Меню

Илья МИТЕЛЬМАН: «Я ОЧЕНЬ СТРОГИЙ КОНТРОЛЕР»

11.07.2006 00:00 125 (10513)


Знакомый управленец по окончании Академии народного хозяйства при правительстве России пожаловался: «Представляешь, мне сказали, что я в свои 40 лет уже староват для подготовки на директора производства.

Им нужны 30-летние. Президент настаивает: строить новую Россию должны молодые амбициозные руководители». Собеседника знаю много лет с самой лучшей стороны.

Однако по сути нельзя не согласиться с позицией главы государства. Ставка на 30-летних — важный элемент экономической стратегии страны. Сегодняшний гость «Вечерки» — как раз из плеяды таких 30-летних руководителей. Возможно, глава ОАО «Хлебпром» Илья Мительман — один из наиболее типичных представителей поколения, которое олицетворяет будущее страны.

ОБЩИЕ ЦЕННОСТИ

— Илья, можно ли говорить о руководящем опыте работы человека, которому исполнилось 30 лет?

— В моем случае еще как можно. Я руковожу «Хлебпромом» последние шесть лет. Коллектив в полторы тысячи человек плюс еще 500 наших представителей разбросано по всей территории страны. Поверьте, непросто было сплотить такой огромный коллектив ради общей цели. Тем более что мне комфортно работать, когда меня понимают с полуслова. А не тогда, когда все приходится делать самому.

— И что же помогло сплотить коллектив?

— Я бы не стал называть что-то одно. И уж во всяком случае не стал бы преувеличивать собственную роль. Нет, мощное развитие «Хлебпрома» — результат общих усилий. Усилий на основе общечеловеческих ценностей.

— А что представляют собой эти ценности, на взгляд руководителя «Хлебпрома»?
— Ничего необычного. Это профессиональное отношение к работе, уважение к родителям, трепетная забота о любимой женщине, любовь к детям, гордость за страну.

— Которую нередко даже сами россияне пренебрежительно называют «этой страной»?

— Критиковать свою страну — последнее дело. Хочешь что-то поменять в своей стране к лучшему — начни с себя. Спроси себя, все ли ты сделал, что мог, для Родины? Я считаю, у нас нормальная страна. Здесь можно и нужно жить, работать, растить детей.

УМЕНИЕ МОБИЛИЗОВАТЬ ЛЮДЕЙ

— Но вот, например, наш родной Челябинск в экологическом отношении город загрязненный. А вы говорите про будущее, про «растить детей».

— А по-другому и быть не могло при таком количестве старых промышленных предприятий. Да, у Челябинска не все в порядке с экологией. Но грядут перемены. И потом, Челябинск зеленый город. В Москве таких скверов, как у нас, почти нет. Я люблю Челябинск. Все детство провел на лыжной базе.

— Спорт — мода или необходимость?

— Я вообще не сторонник конъюнктуры. Теннисом никогда не увлекался. А борьбой, которая мне по-настоящему нравилась с детства, занимался активно. Сейчас уже на татами не выхожу. Но форму поддерживаю регулярно. Занятия спортом позволяют быстрее и эффективнее работать, выдерживать большие производственные нагрузки.

— Кстати, о производственных нагрузках. В свое время говорили «битва за урожай». Потом такой подход раскритиковали как свидетельство бесхозяйственности на селе.

— А с другой стороны, в советские времена людей умели мобилизовать на достижение поставленной задачи. Что тут плохого? Я лично за соцсоревнование, битву за урожай… Почему бы и нет? Можно придумать современный аналог того лозунга. Не в словах же дело.

Пока стране в целом не хватает именно способности быстро мобилизоваться на выполнение тех или иных актуальных задач. Хотя никто другой за нас это не сделает. Так почему медлим? Плюс еще огромная проблема — демографическая. Как поднимать село, если там почти не осталось людей?

— Но у «Хлебпрома» коллектив как раз сложился. Сколько времени на это потребовалось?

— Первые два года моего руководства было непросто. Дальше уже пошло легче. Нашел общий язык с людьми, они научились понимать, чего хочу от них я. Сегодня предприятие постоянно находится в развитии. Без внутреннего взаимопонимания, уважения труда друг друга это было бы невозможно. Не возникает каких-то мелких претензий. Все вопросы решаем по-деловому.

— Можно ли сказать, что по стилю управления Илья Мительман жесткий руководитель?

— С одной стороны, я сторонник делегирования полномочий сотрудникам, потому что невозможно все сделать самому, особенно на таком большом предприятии. Хороший руководитель — как хороший дирижер. С другой, в принципиальных вопросах — качества, исполнительской дисциплины — я очень строгий контролер. Это же не шутка — производить продукты питания. Это очень ответственно!

УНИКАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

— Основная продукция «Хлебпрома» — хлеб и торты?

— Да, при этом производство хлеба в значительной части — это больше социальная функция (особенно по таким сортам, как «Уральский подовый»), а выпуск тортов под торговой маркой «Мирэль» — интересный, прибыльный и без преувеличения уникальный бизнес. Таких новых современных масштабных производств тортов, как в Челябинске, нет больше нигде в России.

— Интересно, а чем торты советского времени отличались от тех, что выпускает «Хлебпром»?

— В них было больше масла, сахара, получались более тяжелые бисквиты. Были и другие отличия.

— Потребитель с тех пор тоже изменился?

— Во времена СССР торты покупали те, кто физически смог это сделать в условиях всеобщего дефицита. А сейчас можно точно сказать: наш основной покупатель тортов — женщины в возрасте старше 20 лет. Они следят за фигурой, и мы это учитываем в рецептуре.

— Объемы производства тортов держатся на одном уровне?

— Нет, конечно. Мы начинали с 700 тортов в день. Сейчас дошли до 50 тысяч. Скоро будет 70 тысяч тортов в день. Торты «Мирэль» продаются не только в Челябинске, но и во всех городах-миллионниках страны. Но чтобы достичь такого уровня, пришлось много и упорно работать. Всем — от руководителя «Хлебпрома» до рядовых сотрудников.

БУДУЩЕЕ ГОТОВИТСЯ СЕГОДНЯ

— Почему люди в России чаще стали покупать торты?

— Возможно, стало больше поводов для праздников. При всех существующих проблемах Россия развивается в правильном направлении. Я одобряю политику укрепления государственного контроля за использованием природных ресурсов, поддержку оборонной отрасли.

Сейчас на науку начали внимание обращать. Перемены в России происходят в последние 15 лет. В жизни одного поколения это серьезный срок. Но с точки зрения мирового развития — мгновение. Фактически это всего лишь три пятилетки. Если в 90-х страна была в неком хаосе, из России утекали деньги в огромных количествах, то теперь люди стали думать о будущем.

— Что такое будущее в вашем понимании?

— Ближайшие 20, 30 или даже 50 лет. Надо четко понимать: задел, который в стране создается сегодня, это задел на следующие поколения. И я сам живу именно такими мерками. Если уж смотреть вперед, то сразу на много лет.

— Много споров идет о национальной идее России. Что является такой идеей, на ваш взгляд?

— Россия должна стать сильным, конкурентоспособным богатым государством. И это не несбыточные мечты. Уже в ближайшие пять — десять лет мы достигнем уровня жизни, вполне сопоставимого с некоторыми европейскими странами.

— Что такое «богатая страна»?

— Страна, в которой живут люди, получающие достойную оплату за свой труд. А уже потом можно говорить о ресурсах, оборонной мощи.

— Хлеб, вы говорите, социальный продукт. Его покупают разве только бедные люди?

— Хлеб покупают все, но в жизни тех, кто получает невысокие зарплаты или пенсии, хлеб играет особенно важную роль. Поэтому и говорится: «социальный продукт». По крайней мере в отношении популярных сортов хлеба.

ОТВЕТСТВЕННАЯ ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

— Время от времени у чиновников возникает желание порегулировать цены на хлеб…

— Это неправильно. Цены определяет рынок. В Челябинске сложилась нормальная конкурентная ситуация. Доля «Хлебпрома» на рынке города — 25 процентов. У Первого хлебокомбината — выше. Есть другие производители. Но мы честно конкурируем друг с другом и ведем ответственную ценовую политику. Не забывайте, 50 процентов в булке хлеба — цена муки.

Если рост цен на хлеб иногда и происходит, то чаще всего из-за роста цен на энергоносители. Цены на бензин растут куда быстрее цен на хлеб. Хотя зависимость вообще-то прямая. Так что разного рода спекуляции на этой социальной теме и желания чиновников регулировать цены экономических оснований под собой не имеют.

— Но выпуск хлеба все равно прибыльный бизнес?

— Как сказать… Вообще-то мы давно привыкли к тому, что на хлебе много не заработаешь. Но это производство в «Хлебпроме» тем не менее будет работать и дальше.

Потому что настоящий руководитель должен уметь видеть дальше собственного носа, должен нести ответственность не только за предприятие, которым руководит, но и за общество в целом. У «Хлебпрома» полторы тысячи сотрудников в Челябинске, 40 своих киосков и 10 магазинов. В наших точках торговая наценка минимальна.

В других торговых сетях бывает по-разному. Случается, цену накручивают вопреки нашим рекомендациям. Понятно, что хлеб — местный продукт. Его далеко не увезешь из-за небольшого срока хранения. Поэтому мы расширяем ассортимент, повышаем качество.

А вот наша компания «Мирэль» открыла уже 20 филиалов по России. Применение технологии глубокой заморозки позволяет сохранять качество тортов даже при перевозке на длинные расстояния. Здесь речь идет уже о росте объемов, поскольку технология отработана. Ассортимент тоже расширяем.

— Цены на хлеб сильно зависят от урожая? Например, чего ждать в этом году, когда обилие дождей?

— Погода, спору нет, фактор, сильно влияющий на урожай. Но в этом году шансы собрать хороший урожай не потеряны. Самое главное — какой будет погода в момент уборки и насколько качественно будет вестись уборка урожая.

— Семен Мительман, строивший в начале 90-х ассоциацию «Хлебпром», оказывает какое-то влияние на нынешнего руководителя холдинга?

— Отец меня многому научил в методологии, общении с людьми. Но в производстве тортов (а это по финансам ведущее направление «Хлебпрома») мне все пришлось постигать самому. Семен Аркадьевич не вмешивался в мою работу. У него сейчас хватает работы в Законодательном собрании области. Он полностью сосредоточен на работе в сфере законодательства.

— Есть секрет, как вообще можно добиться успеха в жизни? Есть универсальные рецепты?
— Правило в общем-то одно: задаться целью, постоянно видеть ее перед собой и упорно идти к ней. Самообразование и упорство — ключевые слагаемые успеха.

Подготовил Герман ГАЛКИН.