Меню

Уборка в подъездах — чьих рук дело?

16.09.2013 10:02 36 (197)


 
Узнать, как работает управляющая компания любого многоквартирного дома, можно, даже не общаясь с его жильцами. Достаточно зайти в любой подъезд обслуживающегося компанией дома, и с первого взгляда все станет понятно. В редких случаях вы застанете идеально отремонтированный и чистый подъезд, радующий глаз внешним видом — вымытыми стенами, чистыми лифтами и убранными мусоропроводами, не источающими резкий, удушливый запах. В таких домах собственникам жилья необычайно повезло: руководство их управляющей компании ответственно и грамотно подходит к выполнению своих прямых обязанностей. Ведь если коммунальщики навели порядок в подъезде, значит, и другие свои обязанности они выполняют добросовестно.

Но такая идиллия бывает далеко не во всех домах, и многие люди скорее сочтут такую ситуацию сказкой, нежели примут за реальную историю из жизни коммунальщиков. В большинстве случаев подъезды домов представляют жалкое зрелище: стены обшарпаны, исписаны, краска на панелях отслоилась, штукатурка осыпалась. По этажам гуляет ветер, в рамах нет стекол. Царит полный мрак, лишь изредка на этаже увидишь тусклую лампочку. В лифтах сгоревшие кнопки и грязные стены, в кабинах страшно находиться. Мусоропроводы издают резкий запах. На лестничных площадках валяются окурки и мусор, в который сложно не наступить. Вот такая картина больше знакома россиянам, живущим в многоквартирных домах.

Складывается впечатление, что у жильцов просто нет управляющей компании. Однако быть такого не может — здесь коммунальщики тоже «работают», так как квитанции об оплате жители получают регулярно и в срок и оплачивают услуги исправно, тратя немалые деньги. Просто руководство ЖКХ игнорирует все законы и правила или не знает своих обязанностей. Одним только видом подъезда с утра можно испортить себе настроение на целый день. Чем же мы разозлили коммунальные службы, если они так относятся к нашим домам и своим обязанностям? Давайте разбираться, как должны убираться подъезды.

Многие управляющие компании утверждают, что уборка подъездов не входит в их функции, так как является дополнительной услугой, которую они готовы предоставить за отдельную плату. Но это утверждение крайне неверно. В квитанции об оплате есть пункт «Содержание и ремонт», именно здесь и заложена оплата уборки подъезда, а также придомовой территории. Постановление правительства № 491 от 13 августа 2006 года «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» четко говорит, что включает в себя содержание общего имущества. Есть такой пункт, где прописана уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования.

Также постановление обязывает управляющие компании содержать все общее имущество в соответствии с законодательством РФ, а значит, производить своевременный ремонт. Об этом же говорит Жилищный кодекс Российской Федерации, конкретно статья 154, где сказано, что плата за содержание и ремонт общего имущества включает в себя услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества. А подъезд, как мы помним, является общим имуществом. Сама уборка — тоже регламентированный процесс, который подтверждается ГОСТом России 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» (см. таблицу № 1).

Также в этом документе прописаны нормативы по уборке мусоропроводов в подъездах жилых домов. Вот что обязаны делать уборщицы (см. таблицу № 2).

Судя по всем документам и нормам, наши подъезды должны просто сиять, но это в теории, а на практике зачастую бывает все наоборот. Добиваться от коммунальщиков порядка и чистоты нужно постоянно, в противном случае они привыкнут к такому попустительскому отношению и заставить их исполнять свои обязанности с каждым разом будет сложнее.

Если ничего подобного тому, что прописано в установленных ГОСТах, вы на своей лестничной клетке давно не видели, если последняя уборка подъезда была сделана еще в прошлом тысячелетии — смело подавайте претензию на непредоставление коммунальных услуг в организацию, обслуживающую ваш дом.

Для начала попробуйте написать претензию в свободной форме на имя руководителя управляющей компании и указать, кем она написана (Ф.И.О., домашний адрес и контактные телефоны. В ней укажите, что вы добросовестно оплачиваете все счета без задержек и в полном объеме. Перечислите выявленные нарушения и потребуйте их устранения. Под ней могут подписаться сразу несколько собственников, а может только один — разницы нет.

Если же положительной реакции не последует, смело обращайтесь в жилищную инспекцию с жалобой на управляющую компанию. Существует ли это подразделение в вашем районе, вы можете узнать в администрации. Если нет, обратитесь в Государственную жилищную инспекцию вашего региона или города.

Однако не забывайте, что чистота в подъезде зависит и от нас с вами. Конечно, управляющие компании должны выполнять свои обязанности по уборке и ремонту наших подъездов. Ну а мы, в свою очередь, вполне можем поддерживать наведенный порядок и не сорить.
 
Таблица № 1
Периодичность работ по уборке подъездов и лестничных клеток
Вид работ
Вид оборудования на лестничных клетках
Оборудование отсутствует
мусоропровод
лифт
мусоропровод и лифт
 
Влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних двух этажей
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Влажное подметание лестничных
площадок и маршей выше 2-го этажа
2 раза в неделю
 
2 раза в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
Влажное подметание мест перед загрузочными клапанами мусоропроводов
-
ежедневно
-
ежедневно
Мытье лестничных площадок
и маршей
2 раза в месяц
2 раза в месяц
1 раз в месяц
1 раз в месяц
Мытье пола кабины лифта
-
-
ежедневно
ежедневно
Влажная протирка стен, дверей,
плафонов и потолков кабины лифта
-
-
2 раза в месяц
2 раза в месяц
Мытье окон
1 раз в год
Уборка площадки перед входом
в подъезд. Очистка металлической решетки и приямка
1 раз в неделю
Влажная протирка стен, дверей,
плафонов и т. п.
1 раз в год
Влажная протирка подоконников
и отопительных приборов
2 раза в год
 

Таблица № 2

Периодичность работ по обслуживанию мусоропроводов

№ п/п

Вид работ

Периодичность

1

Профилактический осмотр мусоропроводов

2 раза в месяц

2

Удаление мусора из мусороприемных камер

ежедневно

3

Уборка мусороприемных камер

ежедневно

4

Уборка загрузочных клапанов мусоропроводов

1 раз в неделю

5

Мойка сменных мусоросборников

ежедневно

6

Мойка нижней части ствола и шибера мусоропро-
вода

1 раз в месяц

7

Очистка и дезинфекция всех элементов ствола мусоропровода

1 раз в месяц

8

Дезинфекция мусоросборников

1 раз в месяц

9

Устранение засора

по мере

необходимости



К слову

Действительно, по общему правилу понятие «содержание общего имущества» включает уборку подъезда и придомовой территории (пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491).

Но в каждом конкретном договоре может устанавливаться свой набор услуг. Поэтому жильцам нужно внимательно прочесть договор с управляющей компанией, в котором должен содержаться перечень предоставляемых ею услуг (пункт 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ). Если уборку вы там не найдете, значит, вам самим придется решать вопрос чистоты в подъездах и возле дома. Противозаконного в этом ничего нет. Если услуга в договоре не обозначена, то управляющая компания не обязана ее предоставлять.

Для того чтобы включить уборку в перечень услуг, нужно провести общее собрание собственников. Если за это проголосует больше половины, будет считаться, что решение принято. С протоколом собрания обратитесь в управляющую компанию, после чего пункт об уборке должен быть включен в договор. Только нужно иметь в виду, что за эту работу придется дополнительно платить.