Меню

План Путина для России

23.11.2007 00:00 221 (10856)


Избирательная кампания по выборам в Государственную Думу вступила в активную фазу. Сейчас борьба за голоса избирателей достигла своего апогея. По мнению экспертов, очень высокий результат может получить партия «Единая Россия», избирательный список которой возглавляет президент России В.В. Путин, а основу избирательной платформы составляет «План Путина». Закономерно возникает вопрос: в какой мере это план президента России? И какой конкретно план сегодня реализует В.В. Путин?

Стратегическая линия

На вопрос, есть ли у него план действий, В.В. Путин подробно ответил на встрече с политологами — членами международного дискуссионного клуба «Валдай» 14 сентября 2007 года.

На этой встрече президент РФ подчеркнул, что слоган «План Путина» придумал не он, а партия «Единая Россия» как предвыборный лозунг. Сам же Путин считает своим планом ключевые положения ежегодных президентских Посланий Федеральному Собранию.

Если их все «выстроить в стройную систему, то это можно считать планом развития страны на среднесрочную перспективу». Из этих слов президента следует, что выверенного плана с указанием этапов, целей и задач у него в 2000 году после избрания на должность не было.

В такой ситуации, когда ежегодно ставятся конкретные задачи на краткосрочный период, важна стратегическая линия, в русле которой они реализуются. Эту линию Путин определил ещё будучи председателем правительства России в программной статье «Россия на рубеже тысячелетий».

В ней он назвал стратегическими целями своей политики консолидацию общества, сильное государство и эффективную экономику. Анализ деятельности Путина на посту президента России позволяет утверждать, что они и стали основой его политического курса.

Сегодня важно объективно оценить, насколько Путину удалось достичь поставленных целей, чтобы понять, каким он видит развитие России на ближайшую перспективу.

Две составляющие

Итоги своей президентской деятельности Путин разделил на две составляющие. На начальном этапе, по его мнению, «мы навели элементарный порядок в стране, восстановили её целостность и работоспособность государственных институтов.

На втором этапе начали концентрацию ресурсов и приступили к решению самых насущных экономических и социальных вопросов». Из этой оценки следует, что Россия только подошла к решению ключевых проблем.

Их преодоление и станет задачей третьего этапа плана Путина, база для которого была создана в годы его президентского правления (2000 — 2007 гг.). Чего конкретно смог добиться Путин за два своих президентских срока?

Позиции его сторонников и противников часто диаметрально противоположны. Поэтому без сопоставления сегодняшней России с тем политическим наследием, которое досталось от Ельцина, объективно оценить сделанное Путиным невозможно.
 
Скромное наследство

Итак, что получил Путин в 2000 году? Прежде всего, слабое государство с серьёзными дефектами в самом механизме власти. В действующей Конституции России не были предусмотрены формы федерального вмешательства и гипертрофированно прописана общественная природа местного самоуправления.

Выражаясь обыденным языком, субъекты РФ получили право практически оставаться неподконтрольными центральной власти, а местное самоуправление — быть независимым от региональных властей.

Образно говоря, власть представляла собой трёхэтажное здание с автономными входами на каждый этаж, без лифта и лестниц. Ситуация усугублялась конфликтами между всеми уровнями публичной власти.

Мэры крупных городов открыто воевали с губернаторами. В свою очередь, главы субъектов РФ, объединившись в региональные ассоциации экономического сотрудничества, смело противопоставляли себя Москве.

 Роль федеральных политических партий как политического института в политической системе была незначительна. Они были представлены только в Государственной Думе России, а в региональных законодательных собраниях доминировали местные политические организации, ориентированные на глав субъектов РФ (например, такие, как «Возрождение Урала» в Свердловской или «За возрождение Урала» в Челябинской области).

Экономика страны была в упадке и зависела от кредитов развитых стран. Огромный внешний долг, хронический дефицит средств в федеральном бюджете, задержки с выплатами заработной платы бюджетникам и пенсий пенсионерам…

Сам Путин на встрече с рабочими в г. Красноярске (13 ноября 2007 г.) так описал состояние ельцинской России: «Достаточно вспомнить начало девяностых — обещали одно, а сделали совсем другое.

Обещали, что будет благоденствие в течение двух-трёх месяцев, — получилось всеобщее обнищание, ваучеризация, возникли олигархи, за счёт миллионов людей накопившие миллиардные состояния; довели до гражданской войны, поставили вообще страну на грань развала».

В целом в силу названных факторов государство было рыхлым и малодееспособным, а экономика пребывала в затяжном кризисе. Ситуацию осложняло и то, что Ельцин последний свой президентский срок (1996 — 1999 гг.) практически не управлял страной сам, а его полномочия активно использовали олигархические группировки, близкие к Кремлю.

Кроме того, изнутри Россию подрывал полыхающий вооружённый конфликт в Чечне, умело подпитываемый и управляемый из-за рубежа.

Влиятельные мировые державы фактически готовили России роль хозяйственного двора развитых стран, откуда можно будет брать дешёвые энергоресурсы.

Что в этой ситуации реально удалось добиться Путину? Все оппоненты президента не могут отрицать по крайней мере три его очевидных достижения: установление конституционного порядка в стране, включая Чечню, и ликвидацию угрозы сепаратизма, восстановление государства как ключевого политического института и преодоление затяжного социально-экономического кризиса.

Причём сделано это было за очень короткий срок — с 2000 по 2007 год. При этом если экономический рост ещё можно обосновать ростом мировых цен на нефть и газ, то политическая стабильность, укрепление целостности страны и усиление государства есть результат целенаправленных действий непосредственно президента.

Для этого ему пришлось выстроить практически четыре властные вертикали, скрепляющие Российское государство и обеспечивающие его дееспособность.

Укрепить государство

 Во-первых, была создана президентская вертикаль власти: президент — администрация президента РФ — представители президента РФ в федеральных округах — федеральные инспектора в субъектах РФ.

Эта вертикаль приблизила власть президента к гражданам, а федеральные округа стали серьёзным барьером на пути развития сепаратистских тенденций в регионах.

В частности, по линии округов была проведена ревизия законов субъектов РФ, покончено с «местными суверенитетами» и восстановлено единое правовое пространство страны.

Во-вторых, была модернизирована исполнительная вертикаль власти. Раньше главы субъектов РФ формально входили в неё, но были де-факто не подконтрольны федеральному центру, а вмешательство органов государственной власти в деятельность глав муниципалитетов не предусматривалось в законодательстве даже формально.

В итоге исполнительная власть трёх уровней не имела чётко определённого механизма взаимодействия. Президент, несмотря на критику оппозиции и сопротивление местных элит, кардинально изменил ситуацию.

В 2003 году началась муниципальная реформа, в ходе которой главы субъектов РФ получили право непосредственно влиять на органы местного самоуправления в случаях нарушения ими законодательства или неэффективной работы.

Были определены порядок наделения муниципалитетов отдельными государственными полномочиями, формы контроля за их исполнением и источники финансирования.

В декабре 2004 года был введён новый порядок замещения должности главы субъекта РФ. С этого момента кандидатура на этот пост вносится президентом России и голосуется депутатами региональных законодательных собраний.

Принципиально важным моментом является то, что сам подбор претендентов на должность главы региона впервые с 1991 года стал носить экстерриториальный характер.

Это разрушило незыблемые ранее президентские и губернаторские режимы личной власти, которые часто противодействовали центральной власти, отстаивая местные, клановые и групповые интересы.

Кроме того, региональные элиты теперь стали ориентироваться на федеральный центр, а не только на главу субъекта РФ, выступавшего ранее главным центром их консолидации.

В-третьих, была образована партийная вертикаль. В 2001 — 2003 годы в России прошла реформа партийной системы. В ходе её политические партии прошли перерегистрацию и малочисленные партийные объединения были вынуждены самораспуститься.

За федеральными партиями было зарезервировано не менее 50 процентов мест в региональных заксобраниях. Таким образом, местная законодательная власть перешла из-под влияния местных политических элит под контроль федеральных партий, и прежде всего пропрезидентской «Единой России».

Сегодня эта партия, имея большинство мандатов, единолично контролирует работу не только федерального парламента, но и всех заксобраний субъектов РФ.

Через неё президент РФ и назначенные им губернаторы получили возможность беспрепятственно проводить необходимые законопроекты и тем самым оперативно осуществлять важнейшие политические решения.

В-четвёртых, президент вернул под прямой контроль государства ключевые телеканалы ВГТРК, ОРТ и частично НТВ (через активы ОАО «Газпром»).

При этом ВГТРК включила в свою структуру государственные телерадиокомпании субъектов РФ, ранее обладавших высокой степенью автономии. Таким образом, можно говорить, что в стране была создана также информационная вертикаль.

Итогом этих действий стало укрепление государства, усиление его роли в обществе. При этом оно стало более централизованным, и сегодня унитарная тенденция в его развитии налицо.

Однако одновременно с этим в России начался и идёт сложный процесс распределения властных полномочий и финансовых ресурсов между основными уровнями власти: федеральным, субрегиональным и местным.

Это означает, что в стране создаётся механизм государственной власти на федеративных принципах. Такая норма есть в Конституции РФ, но до Путина на практике она не была реализована. Россия являлась декларативной федерацией...

Виталий Иванов,
доктор политических наук

Продолжение в следующем номере