Меню

Переход на контрактную систему: ключевое слово — «контроль»

27.11.2013 10:59 92 (11703)


С 26 по 28 ноября 2013 года Главное контрольное управление Челябинской области проводит IV практическую конференцию «Контрактная система. Закупки в новых условиях».

Необходимость в организации мероприятия обусловлена переходом с 1 января 2014 года на федеральную контрактную систему. Это новое направление развития госзакупок, прописанное в законодательстве РФ.

Среди докладчиков и слушателей — руководители органов исполнительной власти и госучреждений Челябинской области, представители муниципальных образований и органов, уполномоченных на размещение заказов. Всего в конференции примут участие более 1000 человек. Ее работа рассчитана на три дня: 26 ноября соберутся специалисты из всех муниципалитетов, 27 ноября — руководители государственных учреждений, а 28 ноября особенности ФЗ-44 обсудят представители бизнес-сообщества Челябинской области.

Другие правила

Новый закон о контрактной системе предусматривает принципиально иной подход к функционированию сферы государственных и муниципальных закупок.

— Нам предстоит огромная подготовительная работа к переходу к работе в новых условиях, — сказал в приветственном слове участникам конференции председатель правительства Челябинской области Сергей Комяков. — Если действующим законодательством урегулирован только один этап — размещение заказов, то в контрактной системе регламентированы все этапы: планирование, определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и контроль исполнения контракта, оценка его эффективности.

Система действительно реорганизуется: вместо одного централизованного органа (управления госзакупок и материальных ресурсов) каждый заказчик обязан создать свою контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Необходимо принять нормативные акты, способствующие реализации положений федерального закона на местном уровне. Необходимо, наконец, переучивать специалистов работе с контрактами.

— Мы готовы взаимодействовать с правительством Челябинской области в этом направлении, — сказал, выступая на пленарном заседании конференции, генеральный директор ООО «РТС-тендер» Виктор Степанов. — Нами уже разработаны соответствующие учебные программы.

— Контрактная система вводит 11 новых способов осуществления закупок, — рассказал начальник Главного контрольного управления Челябинской области Алексей Лошкин. — Одна из главных целей таких инноваций — усиление прозрачности закупок. Не случайно предпочтение отдается открытым конкурсам. Государственные и муниципальные закупки — это большой рынок, и надо, чтобы он был максимально конкурентным.

Новый закон вводит ряд механизмов защиты от недобросовестных участников закупок, в том числе от демпинга. Так, если какое-либо предприятие заявит цену, которая на 25 или более процентов ниже первоначальной, то оно обязано подтвердить свою добросовестность и представить большее обеспечение исполнения контракта.

Еще одним нововведением является проведение заказчиком обязательной экспертизы результатов исполнения контракта. Экспертиза проводится как силами заказчика, так и силами независимых экспертных организаций, привлекаемых на договорной основе.

Проблема в неосведомленности

— Кардинальное реформирование требует подготовки. Поэтому новая система была опробована в пяти «пилотных» регионах страны, — сообщила начальник отдела центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления Института государственного и муниципального управления НИУ «Высшая школа экономики» (г. Москва) Вероника Джуджома. — Как показал опыт, основной проблемой является отнюдь не сложность системы, а неосведомленность людей. Потому практика проведения конференций для специалистов очень полезна. Необходимо уяснить, что не все положения нового закона начнут действовать сразу: предусмотрен переходный период до 2017 года.

— Постепенно будет вводиться и система мониторинга контрактов, — сказал председатель Контрольно-счетной палаты Челябинской области Эдуард Тарасов. — В законе четко распределены полномочия органов, обеспечивающих законность проводимых закупок. Обозначены случаи, в которых закупка признается необоснованной, а должностные лица привлекаются к административной ответственности. Кроме того, закон вводит понятие общественного контроля в виде, например, открытого обсуждения крупных закупок.

Готовы ли мы?

На недавнем координационном совещании правоохранительных органов губернатор Челябинской области Михаил Юревич уделил особое внимание подготовке к переходу на контрактную систему.

— Бюджетные расходы в рамках госзакупок — это такие же государственные инвестиции. Только направляются они преимущественно в социальную сферу, в развитие инфраструктуры, на обеспечение основных конституционных прав граждан, — подчеркнул важность обсуждаемого вопроса глава региона. — То есть то, что два года назад Владимир Владимирович Путин назвал «инвестициями в человеческий капитал». Поэтому подход к их использованию должен быть особенно жестким и предметным.

Приоритетной задачей для всех участвующих в системе госзакупок ведомств является ее адаптация под новый федеральный закон в максимально сжатые сроки, заметил глава региона.

— Необходимо не допустить торможения при оформлении и реализации госконтрактов, особенно по приоритетным направлениям, — подчеркнул Юревич. — На следующей неделе соберется областная рабочая группа, которая представит мне окончательные предложения и график завершающих мероприятий. У всех нас должно быть четкое понимание новых зон ответственности. Ликвидация отдельных структур усиливает роль Главного контрольного управления, Контрольно-счетной палаты области, а также контрактных служб в органах государственной власти и муниципалитетах. Предстоит также привести в соответствие с новым законом все региональные и муниципальные акты.

По мнению губернатора, в целом Челябинская область готова к переходу на новую контрактную систему:

— На первом этапе будут определенные сложности. Здесь мы рассчитываем на скоординированные действия всех заинтересованных структур, прежде всего органов прокуратуры. Считаю важным усилить профилактическую работу, чтобы не создавать потом затяжных проблем. Это касается всех направлений, прежде всего борьбы с коррупцией, — продолжил Михаил Юревич. — В области ведется жесткая антикоррупционная политика. Большинство фактов выявляем самостоятельно. Материалы оперативно передаются в правоохранительные органы. Часть дел уже находится в суде, и я благодарен руководителям прокуратуры за стремление довести их до конца. При этом уверен, что наш общий принципиальный подход к подобного рода делам не требует какой-то кампанейщины. Абсолютное большинство государственных и муниципальных чиновников — честные, ответственные люди, на которых очень многое держится.