Меню

Китайская «Италия», или как защитить свои права при покупке некачественной вещи

23.03.2011 15:39 22 (11429)


На прилавках уральских магазинов лежит множество не очень качественных вещей. Немногие «застрахованы» от подобных покупок собственными знаниями или уровнем зарплаты, позволяющим купить итальянский пуховик непосредственно в Италии, чтобы уж наверняка не приобрести подделку. Остальным же приходится либо обращать пристальное внимание на качество вещи, либо знать, как защищать свои права в случае необходимости. Об этом мы и расскажем в сегодняшнем выпуске «Азбуки потребителя».

Необъективные причины возврата

Одна из наших читательниц, Марина Иванкина, приобрела в крупном торговом комплексе города зимний пуховик. Продавец утверждал, что вещь качественная и теплая, однако на самом деле это оказалось не так. Даже в 15-градусный мороз в этой одежде было холодно, более того, после первой же стирки вещь полиняла и окрасила все, что стиралось вместе с ней. Девушка решила отдать пуховик обратно, однако продавец отказался принимать покупку, сославшись на то, что названы «необъективные причины возврата».

По словам специалистов Челябинского регионального отделения Ассоциации юристов России, согласно 10-й статье Закона «О правах потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о приобретаемых товарах. Согласно закону, до сведения покупателя должны быть обязательно доведены правила и условия эффективного и безопасного использования товаров, гарантийный срок, если он установлен, а также срок службы. Таким образом, претензии нашей читательницы, касающиеся того, что в приобретенной вещи недостаточно тепло, могут быть признаны обоснованными только в одном случае. А именно: если на этикетке содержалась информация о гарантии сохранения тепла при эксплуатации изделия, допустим, в 20-градусный мороз либо в определенной климатической зоне. На пуховике Марины таких указаний не было, а значит причина возврата — «не держит тепло» — действительно необъективная.

Вторая причина, из-за которой Марина также хотела вернуть покупку продавцу, — нестойкое окрашивание вещи. Отметим, что в качестве претензии это можно указать только в том случае, если соблюдались все рекомендации по уходу за пуховиком. Тогда продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.

Покупатель в этом случае может присутствовать при ее проведении. Если экспертиза выявит какие-либо недостатки в качестве пуховика, то Марина сможет вернуть вещь продавцу. Тот же будет обязан вернуть уплаченные за товар деньги.

Можно отметить, что в той ситуации, в которой оказалась Марина, можно и не возвращать вещь продавцу, при условии, конечно, что ее по каким-либо причинам хочется оставить и носить тогда, когда на улице не холодно. Стирать же ее в любом случае придется отдельно от остальных. Тем не менее бывает и так, что нет возможности оставить купленную вещь по причине слишком серьезных недостатков. Тогда придется, что называется, идти до конца и «не вестись» на слова продавца, утверждающего, что вы никогда и ничего в суде не докажете.

Товар из комиссионки возврату подлежит!

Другая наша читательница столкнулась с более серьезной проблемой при покупке зимней одежды. Алиса приобрела в СТОК-центре зимний пуховик итальянской марки Sisley по цене в два раза ниже продажной. Однако впоследствии на подкладке обнаружилась надпись Made in China, а носить купленную вещь было невозможно по причине того, что все надетое под ней моментально оказывалось покрыто мелким белым пухом. Продавцы заявили девушке, что покупку вернуть она не сможет, потому как товар из СТОК-центров обмену и возврату не подлежит. Однако на самом деле это не так. По словам юристов, требования закона о возврате товара ненадлежащего качестве и уплаченной за него суммы распространяются в полной мере и на тех же условиях и на магазины СТОК, а также на магазины комиссионной торговли.

— Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме. Эта информация должна быть отражена, например, на ярлыке товара или товарном чеке, — комментирует юрисконсульт Челябинского регионального отделения Ассоциации юристов России Ольга Растихина. — Таким образом, если в процессе носки и ухода за вещью, купленной в СТОКе, были выявлены недостатки, о наличии которых покупатель не был предупрежден при покупке товара, то продавец по требованию покупателя обязан вернуть уплаченную за товар сумму. Отмечу, что бренд, под которым продается товар, и государство-производитель — это разные вещи. Многие брендовые вещи вполне официально изготавливаются в странах третьего мира. Основное требование, установленное законом, — это содержание достоверной информации о товаре. В рассматриваемом случае на пуховике содержится достоверная информация о бренде, под которым изготовлен товар, и стране, в которой он произведен. Также покупателям стоит взять на заметку и то, что согласно пункту 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иных документов, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований.


Советы от «ВЧ»

Правила выбора тепла

  • Весной покупать зимнюю одежду намного выгоднее, чем непосредственно в разгар сезона. Сейчас можно приобрести теплый зимний пуховик со значительной скидкой. Однако для того, чтобы покупка радовала вас не только красотой, но и качеством, обратите внимание на несколько важных моментов.
  • Покупая пуховик, посмотрите на ярлычок. У качественного, как правило, имеется ярлык с надписью down. Одно из значений перевода этого слова — пух, пушок. Обратите внимание еще и на то, что верхняя одежда, полностью состоящая из пуха, стоит, как правило, достаточно дорого. Именно поэтому в зимние пуховики добавляют около 30 процентов пера. Для более мягких и теплых зим подойдет одежда, где доля пера составляет около 50 процентов. Однако если зима отличается сильными морозами, то нужно выбирать более теплые варианты. В них доля пуха может быть 80 и более процентов.
  • Посмотрите на подкладочный материал. Чем более качественную вещь вы держите в руках, тем более дорогая у нее будет подкладка. Например, шелковая.
  • Обратите внимание на то, что с внутренней стороны не должны быть видны пушинки. Даже если их нет, наденьте пуховик и немного походите в нем. Если качество оставляет желать лучшего, то он «обпернатит» все, что под ним надето.
  • Посмотрите на нитки и швы изделия. Последние не должны быть сквозными, иначе одежда не сможет защитить от ветра. Качество ниток должно быть на высоте, иначе ваш пуховик расползется по швам после нескольких стирок.
  • Обратите внимание на то, есть ли прострочка с внутренней стороны пуховика. Она поможет пуху не сваливаться вниз. Если же ее нет, пух «погреет» вас недолго.
  • Очень важным плюсом является наличие на рукавах и низу куртки стягивающих манжетов. В этом случае вы будете максимально защищены от холодного воздуха и ветра.
  • Обязательно проверьте фурнитуру. Лучше, если все «молнии» расстегиваются легко, без заеданий. Кнопки не должны быть слишком тугими, иначе вы можете повредить материал, на который они посажены.
  • Учтите, что в пуховике длиной до колена намного теплее, чем в вещи, едва прикрывающей поясницу.

Ольга СУВОРОВА
Фото Вячеслава НИКУЛИНА