Меню

Деревьям отогрели душу

27.08.2008 00:00 162 (11045)


У старых деревьев своя память. Где она обитает — в кроне, корнях? Кто знает… Деревья — молчаливые свидетели истории. Пять даурских лиственниц, растущих на углу перекрёстка проспекта Ленина и улицы Красной, — ровесники далёких событий забытой русско-японской войны. Но коротать свой век в безвестности и запустении им не придётся. Городская администрация и фирма «Орхидея» организовали редчайшим деревьям достойный уход.

СПРАВКА «ВЧ»

В 2005 году депутаты Челябинской городской думы присвоили статус мемориального дерева вековому дубу на улице Барбюса. Поводом для этого решения послужили многочисленные обращения пенсионера Михаила Уточкина во властные структуры, в «Вечерний Челябинск» и другие СМИ города.

Уникальность дуба не только в столетнем возрасте, исполинских размерах и вообще редкости для Челябинска. По воспоминаниям ветеранов, многие челябинцы в Великую Отечественную войну, уходя на фронт, обращались к этому дереву со словами: «Ты будешь нас ждать, и мы обязательно вернёмся». Их слова мемориальный дуб хранит до сих пор. Это единственное дерево-памятник в Челябинске.

А в других городах их немало. Известный дуб в Ясной Поляне, чинара «Семь братьев» под Ашхабадом, дуб Суворова, дубы Петра Великого, старый вяз в центре Москвы и многие-многие другие исторические и редкие деревья.

В Москве, например, на них заводят особые паспорта, где дано описание дерева, его природной ценности, содержатся параметры занимаемого им земельного участка, информация о состоянии дерева, а также указаны ответственные за содержание и сохранение памятника природы.

Многие горожане помнят и любят этот зелёный уголок. Именно уголок: для сквера маловат, а простым газоном не назовёшь. Когда-то рядом с ним располагался любимый магазин всех челябинских ребятишек — «Золотой ключик», где продавали конфеты и сладости.

Мощёная камнем дорожка, выложенные из того же камня полукруглые лавочки. А самая главная местная достопримечательность — это лиственницы. В их тени уютно и удивительно спокойно, несмотря на городскую суету вокруг.

Но мало кто из челябинцев знает, что эти деревья посажены больше ста лет назад при необычных, даже трагических обстоятельствах.

Предсмертная просьба

Когда-то историю появления этих лиственниц по крупицам, опрашивая очевидцев событий, восстановил челябинский краевед Владимир Борисов. Во время русско-японской войны 1904 — 1905 годов в России во многих городах возникали комитеты по оказанию помощи пострадавшим воинам и их семьям.

Не остался в стороне и Челябинск. В нашем городе расположилось несколько госпиталей для раненых. Один из них — в доме ссыльного польского аристократа, действительного статского советника Владислава Фердинандовича Сапеги-Ольшевского. Это первый этаж дома № 62а по проспекту Ленина.

Однажды в госпиталь был доставлен тяжелораненый офицер, его имя осталось неизвестным. Раненый поведал хозяину дома, что не верит в своё выздоровление. Чувствуя близкую кончину, офицер попросил Сапегу-Ольшевского подыскать подходящее место для посадки семян дальневосточной лиственницы.

Эти семена он вёз с войны на родину, чтобы посадить их в память о войне. Подходящая делянка была выбрана в саду при доме. Тот сад был немалых размеров и доходил до середины современного проспекта Ленина. Просьба тяжелораненого была исполнена. Через два месяца его не стало…

А весной в саду пробились зелёные побеги. За ними стали ухаживать жившие в доме Сапеги-Ольшевского инвалиды войны. Рядом с деревцами они посадили обыкновенную и дальневосточную сирень. Потомки тех кустарников произрастают тут и сегодня. Постепенно зелёный уголок приобретал свои нынешние очертания.

Говорят, что году в 1965-м под этими лиственницами встречались ветераны русско-японской войны, многие из которых были очевидцами и участниками далёких событий в Челябинске. Нынешнее поколение челябинцев о той войне и славной роли нашего города в ней ничего не знает. И лишь лиственницы молчаливо хранят память о страданиях, подвигах, надеждах и делах наших предков.

Зелёные красавицы

Назвать их старушками язык не поворачивается, даурские лиственницы — изящные красавицы, несмотря на вековой юбилей.

Но по причине того же возраста требуют ухода и внимания. В июне 2007 года несколько челябинцев, среди которых краевед Владимир Борисов, директор ботанического сада Челябинского государственного университета Вера Меркер, доцент кафедры истории Челябинской государственной академии культуры и искусств Алексей Терехов, обратились в городскую администрацию с предложением считать эту территорию мемориальной, историко-культурной и придать ей статус особо охраняемой природной зоны местного значения.

Вера Меркер дала заключение нынешнему состоянию лиственниц, в котором отметила, что деревья хорошо сохранились, но страдают от сорной поросли и нуждаются в уходе. А опыт столетнего произрастания в центре промышленного мегаполиса вообще признала уникальным.

Обращение после рассмотрения вице-мэром Вадимом Евдокимовым легло на стол Александру Корбуту, начальнику городского управления экологии и природопользования.

А далее…

— Весной Александр Викторович обратился к нам с просьбой взять под опеку эти деревья, — рассказывает директор фирмы «Орхидея» Оксана Горошко.

— Мы знаем, что этот уголок любят многие горожане. Нам и самим нравится это место. Жалко, если оно придёт в запустение. Поэтому мы с радостью взялись за его облагораживание.

В первую очередь выполнили подкормку и обрезку деревьев, присыпали их корой. Теперь восстанавливаем каменные дорожки, скамейки. По нашей задумке это место будет похоже на японский садик.

Дизайнер фирмы Ирина Преображенская рассказала корреспонденту «ВЧ», что на газоне рядом с лиственницами появится узкая декоративная дорожка в восточном стиле из речной гальки, подсыпанная мраморной крошкой.

Соседями редких дальневосточных деревьев станут многолетники хоста и бадан. Уже завезены валуны, которые также будут выполнять декоративную функцию.

А весной планируется заменить травянистый покров, который засорился и поредел. Обновлённый и ухоженный уникальный уголок станет подарком городу от фирмы «Орхидея».

Память должна жить

А вот получение статуса особо охраняемой природной зоны для даурских лиственниц пока под вопросом.

— Чтобы объявить это место особо охраняемой природной территорией, необходимо ввести здесь особый режим, — поясняет начальник отдела экологии и природопользования Тимур Тимиров.

— Например, здесь нельзя находиться без пропуска, доступ сюда возможен только для научных целей. Как вы понимаете, на людном, проходном месте такой режим соблюдать невозможно.

Это территория общего пользования, тут всегда много людей, транспорт, загазованность, мусор, который надо убирать. Ограничить доступ к этим деревьям очень сложно. Поэтому решение пока не принято.

И всё-таки хочется, чтобы память жила. И для этого вовсе не надо создавать из этого места заповедник с пропускным режимом. Наоборот, пусть приходят сюда горожане, приводят своих детей. Жаль только, что рассказать челябинцам свою историю сами лиственницы не могут. Это за них должны сделать люди.

— Повесить бы на дом Сапеги-Ольшевского мемориальную доску, где говорилось бы о том, что во времена русско-японской войны здесь располагался госпиталь и что деревья были посажены по просьбе раненого офицера, —мечтает краевед Владимир Борисов.

—  В Челябинске нужны такие памятники. Наш город суровый, а история отогревает душу.

А душу деревьев отогрели люди. Все участники этой истории согласились с тем, что даурские лиственницы заслужили звание памятника природы и истории.

Но для того, чтобы рядом с ними появилась мемориальная доска, необходимо решение городских властей. Хочется верить, что оно будет.

Кстати

В Челябинской области сохранилось всего четыре памятника, установленных в честь воевавших в русско-японской войне 1904 — 1905 годов: памятный знак в селе Миасском, мемориальная часовня в Юрюзани, памятный знак в Травниках, часовня в селе Степном. В Челябинске памятного места в честь горожан, участвовавших в русско-японской войне 1904 — 1905 годов, нет.

Редкие жители наших улиц

Дубы — кроме столетнего патриарха в Ленинском районе на улице Барбюса несколько молодых экземпляров растут в центре города во дворах.
Каштаны — возле администрации Тракторозаводского района, на перекрёстке про-
спекта Ленина и улицы Энтузиастов за киоском «Роспечать», в частном секторе на проспекте Комарова. 
- Кедры — в сквере на площади Революции, на проспекте Ленина, на Алом поле. 
- Канадские остролистные клёны — на Алом поле, у кинотеатра имени Пушкина, в парке имени Пушкина.
Западные туи — в парке имени Гагарина.
Лиственница даурская

Родина — Восточная Сибирь, Дальний Восток, Маньчжурия. Продолжительность жизни дерева около 300 лет. В городских условиях неприхотлива, устойчива, долговечна. Деревья представляют большую декоративную ценность. В озеленении российских городов встречаются очень редко.

Дарья ЛУКАШЕВСКАЯ
Фото Виктора БАСКОВА