Совместное прегрешение
В академии культуры опять экспериментируют с современным танцем. Хореограф из США Эдди Окампо поставил на сцене учебного театра свой спектакль. Это далеко не первый визит Эдди в Россию, но работать с непрофессионалами — студентами, к тому же с актерского курса, ему пришлось впервые. Результат двухнедельных занятий впечатляет: законченный 25-минутный спектакль, что для учебной работы весьма неплохо.
Спецприз из Америки
Столь бурный интерес в академии к современной хореографии проявился давно: три года назад в стенах вуза впервые прошла лаборатория современного танца, на 10 дней в Челябинск съехались мастера-хореографы со всего мира и стажеры со всей страны. Столь значимое событие значительно подтолкнуло процесс. Год назад в вузе также впервые набрали актерский курс с усиленным изучением вокала и хореографии. Во многом благодаря педагогам курса Владимиру Филонову и Варваре Зыряновой студенты стали участниками лаборатории и экспериментаторами по танцевальной части. Результаты не заставили себя ждать — нынешней весной ребята выступили на XII Всероссийском фестивале-конкурсе молодежных коллективов современного танца в Екатеринбурге, выиграли спецприз и получили грант на постановку. Вот так, с легкой руки вице-консула Кристины Хейден и при поддержке консульства в Екатеринбурге, Эдди Окампо и оказался в Челябинске.
В творческой биографии Окампо уже порядка двадцати дэнс-спектаклей на сценах США и Европы, работа с разными коллективами.
— Я уже девятый раз в России, последний приезд был в 2009 году, — рассказывает американский гость. — Но запомнился мне даже не первый визит в вашу страну, а второй. Это было в 2002-м, мы организовывали танцевальный фестиваль в Екатеринбурге, и тоже за две недели сделали спектакль. Со мной приехали четверо танцовщиков, плюс я задействовал всех русских танцоров. Это и стало началом моей любви к России.
— Со студентами-актерами вам довелось работать впервые. Чего хотели добиться?
— Чтобы они выглядели, как настоящие танцоры, и мне кажется, это удалось!
Идея из Чикаго
Итак, 24 октября сего года хореограф из Чикаго приземлился в Челябинске. На тот момент он еще не представлял толком, что ему предстоит.
Усиленное изучение танца на актерском курсе дало свои плоды — ту самую необходимую подготовку, которая удивила Окампо. Не прошли бесследно и летние мастер-классы с одним из лучших педагогов по танцевальному джазу Свеном Нимаером: ребята стали чувствовать себя на танцполе если и не так свободно, как профи, то вполне уверенно. Ну а то, что они работали в столь сжатые сроки, говорит о явных подвижках в сторону профессионализма.
— Мы очень хорошо сработались. Все, что я просил, они выполняли, были внимательны и работали с большим желанием. Я считаю, что эта работа позволила им подняться сразу на несколько уровней, — считает постановщик.
И это правда. Для студентов освоить такой объем в минимальные сроки — почти фантастика. На показе было трудно поверить, что на сцене актеры-второкурсники. По крайней мере, академия выполнит свое обещание готовить универсальных актеров.
Переступить черту
— К классике я отношусь очень уважительно, и мне нравится соединять ее с современной хореографией, — признается постановщик.
Впрочем, это оказалось самым сложным: чтобы соединить классику с чем-либо, ею нужно владеть. Но студенты-актеры, в большей или меньшей степени освоившие контемпорари-дэнс, с классикой совсем не «на дружеской ноге», в результате постановщик не стал рисковать и поручил сольный номер профессиональному хореографу. И, тем не менее, классика проскользнула фоном, оставив некое ощущение незавершенности. Впрочем, возможно, такова и была задумка автора.
Несмотря на прочие шероховатости учебная работа достойна похвалы. К тому же у исполнителей есть еще время до декабря. В начале зимы челябинские студенты собираются представить спектакль на фестивале «На грани», который состоится в Екатеринбурге.
— Конечно, хотелось бы увидеть этот спектакль и на американских фестивалях. Это случится, если нам посодействует посольство, — надеется Эдди Окампо.
На прощание он сказал, что будет болеть за ребят, и надеется, что его еще раз пригласят поработать в Челябинске.
«Это скорее пластический спектакль, нежели танец в прямом понимании этого слова. Сюжета как такового нет, но есть главная тема — прегрешение, то есть проблема преступления границ нормы», — считает профессор ЧГАКИ Владимир Филонов, руководитель курса, с которым работал Э.Окампо.