Меню

В Челябинске закончился третий международный фестиваль «CHELоВЕК ТЕАТРА»

03.04.2015 11:21 26 (11837)


15 заявок — именно столько уже упало в копилку фестиваля «CHELоВЕК ТЕАТРА — 2016» всего за три недели после третьего форума. В Новом художественном театре еще не успели перевести дух, отметить толком профессиональный праздник и отдать долги зрителям в виде задержавшейся премьеры спектакля про муми-троллей. Вместе с набежавшими ручьями и перелетными птицами в театр потекли, полетели заявки со всех концов страны.

 
"Нос в белую ночь"

В провинции без провинциальности
«Ваш фестиваль — уникальный», — в голос твердят критики и участники, хотя бы раз побывавшие здесь. Театральных фестивалей по всему миру предостаточно, их много, они разные, и в чем же такая-этакая уникальность форума, проходящего в российской провинции? В первую очередь как раз в отсутствии этой самой провинциальности.
— В театральном фестивале главными являются две вещи. Первая — это его художественный уровень, вторая — атмосфера доверия, взаимопонимания и любви. Как первая без второй мало стоит, так и наоборот. Программа нынешнего фестиваля была насыщенной и общий уровень работ высок, — уверена вице-президент международного форума Монотеатра при Международном институте театра (ЮНЕСКО), а также эксперт челябинского фестиваля Нина Мазур.

Мнение критика подобного уровня для профессионалов дорого стоит. С другой стороны, что скрывать, зачастую симпатии зрителей и экспертов в оценке происходящего на сцене расходятся, и кардинально. На фестивальных показах публика и зрители были достаточно единодушны: и те и другие дружно хохотали над макдонаховским калекой с острова Инишман (собственно, кто сказал, что нельзя смеяться, когда действительно смешно?), поражались мистическим трансформациям в блоковском «Балаганчике», жадно выхватывали похожие слова из сербской речи в спектакле «Мастер», посвященном Томасу Манну. Впрочем, в этом фестивалю повезло: чужие здесь не ходят и публика на показах была, как говорят, подготовленная.
 
 
Международный фестиваль «CHELоВЕК ТЕАТРА» проходил при поддержке главы города Челябинска в третий раз. Свои работы представили театры из России, Сербии, Израиля, Молдавии, Грузии, Казахстана. За неделю публика, участники и экспертный совет посмотрели 15 спектаклей и провели 15 часов обсуждений.
 
 
 
"Красный угол" (Скопин)
Фаворит в красном углу
«CHELоВЕК ТЕАТРА» — фестиваль не наградной, что, впрочем, не мешает каждому для себя определять своих фаворитов. Свой приз симпатий пристрастный зритель отдал молодежному театру «Предел» из небольшого городка Скопин Рязанской области с населением, не дотягивающим до цифры в 30 тысяч, что, однако, совершенно не мешает творить по-настоящему большое искусство.

Второй раз Владимир Дель со своими подопечными приезжает на фестиваль, и второй раз производит фурор. Новая встреча не просто закрепила первое впечатление — она удивила, поразила, развернула на 90 градусов и возвела прежнее впечатление, а прицепом и скопинский театр на новую высоту.
Спектакль «Красный угол» для пристрастного зрителя стал неким феноменом, который по большому счету спектаклем-то назвать нельзя, скорее неким интерактивным действом. Представьте: два с половиной часа три актера рассказывают об истории… традиционного народного женского костюма Рязанской области! Рассказывают с песнями, танцами, поговорками, воспоминаниями личными и не очень и с упоением — так, что оторваться невозможно.

Никакой назидательности, учености, просветительских потуг, взывания к патриотизму и совести — наоборот! Весело, легко, с шутками-прибаутками, а в финале и критики, и зрители роняли скупую слезу, сожалея о том, что волей-неволей превратились в Иванов, родства не помнящих, безвозвратно утративших что-то корневое, кровное, глубинное.

 
"Пиковая дама" (Вологда)
Пиетет без эпигонства
Хороших и очень хороших спектаклей на фестивале было довольно. Приятно, что сразу три челябинских коллектива получили высшие баллы у критиков: Камерный театр, представивший на фестивале спектакль «Балаганчик», пластик-группа «Море Лаптевых», показавшая визуальный проект «Артюр Рембо», и непосредственно хозяева фестиваля — Новый художественный театр, выставивший на разбор критиков свой новый эксперимент на гоголевские темы «Нос в белую ночь».

— В спектакле прежде всего поражает игровая стихия, фантасмагория, в нем прекрасные актерские работы, фантазийное и изобретательное оформление. Я уже не первый год знаю этот театр, работы Евгения Гельфонда, но художник Лена Гаева стала для меня настоящим открытием этого фестиваля, — призналась Нина Мазур.
— Режиссер очень активно поработал с гоголевскими текстами. Кого в спектакле больше — автора или режиссера? — провоцирую критика.
— Спектакль, бесспорно, гоголевский, но одновременно гельфондовский, — улыбается Нина Зиновьевна. — За превращениями, аллюзиями, перевертышами трудно уследить — такое обилие их обрушивает творческая фантазия создателей спектакля. Что особо хочу отметить, спектакль остро современный, его создатели чувствуют пульс времени. И однако все это феерическое, причудливое здание прочно стоит на невидимой опоре русской классической театральной школы.
— Как бы вы определили творческий метод художественного руководителя НХТ?
— Художественный метод Гельфонда — фантастический реализм, а его творческое кредо — пиетет перед русской классикой. А теперь внимание! — собеседница поднимает палец, чтобы подчеркнуть важность того, что хочет сказать. — Этот пиетет не предусматривает эпигонское повторение ранее сделанного, а, напротив, подвигает на смелый эксперимент.
Капля дегтя
Золотые слова. Возвращаясь к вышесказанному: провинциальность, как известно, проявляется в подражательности, которая выдает комплексы неполноценности и неуверенности в себе, что ведет к дефициту оригинальности, копированию каких-то образцов. Порой, кстати, это проскальзывало в некоторых работах, но таковых было меньшинство, а во-вторых, даже столичные труппы не застрахованы от этого вируса.

Условно афиша «CHELоВЕКа» делилась на две части: спектакли непосредственно фестивальные — креативные, оригинальные, яркие, продвинутые, в любом случае выдающиеся, по крайней мере из репертуарного ряда самого театра (таких была половина), и нефестивальные — представлявшие просто добротную, качественную работу, но не более того, сюда же затесалась тройка откровенно слабых постановок. Общее число представленных работ 15 — и вот здесь нужно поставить запятую.
— Я бы уменьшила насыщенность фестиваля, — качает головой Нина Мазур. — Три спектакля в день не дают возможности остановиться, оглянуться, вдуматься в смысл увиденного и услышанного. Мне кажется, что нужно ограничиться одним вечерним спектаклем, а следующий день до начала очередного показа посвятить анализу увиденного и профессиональному общению. Десятка спектаклей вполне достаточно для полноценного фестиваля, даже следуя международному положению.
Ну, если уж даже профессиональному критику не хватало «воздуха», то что говорить о простых зрителях — в их головах случался «сумбур вместо музыки», с которым хотелось разобраться.
 
Наиболее высокие оценки критиков получили семь работ: это спектакли молодежного театра из города Скопина, пермского театра «У Моста», Сомборского театра из Сербии, вологодской труппы, челябинских Камерного и Нового художественного театров, а также работа пластик-группы «Море Лаптевых».
 
 
 
 
 
Залежи любви
Впрочем, плюсов было больше, а большой золотой — атмосфера этого фестиваля, которая во многом создается благодаря оптимальному сочетанию приятного с полезным. Отсутствие наградного пьедестала превращает предполагаемых соперников в соратников. Профессиональный, интеллигентный и даже эмоциональный разбор работ делает обсуждение интересным не только для непосредственных участников, но и для коллег, и даже тех самых подготовленных зрителей.
— Я послушала обсуждение спектакля, на который не смогла прийти, и мне так захотелось его увидеть! — призналась одна театралка.
Кстати, эта проблема была решена: благодаря сайту www.club74.tv все спектакли и обсуждения можно посмотреть в удобное время в Интернете. И смотрели: за время фестиваля проектом заинтересовались из 80 разных городов и 20 стран! Аудитория, о чем постоянно твердили на протяжении двух лет, увеличилась в разы. И это не предел.

Благодаря фестивалю и его хозяину — Новому художественному театру потихоньку возрождается актерское братство, об утрате которого давно и горько сожалеют на Южном Урале. Актерские клубы, неформальное общение продолжались на протяжении всего форума. Сюда приезжают надолго, а не на один день, чтобы отыграть и уехать на последней электричке. Сюда приезжают, чтобы не только себя показать, но и на других посмотреть, обсудить, поспорить, а еще и поболтать о своем театральном житье-бытье.
— Фестиваль бывает парадом, показом блестящих работ, бывает лабораторией — местом, где профессионалы учатся друг у друга, бывает аналитическим центром. В этом фестивале есть все и даже больше. Здесь есть любовь, и НХТ обладает неиссякаемыми залежами этого катализатора, — подытожила Нина Мазур.
Замечательные слова. Еще бы хотелось, чтобы финансовый ручей не пересох, и тогда все у людей театра будет хорошо.