Меню

ПОБЕДУ ВСТРЕТИЛИ С «ПОБЕДОЙ»

07.07.2006 00:00 123 (10511)

60 лет назад на советские улицы и автодороги выехала новая легковая машина — «Победа». Как сказали бы сегодня, машина для советского среднего класса, созданная на Горьковском автомобильном заводе.

Эта машина была символом победы в Великой Отечественной войне. Кроме того, это была одна из первых машин, доступных (при определенных ограничениях) рядовому потребителю. В первом советском автосалоне в Москве можно было выбирать между «Москвичом-401» (девять тысяч рублей), «Победой» (16 тысяч рублей) и очень дорогим автомобилем ЗИМ (40 тысяч рублей).

Сталин, который лично проверял качество послевоенных советских машин, остался доволен «Победой». Правда, конструкторам пришлось немного понизить задние сидения в машине. Чтобы там мог по росту спокойно поместиться военачальник в своей каракульчевой папахе на голове.

Но «Победа» была не только символом наших военных успехов. Она стала и символом технических возможностей советской гражданской автопромышленности. При создании машины впервые в мировой практике был применен ряд новинок, технических новшеств, ставших затем стандартом при производстве машин.

Так, на «Победе» появились электрические указатели поворотов и стоп-сигналы. Впервые на машине возникли и электрические стеклоочистители. У машины была печка. Не стоит забывать и о такой новинке, как плафон освещения салона.

У «Победы» в разных ее модификациях была довольно долгая жизнь. В 1955 году появилась модель, которой дали новое название, — ГАЗ М20В.

Внешне она отличается измененной радиаторной решеткой — стала выглядеть более массивно, в соответствии с тенденциями автомобильной моды тех времен. Изменился и знак автозавода на носу машины — он перекочевал с капота автомобиля на свободное место над облицовкой радиатора.

Внутри салона тоже произошли изменения: в нем появился радиоприемник. Кстати, таких машин в наши дни сохранилось больше всего, и теперь под словом «Победа» понимают обычно ГАЗ М20В.

История «Победы» знает и превращение ее в открытый кабриолет — мечту детей ответственных работников. А когда пришло время освоения целинных земель, конструкторы ГАЗа выполнили новый социальный заказ — скомбинировали «Победу» с уже выпускавшимся (и имевшим тот же двигатель) ГАЗ-69.

Таким образом, на сцену вышел первый в мире комфортабельный внедорожник ГАЗ-М72. Благодаря доступности запчастей от «козла» ГАЗ-69 такие машины и до сих пор живут в деревнях, занимаясь тяжелым крестьянским трудом.

Есть в истории «Победы» и заграничные странички. Еще до 1971 года в Польше по советской лицензии выпускали слегка измененную «Победу» под названием «Варшава». А по слухам, даже в 80-х годах китайские товарищи выпускали «Победы». Для себя. Уж больно машина была хорошая...

Еще в начале 90-х годов на улицах наших городов можно было — пусть очень редко — встретить «Победы», занимавшиеся своим обычным автомобильным трудом. Теперь это все перешло на уровень ретро-парадов и ретро-выставок. И там нам не стыдно за нашу «Победу» — единственную, пожалуй, в истории отечественного автопрома.

Георгий ЛУКАНИН.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»