Меню

Современные технологии службы 04

27.10.2010 15:40 256 (11389)


Многим уже невозможно представить комфорт без голубого топлива. Оно нам нужно в любое время года и для разных потребностей. Обеспечение безопасной и бесперебойной подачи газа является главной задачей ОАО «Челябинскгоргаз» (предприятие бизнес-направления ГАЗЭКС ЗАО «КЭС»). А внедрение новых технологий помогает специалистам более качественно и быстро делать свою работу.

«Сердце» газовых сетей под постоянным контролем

Газ для повседневного пользования приходит в жилые дома и на промышленные предприятия через газорегуляторные пункты. Именно там голубое топливо понижается до нужного давления для того, чтобы им можно было пользоваться в быту. Поэтому газорегуляторные пункты (ГРП) можно назвать сердцем газовых сетей. Только бесперебойная работа «сердца» обеспечит качественную и надежную поставку газа.

На большом мониторе в диспетчерской аварийной службы ОАО «Челябинскгоргаз» — карта Челябинска. Такую карту не увидеть обычному горожанину: на ней обозначены газорегуляторные пункты. Всего их в областном центре около 70, а из них самых крупных, стационарных, 19. Все они подключены к системе телеметрического контроля «Купол». Сейчас ОАО «Челя-бинскгоргаз» заканчивает ее модернизацию.

С начала 2010 года специалисты предприятия уже ввели в эксплуатацию современное оборудование на 11 газорегуляторных пунктах, а в ближайшее время будет смонтировано и начнет функционировать оборудование телемеханизации нового поколения еще на восьми ГРП.

Современная программа «Купол» позволяет увидеть на экране монитора не только все газорегуляторные пункты, но и контролировать в режиме реального времени давление газа на входе и на выходе, расход и температуру газа, температуру воздуха и уровень загазованности помещения. При этом диспетчеру аварийной службы 04 нет необходимости неотрывно следить за показаниями на мониторе. О любых отклонениях от нормы сообщает звуковой сигнал. Таким образом, новая система телеметрического контроля дает возможность не только оперативно реагировать на аварийные ситуации, но и предотвращать их.

В комплект оборудования нового поколения входят также датчики охранной сигнализации. Основные объекты газового хозяйства находятся на окраинах и пустырях города и часто привлекают внимание вандалов и охотников за металлом. Для надежной защиты специалисты ОАО «Челябинскгоргаз» установили вторые железные двери на входе в стационарные газорегуляторные пункты. При вскрытии первой двери датчик срабатывает и подает сигнал в диспетчерскую. Дежурная аварийная бригада успевает доехать до объекта, пока посторонние «возятся» со второй дверью. С будущего года ОАО «Челябинскгоргаз» планирует начать устанавливать оборудование телеметрического контроля уже на шкафных газорегуляторных пунктах.

Навигация для оперативности

Оперативно реагировать на нештатные ситуации на сетях города газовикам помогает еще одна специальная программа — «Прометей», с геоинформационной картой города. На ней отражены все газопроводы города и сооружения на них с точностью до подъезда. Диспетчеру достаточно ввести в программу адрес, и она сама за несколько секунд проиграет аварийную ситуацию. Программа покажет, где находится необходимый дом, какие запорные устройства нужно использовать, чтобы перекрыть поступление газа на опасный участок, сколько потребителей газа попадет под отключение.

Быстро и оперативно приехать на место аварии помогает программа «Навигатор». С 2009 года на все машины аварийной службы установлены навигационные приборы, которые постоянно передают информацию о всех передвижениях в диспетчерскую службу. Там на компьютерах установлена специальная подробная векторная карта. Диспетчер в режиме реального времени получает точную информацию о местонахождении дежурных бригад. В нештатных ситуациях очень важно знать даже, с какой скоростью едут машины, чтобы рассчитать время их прибытия к месту чрезвычайного происшествия. Это особенно актуально в условиях миллионного мегаполиса с напряженным транспортным потоком и постоянными пробками на дорогах. Если автомобиль аварийной службы оказался в пробке, то программа «Навигатор» покажет, какая другая машина сможет быстрее всего прибыть на место ЧП. Это помогает оптимизировать маршрут движения машин и сократить время прибытия. Постоянный онлайн-мониторинг дежурных бригад также способствует эффективности работы службы 04, повышению ответственности и собранности ее работников.

Помимо навигационных приборов машины аварийной службы оборудованы бортовыми компьютерами. На каждый компьютер устанавливается программа с геоинформационной картой города и газовых сетей. Аварийной бригаде уже не нужно тратить время на связь с диспетчером и получение от него необходимой информации о газопроводе и объектах на нем, а также о потребителях, попадающих в зону отключения голубого топлива для локализации аварии. Специально обученные сотрудники аварийной службы могут сами оперативно принимать решения в условиях, когда дорога каждая минута.

Внедрение современных технологий в работу ОАО «Челябинскгоргаз» призвано способствовать надежному и безопасному газоснабжению потребителей областного центра и пригородных районов.

Софья ИКОННИКОВА