Меню

Предостережение Достоевского

06.04.2011 16:43 26 (11433)


Честный разговор со зрителем

Новый художественный театр завершил эпопею, посвященную роману Достоевского «Бесы». Основой третьей части театрального «сериала» стала неизданная глава романа «У Тихона». Первые две части театр выпустил еще в 2009 году. Третья подвела итог многолетней работы коллектива над одним из самых ключевых романов всей русской литературы.

Глава «У Тихона» встречается не в каждом издании. До сих пор официальной версией считается, что цензура забраковала ее из-за сцены растления Ставрогиным малолетней девочки. Для Достоевского же эта глава была очень важна, именно поэтому он настаивал на ее включении в роман и постоянно читал текст в кругу друзей. В НХТ и вовсе взяли ее за основу всего спектакля.

— Мне кажется, что именно в этой главе находится ключ к пониманию всего романа, — уверен режиссер-постановщик Евгений Гельфонд. — Ведь очень долго роман оценивали как некий социальный памфлет, а ведь на самом деле это не так, точнее, не совсем так. В первую очередь это произведение, как и все прочие у Достоевского, посвящено духовному исследованию. Поэтому и в спектакле мы отказываемся от каких-то внешних эффектов, здесь слово — точка отсчета всего происходящего.

Принцип погружения

Три спектакля по одному произведению — такого в Челябинске еще не было. Понятно, что объем романа гораздо больше драматургического формата, тем не менее постановщики обычно ограничиваются единовременным показом.

— В принципе, сейчас достаточно развита идея длительного погружения зрителя в определенный материал, — рассуждает режиссер. — Взять хотя бы сериалы. Принцип один, цели совершенно разные. Мы стараемся привлекать зрителя не к разговору о кухонных проблемах, а к вечным вопросам бытия.

— Вы считаете, это возможно? Сейчас многие предпочитают жить по принципу «жизнь и так тяжелая, надо отвлечься».

— Но это нужно делать. Как писал поэт: «Душа обязана трудиться…»

— А не поздно ли обращаться к душе в нашем теперешнем мире? Это раньше ставрогины искали покаяния, их потомки прекрасно уживаются со своими грехами.

— Я считаю, что это никогда не поздно. Гораздо страшнее, если человек так и не успеет этого сделать.

С маской богочеловека на лице

Итак, Ставрогин приносит старцу исповедь о своих преступлениях, которую он собирается обнародовать. На первый взгляд героем движет раскаяние — он готов публично покаяться и принять наказание. Однако по-прежнему движущей силой его поступков является гордыня и тщеславие. Игра в героя, который на этот раз должен стать жертвой, продолжается. Иной путь — тихого, истинного покаяния — Ставрогину неинтересен.


Красивая маска человекобога рассыпается тленом в лучах истинной красоты духа.

К.Мочульский


Проницательный старец это прекрасно понимает. Такой же приговор выносит сам автор поступкам и намерениям бунтарей века XIX, а также их последователям, утверждая, что в их делах нет на самом деле ничего героического. Как отмечает Константин Мочульский, «красивая маска человекобога рассыпается тленом в лучах истинной красоты духа». Спустя более чем столетие предостережение Достоевского так и не было услышано: массовые крещения и показная вера, погоня за внешними эффектами в ущерб подлинному внутреннему христианскому смирению. Разве не это сейчас процветает повсеместно?

Ответы на «проклятые» вопросы

Третья часть, как и две предыдущих, выстроена по тому же принципу. В основную канву беседы с отцом Тихоном включены отрывки из других глав: встреча с «хромоножкой», убийство Лизы, Лебядкиных, смерть Степана Трофимовича… Для постановщика важна не хронология, скорее, аналогия, сопоставления, противопоставления. Вся эта «игра» с текстом призвана лишь с одной целью — найти ответы на «проклятые» вопросы. Конечно, подобное изложение достаточно сложно воспринимать публике, привыкшей к более традиционной иллюстрации фабулы.

По этой же причине образ Ставрогина в первых двух частях раздроблен, причем волевым решением режиссера. Вплоть до того, что в разных фрагментах одного спектакля в роли главного персонажа зрители видели разных артистов. В третьей же раздробленные фрагменты, наконец, складываются в единое целое.


Сейчас почему-то модно относиться к зрителям как к толпе, требующей хлеба и зрелищ. Но ведь каждый зритель — это индивидуальность, самостоятельная единица.


— В первых частях нам был важен не сам Ставрогин, а какая борьба происходит вокруг него и как он влияет на окружающих, — объясняет замысел Гельфонд. — Последняя часть — это «час Х». Поэтому, наоборот, здесь все концентрируется на главном герое, на его внутренней борьбе.

Несмотря на все сложности восприятия, условности, даже разорванность материала во времени, театр все-таки добивается своей цели — заставить зрителя взглянуть внутрь себя. И наверное, не суть важно, какими методами эта цель достигнута.

Виктория ОЛИФЕРЧУК