Меню

Между письмами и звонками

30.11.1999 10:58 93 (11704)


«Вы не подскажете, куда мне обращаться? В нашем дворе такой шум стоит ужасный». «Приезжайте, меня выселяют из квартиры». «Что делать? У нас вода течет с потолка!» Это не распечатка с телефона службы спасения. Обычный «коктейль» из звонков читателей «Вечерки», наполненный пьянящей реальностью городской жизни.

Граждане все чаще, вместо того чтобы решать свои проблемы обычным путем, обратившись в соответствующие инстанции, сразу хватаются набирать редакционный номер телефона. Может быть, это правильно. Но порой все же хочется спросить: газета — средство информации или обслуживающая организация?

Смотрите, кто пришел

Уже со дня своего основания «Вечерка» погрузилась в каждодневные заботы горожан, как говорится, по самую макушку. Как-никак первая городская газета. С тех пор сложились две формулы взаимодействия с читателями: «мы пишем, и поэтому нам пишут» и наоборот — «нам пишут, и поэтому мы пишем».

Сегодня ни дня не обходится без писем и звонков в редакцию. Только благодаря могучей обратной связи «Вечерке» часто удается поднимать довольно резонансные проблемы. По возможности журналисты стараются оперативно реагировать на каждое обращение в газету, пусть это и не всегда получается: звонков очень много, а корреспондентов мало. Впрочем, на настоящую «забойную» тему каждый готов броситься, босиком бы побежал.

Но с чем обращаются сегодня и кто приходит сегодня в газету?

Условно все это многообразие интересных людей можно разделить на три группы: «правдоискатели», «требователи» и «очарованные странники». Все они настойчиво норовят проникнуть в длинный коридор нашей «подводной лодки». И когда им это удается, разговора, такого же длинного, с посетителем не избежать.

«Правдоискатели»

Взгляд у них, как правило, полон разочарования и грусти, в руках — большая сумка или авоська с документами. «У меня тут подлинники, но если надо, сделаю копии!» Случилась у человека беда, маленькая или большая, но никак вот не получается ее побороть, потому что коррупция, подлость, нелепость жизни, дубинноголовость бюрократов. Короче, вылезает из-за спины человечества очередное «чудище обло, огромно, стозевно и лаяй». Но не сдается человек, хотя и обошел по всему кругу приемные чиновников, написал тысячу писем, пересудился со всем белым светом и проиграл по всем своим искам. Написал жалобы на все уровни, от помощника дворника до президента и указал на обидчиков. Обидчикам же те письма пришли — жалобщику теперь и деваться некуда. И ничего не остается, как ставить вопрос в публичном пространстве.

Это самые трудные посетители редакции. Кстати, замечу, чрезвычайно много у нас ходит народу именно в состоянии борьбы за правду. Часто «правдоискатели» — люди умные, интересные и за попранную справедливость готовы бороться долгие годы. К примеру, Дмитрий Николаевич Беляев, ветеран труда и верный читатель «Вечерки», так и не смирился с тем, что ему неправильно оформили дату водомерного счетчика. Принцип, видите ли, ему важнее денег.

А вот письмо от нашей читательницы Анны Дмитриевой, которая написала в газету недавно: «У меня на Митрофановском кладбище с 1949 года похоронен отец, участник Великой Отечественной войны. До октября 2013 года к могилке можно было пройти через узкий проход сантиметров в тридцать. А еще раньше с другой стороны тоже был узенький проход. Но после разрешения повторного захоронения его сразу же перекрыли. Оставалась только эта козья тропка. Но теперь и этот путь закрыт: появилась новая могила очередного богача. Установили мраморно-бетонное перекрытие в виде могильного комплекса на одного человека. Теперь я не могу прийти на могилу отца, привести внуков: доступа нет. Нет доступа и к соседним могилам, которые появились здесь примерно в конце 40-х — начале 50-х годов. В администрации Митрофановского кладбища только посмеялись: книга учета не в порядке, старые книги утеряны, кто захоронен и когда — неизвестно. План отсутствует. А чего проще: выложить в общий доступ всю информацию о Митрофановском кладбище, с точным планом могил, с доступом к этим могилам.

Что теперь делать, как проходить к могиле? Не уничтожать же часть новых недавних захоронений для этого. Ситуация невыносимая».

Верю каждому слову в письме. И какие важные проблемы поднимает читатель — от неравенства после жизни до бардака на кладбищах. Нам, журналистам, есть тут чем заниматься.

«Требователи»

О, эти неравнодушные люди требуют, настаивают, умоляют, вопиют, чтобы немедленно был наведен порядок. В чем? Во всем! Одна дама позвонила и потребовала, чтобы я немедленно посмотрел в квитанцию по коммунальным услугам. «Такое безобразие!» — сетует она. А какое именно, разобрать не удается. Но вот поступают свежие сигналы. С 22 по 27 ноября — сплошь звонки по атмосферному воздуху. Валентина Петровна Ковалюк с улицы Российской, 196: «Помогите, задыхаемся! Творится что-то невыносимое. Воздух пропитан какой-то гарью, которая вызывает рвотный рефлекс. Подскажите, к кому с этим обратиться?!» К кому обратиться, когда полгорода вопит, что с ЧЭМК идут выбросы. Да, как на грех метеорологическая обстановка хуже некуда. Мертвый штиль с соответствующим давлением.

Позвонила Наиля Гнатенко с Комсомольского проспекта: «У нас возле домов 28, 30, 32 такая грязь и пыль да мусорные кучи. Честно говоря, переезжая сюда, в большой город, не думала, что с чистотой могут быть такие проблемы. А ведь здесь я вынуждена гулять с маленьким ребенком». Да, дорогая Наиля, тут вы в самую точку попали. Наш глава администрации Сергей Давыдов как раз недавно возмущался по этому же поводу. Но как пропылесосить весь город сразу? К этому должна быть еще привычка, кроме техники, конечно. А мы даже не научились толком с мусором обращаться. И жильцы, и службы.

Фейковые «требователи»

Не люблю этих словесных заимствований, но тут никак не обойтись. (Фейк — фальшивка, подделка, утка. — Авт.) Звонки и письма порой поступают, но жалобы там не отражают реального положения дел. Кому-то показалось, что в ситуацию должна вмешаться газета, вот и будоражат редакцию. Недавно пришлось нам с фотокорреспондентом подхватиться и рвануть по целому списку таких фейковых сигналов. Сначала отправились по адресу на улице Братьев Кашириных. Дескать, там возле школы стоит такая опасная детская карусель, что того и гляди рухнет на кого-нибудь. Примчались. Нет никаких каруселей. Нормальные дети качаются на нормальных качелях (фото). Правда, узнали мы, что был такой опасный объект, да его благополучно срезали. Но это не остановило «сигнальщиков» в СМИ. Настучали. Теперь отправляемся по звонку в поселок Мебельный. Вводная: по улице Белорецкой школьникам нет возможности безопасно передвигаться, потому что на дорогу положили свежий асфальт — автомобили носятся, не снижая скоростей. «Требуем «лежачих полицейских»!» Вы видали такое? Приезжаем. Сразу выясняется, что школьникам ходить в родную 43-ю школу ничего не мешает. По дороге тротуар есть, да еще отделенный от проезжей части теплотрассой. Перекрестки, знаки соответствующие — все есть, чтобы никто не разгонялся на машине. Ну какие еще «лежачие полицейские»? Время трех человек, бензин — все впустую тратится. Но, преодолевая пробки, мы отправляемся на улицу Героев Танкограда, 120. Как же, ведь там раскурочили хоккейную коробку, завалили всю мусором и нагадили бомжи. Это по версии сигнализирующих. На месте (фото) никаких бомжей не оказывается. Вполне приличная спортплощадка и хоккейный корт от «Единой России» «в одном флаконе». Правда, одной секции ворот не хватает. Неужели сами жильцы этот вопрос не могут решить без участия газеты? Есть, наверно, у этого многоквартирного дома и свой участковый. Пустой прогон получился и на этот раз. Фейк, он и есть фейк.

«Очарованные странники»

Люди эти тоже интересные. Не стал бы я всех грести в одну кучу с теми, кто невероятно оживляется в весенний и осенний период. Многим из них кажется, что они нашли нечто интересное и торопятся донести это миру. Но в редакции от таких посетителей обычно шарахаются. И «очарованные» ищут всякие способы достучаться до корреспондентов. В сущности, они безобидные. Но время отнимают безжалостно и «мозг сносят» капитально. Вот только что избавился от крикливой дамы («Требую опровержения! Только не помню, когда вы писали»), как подошел этот мужчина, с таинственной улыбкой и хорошими манерами. Между прочим, бывший милицейский следователь. «Я могу вам объяснить значение любого слова», — сказал он вкрадчиво и начал объяснять. Минут через десять я пробую узнать, с какой целью пришел он в редакцию, — бесполезно. В конце концов мы расстаемся. На память он оставляет на моем столе рамочку со словами «Истина быть может и рождается в споре, но она проявляется и познается в беседе, как искусство ухода от спора». Пунктуация сохранена. И еще приписка: «Спора — одноклеточное образование». Чувствуете, как бесконечен путь беспокойной мысли. А еще к нам приходят пачками разнообразные нумерологи. Веселые, они объясняют значение слов и чисел, дарят самодельные книжки и норовят напечататься в ближайшем номере. Потом приходят толкователи колебаний Земли и причин массовой гибели птиц. А на днях в редакции материализовался потомственный ясновидящий с рецептом истинного пути России.

Пусть, в конце концов, приходят все они, по делу и без дела. Справимся. Нам без читателей никак нельзя.

Фото Вячеслава НИКУЛИНА.