Меню

Душа в капкане кризиса

29.01.2014 12:04 7 (11719)


Социально-экономическая нестабильность в обществе ведет к увеличению психических расстройств, в том числе депрессий, росту самоубийств. Кто в группе риска? Есть ли свет в конце тоннеля? Как поправить психическое здоровье и вернуть душевное равновесие? Об этом — гость «Вечерки», заведующая кафедрой психиатрии Южно-Уральского государственного медицинского университета профессор Ирина Шадрина.
 

Удар по нервам

 
— По прогнозам, в 2014 году в нашей стране ожидается усиление кризисных тенденций в промышленности. Каждый день мы слышим о замедлении экономического роста, угрозе безработицы и падении реальных доходов. Ирина Владимировна, насколько кризис может отразиться на психическом здоровье?
— Социально-экономический кризис негативно влияет на психологический фон, что, в свою очередь, отражается на физическом самочувствии и, как следствие, на межличностных отношениях в семье, профессиональной сфере. Если говорить о безработице, то в период финансового кризиса она воздействует на состояние общественного психического здоровья. Ожидается, что оно будет ухудшаться во многих странах, поскольку кризис мировой. Но в России ситуация осложняется тем, что у нас нет такой социальной защищенности, как, например, в европейских государствах.

— В бывшем СССР если и говорили о безработице, то только в отношении к странам капитала. В последние десятилетия социальные катаклизмы у нас происходят с завидной периодичностью. Как их переживают люди?
— В нашей стране достаточно болезненно пережили распад СССР в 1991 году, дефолт 1998 года, кризис 2008 года. Многие, не успев отдох-нуть, вернуться к привычной жизни после предыдущего потрясения, входят в очередной кризис. Из-за недостаточного уровня социальной защищенности люди с 1991 года находятся в хроническом кризисе.
После кризисов 1991 и 1998 годов в России резко возросла заболеваемость психическими расстройствами, обострилась проблема алкоголизма, участились случаи суицидов, по числу которых наша страна занимает лидирующее место в мире. К 2000 году по сравнению с 1990-м количество впервые выявленных больных с психическими расстройствами возросло почти на 45 процентов, а число самоубийств — в два раза. Мы теряем молодежь из-за того, что собственный психологический стержень у них еще не сформировался, а социальная опора отсутствует. Уходят и люди трудоспособного возраста из-за того, что государство не может, а возможно, и не стремится помочь им найти выход из тупика.
По прогнозам российских экспертов, очередной кризис приведет к увеличению числа психических расстройств и суицидов.
 

Российские парадоксы


— С чем это связано?
— Дело в том, что нынешняя экономическая ситуация может привести к сокращению среднего класса и увеличению числа бедных. Однако рост психических расстройств скорее произойдет не столько из-за материальных затруднений, сколько из-за душевного неблагополучия. Риск потерять бизнес, остаться без работы, возможное изменение социального статуса, образа жизни, привычек и другие события создают травмирующую ситуацию. В европейских странах в таких случаях обращаются к психологам, психотерапевтам. В России у многих нет финансовой возможности обращаться за психотерапевтической помощью: Фондом ОМС эта услуга перестала оплачиваться. Человек один на один остается со своими проблемами или… идет к целителям, которым готов заплатить любые деньги. Таковы российские парадоксы.

— Ирина Владимировна, а как бы вы оценили психическое здоровье жителей Челябинской области?
— За последние пять лет в нашем регионе ухудшился психологический климат. Об этом свидетельствует статистика: за прошедшие три года население Челябинской области сократилось на 0,7 процента. О социально-психологической нестабильности в обществе мне говорили состоятельные жители области. Передел собственности и другие негативные факторы в экономической сфере отразились на психическом самочувствии. У людей появилось ощущение невозможности повлиять на ситуацию. В результате — рост тревоги и депрессивных состояний. За пять лет резко возросла обращаемость по таким состояниям.
 

Богатые тоже плачут


— У кого чаще всего наблюдается склонность к тревоге и депрессиям?
— Сегодня большинство людей, особенно среднего класса, испытывают тревогу. Это я вижу на своих приемах. В отличие от депрессии, когда у человека нет энергии жить, тревожные расстройства — это ожидание чего-то плохого. В таком состоянии развивается чувство опустошенности, постоянной усталости, физического истощения. Снижается работоспособность — возникают проблемы на работе. Эти проблемы человек «несет» домой. Круг замыкается, человек, по сути, попадает в западню.
Тревожные симптомы особенно распространены среди женщин до 30 лет и старше 55 лет. Они не могут объяснить, что с ними происходит. Но, когда начинаешь общаться с ними, оказывается, тревога — из-за детей. Молодые беспокоятся за их будущее, женщины пенсионного возраста боятся стать обузой для своих взрослых детей.
Растет уровень тревожности среди студентов старших курсов и выпускников медицинского и педагогического вузов. Ребят волнует не столько проблема устройства на работу, сколько весьма скромная оплата труда. Несмотря на повышение зарплаты бюджетникам, она отстает от роста потребительской корзины. Еще в середине 90-х в наших школах проводили исследование: спрашивали у детей, кем они хотят быть. Оказалось, многие мечтали стать чиновниками. Такая ситуация просматривается и сегодня. Понимаете, они еще не представляют, что это за работа, но уже хотят занять удобное кресло в кабинете. Потому что в их понимании чиновник — это человек, который имеет много денег. Дети, за редким исключением, не хотят становиться врачами, учителями, а о профессии инженера они вообще ничего и не знают. Это уже серьезный звонок о том, что общество не здорово духовно.
Еще одна тенденция: симптомы тревоги и депрессии все чаще стали появляться у обеспеченных людей, имеющих финансовую стабильность и материальное благополучие. За последние пять лет ко мне на консультацию обращалось достаточно много таких людей. Таким образом, психическое здоровье зависит не столько от материального благополучия, сколько от социально-экономической ситуации в стране и в регионе, от нестабильности.

— Чем опасны тревожные и депрессивные расстройства?
— Плохое состояние психофизического здоровья часто является причиной конфликтов в семье, с коллегами на работе, что может привести к суициду. А в Челябинской области даже нет суицидологической службы. Ее пытались создать под эгидой психологов. Но это не решение проблемы. Суицид — это серьезное нарушение психического здоровья. Помочь людям, которые настроены свести счеты с жизнью, могут только психиатры.
Во всем мире суицидологические центры работают в рамках психиатрической службы, а психологи работают при ней.
Очень часто ко мне на прием приходят люди, которые не видят перспективы в жизни и намерены уйти из нее. Они все продумали и рассказывают, как это сделают. Вот что страшно. Что я могу предложить такому человеку? Единственный путь — в психиатрическую больницу. Но, во-первых, без добровольного согласия пациента я не могу это сделать, а для недобровольной госпитализации много препятствий. Во-вторых, оказавшись среди психически больных, он получит повторную психотравму и окончательно утвердится в своем решении. В идеале его надо направить в кризисный стационар, но у нас такого нет.
К большому сожалению, за последние пять лет психиатрическая служба в Челябинской области практически не развивается. Помощь больным, безусловно, оказывается. Но никаких подвижек с учетом сегодняшних социальных проблем нет.

Свет в конце тоннеля


— Можно ли сохранить свою психику и здоровье в целом во время кризиса? Где искать защиту от суровой реальности?
— С одной стороны, кризис — непростое испытание, но с другой — это возможность проявления творческого потенциала личности. К сожалению, не каждый человек на это способен. И вот тут ему может помочь и опытный психолог, и психотерапевт. Людям также необходимо настроиться на помощь самим себе.
С учетом кризисной ситуации под эгидой Всемирной организации здравоохранения разработана европейская концепция «Здоровье-2020». В ней предложены защитные факторы, которые помогут выстоять в кризис. Во-первых, здоровый образ жизни. Для этого не нужны деньги, наоборот, отказ от алкоголя и сигарет позволит сэкономить. Во-вторых, здоровая обстановка дома и на работе.
Руководитель предприятия должен продумать, как создать комфортный психологический климат на работе. Я, например, как руководитель небольшого коллектива, каждый раз ставлю себе задачу, чтобы мои сотрудники шли на работу и возвращались домой с хорошим настроением. Несмотря на то что мы работаем в том числе и с психически больными. К тому же к нам кафедру приходят учиться студенты, и мы не имеем права портить их психику.

— Но ведь не все зависит от одного человека…
— А вот пути решения проблемы на региональном и федеральном уровне. Во-первых, активизация программ на рынке труда. Это задача правительства, в том числе областного. Я надеюсь, что Челябинская область вновь станет промышленной, а не «дойной коровой». Восстановится производство — появятся новые рабочие места. Во-вторых, программа поддержки семьи. В-третьих, контроль над ценами на алкоголь и его доступностью. Цены должны быть адекватными, но спиртные напитки при этом недоступными для детей и подростков.
Еще одна программа — первичная помощь людям с повышенным риском психических заболеваний. Это и адекватное финансирование психиатрической службы, и эффективность амбулаторной помощи. Необходима и перестройка собственного сознания — перестать бояться психиатров. Однако психиатрическая служба должна стать такой, чтобы людям, которые обращаются, не закрывали при этом социальные двери.
И, наконец, программа облегчения долгового бремени. Среди тех, кто приходит ко мне на прием, немало людей, которые взяли ипотеку и другие кредиты. Интересен факт того, что порой, перед тем как взять кредит, человек приходит к психотерапевту с тревогой, а когда начинает платить — уже с депрессией. Я практикую в Израиле, и там у меня не было ни одного пациента с депрессией из-за того, что он взял ссуду на квартиру. Пожалуй, только в России психотерапевт вынужден решать проблемы, связанные с долговым бременем.
Беря в долг, необходимо думать. В Израиле, например, при банках есть консультанты, которые помогают людям определиться, стоит ли брать кредит, как уменьшить долговое бремя в последующем. К сожалению, в наших финансовых учреждениях клиента стараются подсадить на кредитную иглу. Я считаю, такую политику пора прекращать. И это забота властей.
Если подвести итог нашей беседы, то могу дать единственно правильный на все времена совет — надеяться нужно только на самого себя.
Кстати, как известно из истории мировых экономических кризисов, именно в эти периоды наилучшим образом раскрывается творческий потенциал личности.
 
Фото Вячеслава Никулина