Меню

Работа над ошибками первого чтения

31.10.2012 13:55 86 (11596)


«Закон об образовании», принятый в первом чтении в Госдуме, взбудоражил общество. Пока эксперты продолжают ломать копья в дискуссиях, социальные сети наполнились ядовитыми комментариями. До учителей, родителей и школьников докатываются самые противоречивые оценки главного образовательного документа, который, по замыслу его авторов, должен закрепить «новую эпоху» в отечественном просвещении. Большинство отзывов — в скептических тонах. Теперь говорят, что закон будут править. Дай бог, чтобы он в итоге ответил чаяниям общества.

А чего ждут в школах от нового закона на самом деле? Какие надежды учителя связывают с этим документом? Что, по их мнению, не должно остаться в образовании, а что следует сохранить? Корреспондент «Вечерки» попытался узнать ответы на эти вопросы.

Сейчас страна читает «Закон об образовании». Оценки решительно меняют тональность: от вполне умеренных до безусловно резких. Чего только стоят заголовки статей, где идет обсуждение различных положений нового проекта. По ним можно проследить угол, под которым он рассматривается. По сути, это сжатый список тем, порожденных документом, принятым уже в первом чтении Госдумой. «Вред нашему образованию», «Совершенствование или развал», «Закон — что бомба, расколол общество», «Похороны образования», «Распад России», «Электронным ножом по детям», «Социальный апартеид» и даже «Архиогромная ошибка». Впечатляет. А каковы будут последствия этой юридической новации на самом деле? Педагоги со свойственным им здоровым консерватизмом уклончиво отвечают: «Поживем — увидим».

И все-таки Госдума одобрила законопроект в первом чтении. От этого факта не отмахнуться. За три года общественных обсуждений в закон внесены тысячи поправок. Многое было учтено, по словам депутатов. Хотя так и остались открытыми вопросы малокомплектных школ. Впишутся ли они в новую систему или нет? Принцип подушевого финансирования для них может стать катастрофой. Спорят сегодня и по социальным гарантиям для педагогов. Нет четких определений всех необходимых понятий: от «профильного обучения», «образовательного ценза» до «качества образования». Зато закон расширяет возможности семейного и дошкольного образования, регулирует электронное обучение, повышает статус дополнительного образования, дает возможность молодым россиянам обучаться в ведущих университетах мира за счет бюджета.

Впервые юридически прописан высокий статус учителя. Четко оговорены меры соцподдержки обучающихся и учителей: стипендии увязаны с МРОТ, а зарплаты — со средними в экономике. Негосударственные образовательные организации приравниваются к государственным и получают право на бюджетное финансирование.

Прописаны особенности электронного и сетевого обучения, использование дистанционных технологий и кредитно-модульной системы зачетов.

Появилось понятие «интегрированные образовательные программы». Дошкольное образование становится отдельным и самостоятельным уровнем.

Но все же новый «Закон об образовании», по мнению экспертов, больше напоминает «свод намерений», который еще потребует принятия множества подзаконных актов и указов. И остается только надеяться, что количество позитивных изменений в законе превысит количество негативных последствий и образование получит новый импульс для своего развития.