Меню

Не резиновая казна, или Почему рвется бюджет

20.09.2013 10:06 73 (11684)


Неутешительный прогноз озвучил на днях министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын. Трехлетняя перспектива не сулит и без того дефицитному региональному бюджету никакого облегчения. Муниципалитетам придется перейти на режим строжайшей экономии: финансовые обязательства области будут возрастать, а размер федеральных субсидий — сокращаться. Как отмечают эксперты, не последнюю роль в сложившейся ситуации сыграло и снижение налоговых отчислений ряда предприятий в казну региона.

Выплата зарплат под угрозой?

Напомним, еще в августе было сообщено о том, что в нынешнем году дефицит областного бюджета возрос за счет дополнительных расходов. Потратиться сверх плана региону пришлось в первую очередь в связи с необходимостью повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, на это направлено 1 млрд 759,5 млн рублей собственных средств. 731,1 млн рублей выделено на социальную поддержку граждан. В графе непредвиденных расходов — затраты на мероприятия по ликвидации последствий паводка на юге региона. Для их финансирования потребовалось увеличить резервный фонд правительства области на 533,9 млн рублей.

Южноуральские власти прилагают все усилия, чтобы к концу года свести дефицит областной казны до возможного минимума. Однако на этом трудности отнюдь не закончатся. Выступая перед главами муниципальных образований, министр финансов области Андрей Пшеницын предупредил, что расходы бюджета в 2014 — 2016 годах будут расти. Чего не скажешь о доходной части.

По словам главы финансового ведомства, на снижение доходов существенное влияние окажет возврат предприятиям излишков средств по налогу на прибыль. В текущем году эта сумма составила свыше пяти миллиардов рублей. Прирост собственных доходов в 2014 году ожидается на уровне семи процентов к плану текущего года. Это станет возможным за счет передачи от местных бюджетов на уровень региона десяти процентов налога на доходы физических лиц. Однако, как подчеркнул министр, этот источник покрывает только половину потребностей в средствах на выполнение передаваемых области обязательств.

Между тем новых обязательств немало. С 2014 года отменяются федеральные субсидии на выплаты учителям за классное руководство, с 2015 года — субсидии на оздоровительную кампанию детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, с 2016-го перестает субсидироваться оборудование рабочих мест для инвалидов. На все это региону придется изыскивать средства самостоятельно. Кроме того, с 2014 года с местного на региональный уровень будут переданы полномочия по предоставлению дошкольного образования, которые потребуют более 11 млрд рублей финансирования, а также полномочия по организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, на которую придется выделить свыше 500 млн рублей. Но самой главной — особо приоритетной и особо же затратной — статьей расходов будет оставаться дальнейшее повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Потребность в этих средствах на 2014 год финансисты оценивают в 15,7 млрд рублей. Уточним, что заработная плата бюджетников и выполнение указов президента составляют 70 процентов расходов региональной казны.

Сегодня чиновники и специалисты ищут возможности урегулировать назревшую ситуацию. По словам Андрея Пшеницына, в 2014 году предусматривается уменьшение затрат социальных учреждений и органов власти на закупку товаров, продуктов и услуг. Также придется сократить объем финансовой помощи из областного бюджета муниципалитетам на решение вопросов местного значения. Теперь органы местного самоуправления должны будут рассчитывать главным образом на собственные финансовые возможности. Кроме того, будут урезаны некоторые расходные статьи бюджета. И хотя, говоря о выплате зарплат, министр попытался успокоить собравшихся, все же появился повод для беспокойства: кое-кто из глав муниципалитетов вспомнил 90-е годы, когда проблемы с бюджетом отражались на выплате заработной платы. И сейчас в этом вопросе очень важна жесткая позиция губернатора области, от которой будет зависеть расстановка приоритетов и не только сохранение, но и регулярные выплаты заработной платы.

Фиктивные убытки и реальные потери

В предстоящих трудностях Южный Урал не будет одинок: ближайший год ожидается тяжелым в целом по стране. Тем не менее для области с развитой промышленностью бюджетные сложности если и не в новинку, то уж, во всяком случае, не являются делом привычным. Как могло случиться, что регион-труженик оказался настолько стеснен в средствах?

Одной из причин создавшейся ситуации на региональном уровне эксперты называют снижение налоговых поступлений в консолидированный бюджет от ведущих предприятий. Наиболее яркий пример демонстрирует Челябинский электрометаллургический комбинат, еще пять лет назад входивший в число крупнейших налогоплательщиков. По официальным данным, в 2008 году налоговые отчисления предприятия в региональную казну составляли 1 млрд 115 тыс. рублей. К 2011 году объем снизился до 950 216 тысяч, в первом полугодии текущего года отчисления ЧЭМК составили всего 414 564 тысяч рублей. С 2008 года предприятие показывает отрицательную налоговую нагрузку, причем с каждым годом все дальше уходит в минус: в 2008 году отрицательный коэффициент был равен минус 1,8 процента, в 2012-м — минус 2,5. Отметим, что средняя налоговая нагрузка по отрасли в России составляет плюс 3,1 процента.

Как следует из целого ряда публикаций в СМИ, налоговое «поведение» электрометаллургов уже давно оставляет желать лучшего. По сообщению средств массовой информации, на ЧЭМК не первый год используются схемы, дающие возможность показывать убытки вместо прибыли. Так, в 2008 году присоединение нового, заведомо убыточного актива — ОАО «Конгор-Хром» позволило ЧЭМК продемонстрировать общий баланс со знаком минус. В результате бюджет потерял 75 млн рублей. В мировой практике такая форма оптимизации налогов считается условно легальной.

Еще одна проверенная форма ухода от добросовестной уплаты налогов — использование офшорных схем, которые Челябинскому электрометаллургическому комбинату тоже не чужды. Известно, что более 70 процентов своей продукции предприятие экспортирует за рубеж, где основным покупателем является канадская фирма RFA International. Фактически это аффилированное лицо ЧЭМК, с помощью которого извлекается прибыль за счет уменьшения отпускной цены по отношению к среднемировым ценам. Кстати, в августе 2012 года Еврокомиссия своим решением отказала канадской компании в возмещении антидемпинговых пошлин, обнаружив, что RFA и ЧЭМК нарушают европейские антидемпинговые нормы.

Взаимоотношения челябинских электрометаллургов с канадской фирмой — типичный пример действий по снижению показателей в России. Используемые ЧЭМК схемы полностью противоречат президентской установке о том, что центры формирования прибыли и налогообложения компаний должны находиться в нашей стране, а не в офшорных зонах. Тем не менее на сегодняшний день средства, которые весьма пригодились бы непрочному южноуральскому бюджету, уходят в совершенно ином направлении. И пока собственники предприятия подсчитывают прибыль, специалисты и власти региона ломают голову над тем, как растянуть на все нужды далеко не резиновую казну и где взять средства, чтобы закрыть неизбежные прорехи.