Меню

Совместное прегрешение

13.11.2013 12:41 88 (11699)


В Челябинске будут выпускать универсальных актеров?

В академии культуры опять экспериментируют с современным танцем. Хореограф из США Эдди Окампо поставил на сцене учебного театра свой спектакль. Это далеко не первый визит Эдди в Россию, но работать с непрофессионалами — студентами, к тому же с актерского курса, ему пришлось впервые. Результат двухнедельных занятий впечатляет: законченный 25-минутный спектакль, что для учебной работы весьма неплохо.

Спецприз из Америки

Столь бурный интерес в академии к современной хореографии проявился давно: три года назад в стенах вуза впервые прошла лаборатория современного танца, на 10 дней в Челябинск съехались мастера-хореографы со всего мира и стажеры со всей страны. Столь значимое событие значительно подтолкнуло процесс. Год назад в вузе также впервые набрали актерский курс с усиленным изучением вокала и хореографии. Во многом благодаря педагогам курса Владимиру Филонову и Варваре Зыряновой студенты стали участниками лаборатории и экспериментаторами по танцевальной части. Результаты не заставили себя ждать — нынешней весной ребята выступили на XII Всероссийском фестивале-конкурсе молодежных коллективов современного танца в Екатеринбурге, выиграли спецприз и получили грант на постановку. Вот так, с легкой руки вице-консула Кристины Хейден и при поддержке консульства в Екатеринбурге, Эдди Окампо и оказался в Челябинске.

В творческой биографии Окампо уже порядка двадцати дэнс-спектаклей на сценах США и Европы, работа с разными коллективами.

— Я уже девятый раз в России, последний приезд был в 2009 году, — рассказывает американский гость. — Но запомнился мне даже не первый визит в вашу страну, а второй. Это было в 2002-м, мы организовывали танцевальный фестиваль в Екатеринбурге, и тоже за две недели сделали спектакль. Со мной приехали четверо танцовщиков, плюс я задействовал всех русских танцоров. Это и стало началом моей любви к России.

— Со студентами-актерами вам довелось работать впервые. Чего хотели добиться?

— Чтобы они выглядели, как настоящие танцоры, и мне кажется, это удалось!

Идея из Чикаго

Итак, 24 октября сего года хореограф из Чикаго приземлился в Челябинске. На тот момент он еще не представлял толком, что ему предстоит.

— Как правило, у меня в голове множество всяких идей, но чего-то конкретного, когда я приехал к вам, еще не оформилось, — объясняет Эдди. — И по большей части идея родилась, когда я посмотрел на ребят. Они оказались весьма подготовленными и очень эмоциональными, впрочем, как и большинство русских. Поначалу, когда приступили к работе, долго учили движения, и все было как-то не так. Тогда я сказал: «Покажите мне, что вы чувствуете, ваше нутро». И я понял, что это будет что-то трансцендентное. Кстати, сами ребята очень многое предлагали, пробовали, а я их направлял, корректировал. Так что это наше совместное творчество.
 

Усиленное изучение танца на актерском курсе дало свои плоды — ту самую необходимую подготовку, которая удивила Окампо. Не прошли бесследно и летние мастер-классы с одним из лучших педагогов по танцевальному джазу Свеном Нимаером: ребята стали чувствовать себя на танцполе если и не так свободно, как профи, то вполне уверенно. Ну а то, что они работали в столь сжатые сроки, говорит о явных подвижках в сторону профессионализма.

— Мы очень хорошо сработались. Все, что я просил, они выполняли, были внимательны и работали с большим желанием. Я считаю, что эта работа позволила им подняться сразу на несколько уровней, — считает постановщик.

И это правда. Для студентов освоить такой объем в минимальные сроки — почти фантастика. На показе было трудно поверить, что на сцене актеры-второкурсники. По крайней мере, академия выполнит свое обещание готовить универсальных актеров.

Переступить черту

 
Transgression — название спектакля на английском перевели как «прегрешение». Название многоплановое и многообещающее, хотя на самом деле никакой сюжетной линии, как и у большинства подобных постановок, нет. Есть некая идея, мысль, из которой рождается стайка образов. Прегрешение в данном случае не имеет теологической сущности, в большей степени это нарушение неких канонов, границ, а каноном по ходу дела выступает незабвенная и незыблемая классика — классические цитаты, правда, в несколько ироничной подаче, явно присутствуют.
 
 

— К классике я отношусь очень уважительно, и мне нравится соединять ее с современной хореографией, — признается постановщик.

Впрочем, это оказалось самым сложным: чтобы соединить классику с чем-либо, ею нужно владеть. Но студенты-актеры, в большей или меньшей степени освоившие контемпорари-дэнс, с классикой совсем не «на дружеской ноге», в результате постановщик не стал рисковать и поручил сольный номер профессиональному хореографу. И, тем не менее, классика проскользнула фоном, оставив некое ощущение незавершенности. Впрочем, возможно, такова и была задумка автора.

Несмотря на прочие шероховатости учебная работа достойна похвалы. К тому же у исполнителей есть еще время до декабря. В начале зимы челябинские студенты собираются представить спектакль на фестивале «На грани», который состоится в Екатеринбурге.

— Конечно, хотелось бы увидеть этот спектакль и на американских фестивалях. Это случится, если нам посодействует посольство, — надеется Эдди Окампо.

На прощание он сказал, что будет болеть за ребят, и надеется, что его еще раз пригласят поработать в Челябинске.

 



 
Эдди Окампо танцевал в ведущих танцевальных компаниях Чикаго, был директором школы Giordano Dance Center. Как ведущий преподаватель джазового танца, работал в Европе, Мексике, Канаде, России и на всей территории США. Сейчас Эдди Окампо является художественным руководителем театра Forum Dance Theatre, а также со-руководителем LEVELdance новой чикагской труппы. В 2005 году стал «американцем года филиппинского происхождения» за заслуги в области танца.

 

 



«Это скорее пластический спектакль, нежели танец в прямом понимании этого слова. Сюжета как такового нет, но есть главная тема — прегрешение, то есть проблема преступления границ нормы», — считает профессор ЧГАКИ Владимир Филонов, руководитель курса, с которым работал Э.Окампо.

 

Фото Наиля ФАТТАХОВА.