Меню

Кому достанутся «клевые» места?

15.04.2011 15:40 29 (11436)


Брать плату за рыбалку пока никто не вправе

Наступление бизнеса на самые «клевые» места традиционной бесплатной рыбалки вызвало повсеместные протесты. Поэтому в начале апреля премьер Путин ввел мораторий на предоставление в аренду водоемов. А как складывается ситуация на Южном Урале? Не придется ли сматывать удочки тем, кто не в состоянии купить путевку на ловлю рыбы?

Раздача водоемов в аренду в Челябинской области приостановлена еще в прошлом году. Известный список озер, составленный неизвестно по какому принципу, отменили из-за конфликта вокруг озера Увильды. Как-никак памятник природы «уплывал» в частные руки. Ситуация с любительской рыбалкой сложилась парадоксальная. На права рыбаков-любителей вроде бы никто не наступает. Рыбачить можно, но там, где нет рыбы или бесполезно из-за условий. Вот на Шершневском водохранилище, к примеру, можно без путевок сидеть с удочкой… на пляже или под высоковольтной линией. А кому охота сидеть просто так у воды?

Рыбаки сегодня единодушно говорят: в водоемах рыбы стало меньше, а кое-где все вычерпано. И все любители тянутся к зарыбленным озерам, вступая в конфликт с арендаторами.

— Есть рыбопромысловые водоемы, рыбопромысловые участки, — комментирует Олег Агеев, ведущий программы «На зорьке». — Но на самом деле у нас недостаточное количество товарных водоемов, которые являются по сути фермой, где арендатор как фермер разводит какую-то благородную рыбу. Рыбак может здесь рыбачить спокойно, но это не совсем законно.

Однако, считают специалисты, ни один пользователь не потянет зарыбление крупных водоемов. Аргази в этом отношении истощены. И даже если полностью запретить там рыбалку, восстановится рыбное поголовье лет через десять. Получается такая картина. Пока в области не идет аренда водоемов, тем временем озера дичают во всех смыслах. Размножается сорная рыба, бесхозными остаются берега, где люди с удочками ведут себя порой также дико.

Сегодня вместо конкурсов Министерство радиационной и экологической безопасности Челябинской области занимается формированием перечня рыбопромысловых участков. Как рассказал Андрей Питовин, начальник управления охраны, контроля и регулирования использования животного мира Минэкологии, в настоящее время денег недостаточно для оперативного решения вопросов. Всего 112 тысяч рублей выделили из федерального бюджета в этом году. Добавили столько же на местном уровне. Всего стало 224 тысячи рублей на формирование границ и для бесплатной рыбалки, и для платной. Этого хватит лишь на 100 водоемов. Прежний перечень включал 785 водных объектов. А платное рыболовство сегодня возможно лишь на 18 водоемах.

Пока не будут разработаны границы и перечень водоемов, никому не предоставят водоем в пользование. Здесь все зависит от скорости согласования с органами местного самоуправления. Они же будут давать предложения по границам участков.

По предложению Минэкологии, памятники природы и государственные заказники будут исключены из списка. Но это кроме тех озер, которые были предоставлены федеральными органами власти до вступления в силу закона о рыболовстве. Чтобы это изменить, у Минэкологии полномочия есть, а рычагов нет.

Заинтересованные стороны теперь пытаются договориться. Любители понимают, что разводить рыбу нужно, и сделать это может только хозяин — арендатор. Но что делать с браконьерами, которые не брезгуют молодью или лезут в озеро с сетями, бреднями и электроудочками? Значит, должен быть контроль. Как рассказала Галина Ныркова, заместитель начальника отдела агентства по рыболовству Нижнеобского теруправления, на все озера вокруг Челябинска направлено... пять инспекторов, а всего их в штате 29. Работают люди без машин, без лодок и даже без формы. А удостоверением и значком матерого браконьера не напугаешь. Охраняющим акватории положен оклад в 10 тысяч рублей. А ведь им еще оценивать качество работы арендаторов водоемов.


Сегодня в нашей области 790 водоемов, пригодных для разведения рыбы. На них имеется лишь 217 рыбопромысловых участков. На 49 водоемах организовано товарно-рыбное хозяйство и на 10 водоемах — культурное рыбохозяйство. Все эти 59 хозяйств дают 70 процентов улова всей рыбы в области. В советское время вылавливали 6,5 тысячи тонн рыбы в год. В 90-е годы производство упало до одной тысячи тонн, но сегодня дошло до четырех тысяч тонн.


Хотелось бы рыбачить по закону и правилам. Хоть и говорят, что сегодня проблемы не у рыбаков-любите-лей, а у товарного рыболовства. И все-таки в чем заключается «организация платного любительского рыболовства», о котором говорят на самом верху? Есть ли хотя бы формулировка, не говоря уже о наличии «индустрии»? Этой «индустрии» ни на одном бесплатном водоеме не видно. Также нет пока формулировок, что такое «услуга» и что такое «инфраструктура». А без них не очень ясно, когда и сколько платить за путевку на рыбалку.

— Общедоступность закреплена Водным кодексом, —говорит Евгений Шерер, начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Челябинской области, — теперь впервые обратили на это внимание. Разрешена ли рыбалка на озерах, взятых в аренду, — четкого ответа закон не дает. С согласия пользователя она разрешена.

Но как выражается это «согласие пользователя»? Кто-то путевки продает, кто-то просто деньги берет. Все это необходимо упорядочить. Неслучайно этот вопрос встал на федеральном уровне. Если водоем товарного хозяйства, значит продажа путевок запрещена. Под спортивно-любительское рыболовство необходимо проведение специальных процедур. Тут и другие нормы. И если взимать плату за рыболовство, то тогда предоставлять площади под охраняемую парковку, убирать мусор — и так до настоящей индустрии. И с этим никто не спорит.

Сергей ТАРАН