Меню

Резонанс Владимира Коровина

03.04.2008 00:00 61 (10944)


Предприятия научного направления сегодня в России не очень популярны. Всем известно, что умы нашей страны либо уже «утекли» за границу, либо нашли другой вид деятельности. Но вы не знаете Владимира Коровина! Его научно-промышленное предприятие «Резонанс» уже 17 лет успешно создаёт и производит приборы, помогающие увеличить безопасность тяжёлой дорожной и строительной техники. А их создатель даже удостоен чести быть включённым в президентское издание «Лучшие люди России» как «надёжный бизнес-партнёр».


Из досье «ВЧ»

Владимир Андреевич КОРОВИН

- Родился 11 июня 1951 года в Курганской области. 
- Окончил приборостроительный факультет ЧПИ. 
- Доктор технических наук. 
- Награждён знаком участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. 
- С 1990 года генеральный директор ООО «НПП «Резонанс». 
- Женат, трое детей. 
- Увлекается радиоспортом.

Счётчик на грани фантастики

— Владимир Андреевич, как началась ваша трудовая биография?

— В 1973 году я окончил Челябинский политехнический институт (ныне ЮУрГУ), приборостроительный факультет. Устроился на работу инженером-разработчиком в СКБ «Ротор» (специальное конструкторское бюро по оборонной технике).

Проработав десять лет, принял решение заняться наукой и перешёл в научно-исследовательский институт по промышленным тракторам.

Долгое время работал там старшим научным сотрудником в лаборатории автоматизации челябинского филиала НАТИ. В 1986 году у меня была командировка в Чернобыль, на место катастрофы, но это отдельный разговор.

В 1991 году вышло постановление правительства СССР о создании и развитии малых предприятий. И вот я вместе с двумя учёными образовал МП «Резонанс».

Изначально у нас была идея инжиниринговой фирмы, без собственного производства, — разработка и продажа идей. Так, мы разработали электронный счётчик электроэнергии и даже получили патент на изобретение.

Это было что-то на грани фантастики! Маленькая на тот момент организация сумела заключить лицензионный договор с большим подмосковным заводом на крупносерийное производство.

Это означало, что «Резонансу» полагались отчисления с продажи каждого счётчика. И мы уже потирали руки, что будем жить прибыльно и счастливо. Однако завод просто не стал платить причитающиеся нам проценты.

Подавать в суд на государственный гигант вчера образовавшемуся частному предприятию бессмысленно. Пришлось признать, что наши идеи не оценили и просто необходимо начать заниматься производством по своим разработкам.

Таким образом, из маленького предприятия в три человека «Резонанс» превратился в компанию, в которой сегодня работают около двухсот сотрудников. Наше предприятие дважды объявлялось лучшим в сфере промышленного производства.

— Наверняка ваши приборы пользуются популярностью за границей.

— Действительно, мы поставляем достаточно много приборов в ближнее зарубежье — Белоруссию, Казахстан, Украину, Словакию и так далее. Для поставок в Европу мы ещё не до конца созрели, там очень высокая конкуренция.

Ко всему прочему нужен Европейский сертификат международного стандарта по системе менеджмента качества. В будущем мы вполне сможем конкурировать с передовыми производителями продукции в этом сегменте рынка.

Ведь с каждым годом предприятие увеличивает объём производства, а это уникальный факт для машиностроительной отрасли.

— А сами вы разрабатывали прибор, который сейчас выпускает завод?

— Отчасти. Я исполняю роль главного конструктора — так сказать, задаю общее направление работы. Ведущими же разработчиками являются Сергей Гераскин и Дмитрий Токарев.

— Владимир Андреевич, насколько мне известно, в России только два производителя, включая «Резонанс», занимаются подобными разработками. Как удаётся находить общий язык с соперником?

— До 2002 года московская компания «Эго» была монополистом на российском рынке в разработке приборов по грузоподъёмным кранам.

С 2001 года наше предприятие стало производить приборы для кранов-трубоукладчиков ЧТЗ, с 2002-го — для автомобильных кранов. Тогда-то и удалось разрушить монополию.

А за последний год «Резонанс» увеличил объём производства до 200 приборов в месяц. На сегодняшний день мы занимаем порядка 20 процентов в этом сегменте рынка. Естественно, нашим конкурентам это не нравится.

Они вступили на путь нечестной конкурентной борьбы и решили подобраться к нам через московский Ростехнадзор, который, в свою очередь, летом прошлого года попытался отозвать у нас лицензию.

При-шлось отстаивать свои права в суде. Сейчас работаем на законных основаниях. Правда, в декабре срок выданного разрешения истекает.

Как лягут карты после этого, пока загадывать рано, но мы сделаем всё возможное, чтобы продолжить работу. Наше предприятие уже обратилось за помощью в правительство РФ и УФАС.

«Преподавание не для меня»

— Насколько я знаю, вы также занимаетесь преподавательской деятельностью.

— Ещё работая в тракторном институте, я защитил кандидатскую диссертацию по автоматизации тракторных агрегатов. Чуть позже защитил и докторскую. Отмечу, что звание доктора наук само по себе не даёт мне ничего, самолюбие разве что тешит.

Хотя сразу после защиты мне предложили на выбор руководить одной из трёх кафедр ЧГАУ, но преподавательская деятельность меня, честно сказать, не особенно интересует. Поэтому я отказался.

Однако через некоторое время ректор Челябинского агроинженерного университета вновь стал просить меня пойти к ним работать. Так, в 2006 году я всё же согласился стать заведующим кафедрой автоматики и два года трудился на благо университета.

Вообще полагаю, что самым главным недостатком нашего высшего образования является слабая связь вузов с производством.

Ну и ещё, конечно, низкая заработная плата работникам учебных заведений, что влечёт за собой дефицит кадров. Моей основной задачей было задать кафедре направленность работы.

Стоит отметить, что со студентами я общался мало, только на защите дипломных проектов. При поддержке ректора многое удалось сделать: обновили стендовое оборудование, организовали лабораторию автоматики, создали компьютерный класс.

В конце концов получилось так, что произошла смена проректора по научной работе, а экс-проректор пожелал занять моё место. Я с превеликим удовольствием уступил ему.

Чернобыльский след

— Вы говорили, что были на месте аварии в Чернобыле. Можете об этом рассказать?

— Это одно из самых ярких впечатлений в моей жизни. В 1986 году — тогда я был ещё сотрудником лаборатории автоматики челябинского филиала НАТИ — меня с коллегами отправили в командировку в Чернобыль.

Конечно, мы догадывались, куда едем, но полной информацией об аварии никто не располагал. Катастрофа в Чернобыле повергла всех в шок.

Никто толком не понимал, что нужно и безопасно делать: ни партийное руководство, ни солдаты, брошенные на уборку радиоактивного мусора.

Так вот, приезжаем рано утром в Киев, а там специальная техника моет улицы мыльным раствором, убирает радиоактивную пыль. А по дороге в Чернобыль мы встретили огромную колонну санитарных машин.

Только в тот момент осознали, насколько происшедшее серьёзно. Однако меня потрясло другое. Едешь в бронетранспортёре по городу, смотришь — а на улице рай земной! Начало мая, в Украине всё цветёт, зелень кругом, тепло, светло, на балконах бельё висит… И вокруг ни души.

Вообще в этой ужасной ситуации люди вели себя по-разному. Кто-то убегал сломя голову, как только видел, что стрелка дозиметра зашкаливает. Но было много смелых и отчаянных людей.

К примеру, один из дозиметристов, засучив рукава, голыми руками положил счётчик на гусеницу трактора, попереключал его и спокойно объявил: «700 рентген».

А человеку для приобретения лучевой болезни нужно всего десять минут постоять рядом с такой машиной. У меня, кстати, у самого доза облучения большая — 26,5 рентгена, но последствия той трагедии на мне пока не сказываются.

Секрет удачи

— Каким, на ваш взгляд, должен быть руководитель, стремящийся добиться успеха?

— Руководитель любого предприятия в первую очередь должен быть честным и открытым перед своими коллегами. А наверно, самое главное — перед потребителями. Конечно, можно кого-то обманывать, но это потом тебе же дороже обойдётся.

Для меня это совершенно неприемлемо. Также, чтобы быть успешным, нельзя стоять на месте, надо бежать вперёд опережающими темпами. Ведь в мире нет ничего стабильного и постоянного.

Попытка что-то сохранить всегда заканчивается крахом, поэтому нужно научиться работать на движение. И понять: если что-то не получается, это к лучшему, трудностей бояться не нужно.

Двигатель прогресса — это отнюдь не успех и достижения, а возникающие на пути препятствия. Если их не будет, жизнь покажется пресной.

Увлекательная связь

— А чем занимаетесь в свободное время?

— В начале 80-х годов активно занимался радиоспортом. В то время зарубежные радиостанции глушились в советском эфире, но самодельной антенной можно было «притянуть» «Голос Америки» или Би-би-си.

Я участвовал в международных соревнованиях среди коротковолновиков, которые проводили Соединённые Штаты Америки. Всего участников было около пяти тысяч. Я занял пятое место в первенстве мира и первое — на азиатском континенте.

Но кубки и медали не главное. Ведь как жил человек в советское время: то нельзя, это нельзя, существовал в узком кругу, и всё. В радиоспорте привлекала возможность общения, связь со всем миром.

На крыше своего дома я соорудил антенну высотой 25 метров и весом в одну тонну. Дома у меня стоял аппарат собственного изобретения.

Так вот задача была проста: за двое суток нужно провести наибольшее количество радиосвязей с различными странами. За связь внутри континента давалось одно очко, с другим — три.

Я смог за этот срок связаться со 122 странами. Затем нужно было написать отчёт о проделанной работе и отправить его в США. Там сопоставляли все материалы и выносили результаты. Сейчас у меня никаких особых увлечений нет, всё свободное время занимает работа.

— Как предпочитаете отдыхать?

— Я очень мало отдыхаю. Однако в позапрошлом году с семьёй посетил Италию. Это была очень увлекательная и необычная поездка. Мы взяли автомобиль напрокат и объехали всю страну.

Прелесть была в том, что мы путешествовали без гида, с картой. Но не обошлось и без проблем: большинство итальянцев говорят только на родном языке и, несмотря на то что мои дети говорят по-английски, найти общий язык было непросто.

Да и живут итальянцы не настолько хорошо, как кажется. Кстати, до сих пор не пойму, почему все так восхищаются Венецией. Нам она не особо понравилась по одной простой причине: там же кругом каналы, даже светофоры на них стоят, заправки.

Я не могу себе представить, как можно добираться на работу на лодке. Ведь намного легче и удобнее дойти пешком. Получается, люди, создавая красоту, обрели массу проблем. Но в целом, конечно, Италия прекрасная страна!

Елена ТИТОВА