Меню

Челябинское УФАС обнаружило признаки нарушения антимонопольного законодательства в системе оплаты за проезд

17.04.2015 10:14 30 (11841)


Получается, мы все катаемся в автобусах и троллейбусах незаконно, коли надзорный орган требует... приобрести новую систему оплаты?


Известно, к удобству привыкаешь быстро. Автоматизированная система оплаты проезда в общественном транспорте — как раз такое удобство, которое, кажется, было всегда и будет впредь. Без проездной карты трудно представить себя в нашей регулярной жизни с ее дальними поездками, пересадками. Нам, пассажирам, удобно: никаких хлопот с поиском мелочи по карманам. И транспортникам хорошо: в любой момент могут замерить пассажиропоток. А главное, пенсионерам никакой мороки: своя транспортная скидка получается автоматически.
Напомним, эта система в общественном транспорте заработала с 1 января 2012 года. Программа электронных терминалов, замкнутая на единый муниципальный диспетчерский пункт, позволила получать разнообразную информацию, вплоть до финансовой отчетности за отработанный период. И сама система легко справляется с потоком информации. Представьте, в Челябинске существует 400 тысяч льготников разных категорий, у которых есть социальные карты разного образца.

И вдруг завзятый пассажир, будь он школьник, студент, пенсионер, служащий или рабочий, столкнется с проблемой — транспортные карты летом окажутся «в трансе», потому что УФАС по Челябинской области в своем предписании обязал власти города до 1 июня 2015 года провести конкурсные процедуры и вновь приобрести автоматизированную систему. Представляете? Демонтировать уже работающую три года систему, которую обкатали, в которую уже вложено немало сил и средств. Это так госорган понимает политику бережливости и экономии? Тем временем транспортники не намерены мириться с таким положением дел и готовы оспорить предписание УФАС в судебном порядке.

Специалисты говорят, что если есть рабочая система, то приобретение новой нецелесообразно, поскольку для этого потребуется потратить значительные денежные средства из городского бюджета. Результатом такой «бдительности» надзорного органа станут многочисленные недо-разумения. А льготным категориям пассажиров придется вновь услышать от кондуктора: «Выходите, ваша карта не работает», поскольку неясно, будут ли работать после 01.06.2015 существующие карты и кто и как будет их активировать и пополнять.

В предписании УФАС говорится: «Система транспортных и социальных карт должна быть подконтрольна и находиться в собственности администрации Челябинска как органа местного самоуправления». Однако транспортники уверяют, что все имущество, приобретенное МУПами, автоматически оказывается собственностью администрации города, и приобретенная ранее автоматизированная система оплаты проезда не исключение.

— Когда в 2012 году для транспортных предприятий остро встал вопрос учета наличных денежных средств, получаемых от пассажиров, повышения кондукторской дисциплины в части выдачи проездного документа (билета), необходимость в оперативном получении данных о перевезенных пассажирах, мы провели мониторинг разных автоматизированных систем, — говорит директор МУП «Служба организации движения» Василий Муленков. — Выбранная система устраивала муниципальные предприятия, поскольку позволяла выполнить все поставленные задачи, а главное, позволяла видеть реальный пассажиропоток на маршрутах и на основании этих данных составлять расписание по потребностям населения.

Приобретение автоматизированной системы в 2012 году обошлось городскому бюджету в 30 миллионов рублей. Какую сумму придется затратить в условиях нынешних цен, остается догадываться. А замена транспортных карт, в том числе и муниципальных, приведет к тому, что льготные категории, среди которых ветераны труда, заслуженные работники и просто пожилые люди, будут вынуждены вновь выстаивать очереди, чтобы подтвердить свое право на льготный проезд.

— Пожилым людям всегда очень трудно даются любые перемены и нововведения, — рассказывает директор МУП «СОД» Василий Муленков. — Вряд ли будет возможно объяснить пенсионерам, что, пока будут проводиться конкурсные процедуры по покупке новой системы, они не смогут пользоваться своими социальными картами.

Транспортники призывают не забывать о том, что от разных нововведений могут прежде всего пострадать пассажиры, для которых общественный транспорт — неотъемлемая часть жизни.

Возникает вопрос: кому и зачем это понадобилось?