несколько дней. Чем займетесь в свободное время?
—  Хочу прогуляться, найти дом, в котором жил мой дед. Мама просила сфотографировать. Вот и адрес есть: Тимирязева, 28.



Илья Коновалов учился в Новосибирске у легендарного педагога Захара Брона. Во время учебы стал лауреатом Всероссийского конкурса молодых исполнителей и Международного конкурса скрипачей имени Венявского. Выступал с концертами в России, Европе, Бразилии, Индонезии, Корее, Японии. Играл с Владимиром Спиваковым, Юрием Башметом, Максимом Венгеровым, Валерием Гергиевым. Концертмейстер Израильского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты.