Меню

В канун показа на фестивале «Полный артхаус» фильма по пьесе И.Тургенева «Месяц в деревне» порассуждаем об экранизациях произведений классика

27.02.2015 12:20 16 (11827)

Если говорить языком жестокого романса, любовь прозы Тургенева и отечественного кинематографа «не сложилась»… Казалось бы,
что мешает? Огромные диалоги персонажей? Но у Достоевского они гораздо пространнее! Детальные описания природы? Но и у Толстого их немало… В результате экранизации произведений Толстого и Достоевского собирали немало положительных рецензий и даже наград (один «Оскар» за «Войну и мир» Бондарчука чего стоит!), а вот кино по прозе Ивана Сергеевича вызывало разноречивые отзывы, острые дискуссии… Иногда зрители бывали даже шокированы режиссерской интерпретацией тургеневских персонажей.

Расскажем о наиболее заметных экранизациях.
«Дворянское гнездо»
Фильм Андрея Михалкова-Кон-чаловского, который открыл стиль любования дворянскими усадьбами, впоследствии развитый его братом Никитой Михалковым, Романом Балаяном, Сергеем Соловьевым.. Прежде всего вспоминается потрясающая операторская работа Георгия Рерберга и художников, которые умели подбирать выразительные детали, — Александра Бойма, Николая Двигубских и Михаила Ромадина. Однако увлеченность камеры интерьером и пейзажем тут же вызвала упреки критиков в излишнем «эстетстве», отвлекающем внимание от сюжета.
Не оценили критики и работы актеров — великолепного Леонида Кулагина в роли Лаврецкого, странной Беаты Тышкевич в роли его жены. По достоинству была оценена только совсем молодая Ирина Купченко, которая сыграла Лизу.
В конце концов, сам режиссер довольно четко определил жанр картины — мелодрама. Он сознательно сократил все идейные споры персонажей, сосредоточившись на любовной линии. Однако в результате все же остался с клеймом родоначальника «ностальгическо-эстетского» кино…
 
 
 

«Бирюк»
Уже упомянутый Роман Балаян, конечно, эстет, однако он не злоупотребляет красотами в кадре. Важнее для этого режиссера атмосфера, которую можно создать, например, с помощью удачных актерских работ, таких, как роль Фомы по прозвищу Бирюк в исполнении Михаила Голубовича. В рассказе из цикла «Записки охотника», который лег в основу сценария, Бирюк — фанатичный слуга своего барина, который охраняет лес от своих же соседей-крестьян. Своим рвением он заслуживает всеобщую нелюбовь, однако усилий слуги не ценит даже хозяин — в финале Бирюк получает пулю от барина, вышедшего птиц пострелять и не заметившего верного лесничего... В фильме Бирюк превращается в человека чести, который сохраняет верность данному слову, несмотря на непонимание окружающих. Он очень трогательно относится к своей дочери Улите и природу любит не по должности… Жаль, что после фильма артист Голубович ничего подобного больше не сыграл.

«Рудин»
Фильм режиссера Константина Воинова также несколько переосмысляет одноименную повесть Тургенева. У классика главный герой — просто стопроцентный «лишний человек», который говорит много правильных вещей, но ничего не делает. Однако пригласив на главную роль самого Олега Ефремова, режиссер явно хотел привнести новые краски в образ, и это ему удалось: тут и намеки на разочарованность жизнью, и горькое понимание своей «односторонней образованности».
Даже неудача в любви смотрится иначе — ведь у Тургенева не было и намека на большую разницу в возрасте, между тем маститый Ефремов явно намного старше Светланы Переладовой, сыгравшей Наталью.
Интересно сыграли свои роли в фильме Армен Джигарханян (Михаил Лежнев), Ролан Быков (Африкан Пигасов), Лидия Смирнова (госпожа Ласунская)…
 

 
 
«Ася»
Картина Иосифа Хейфица также понравилась не всем. Конечно, приглашение на роль своенравной и непредсказуемой Аси восходящей звезды Елены Кореневой было просто беспроигрышным ходом, но поверить в то, что такая особа вдруг влюбится в некоего господина Н.Н. в исполнении Вячеслава Езепова, зритель так и не смог…
 
 
 
«Му-Му»
Кто бы мог подумать, что экранизация рассказа о глухонемом дворнике и его собаке может вызвать натуральный скандал! Однако режиссер Юрий Грымов (до этого известный только как постановщик рек-ламных роликов) решил ответить на простой вопрос: почему барыня велела Герасиму утопить Му-му? Банальный вариант ответа — самодурство помещицы-крепостницы — творца не устроил. Он придумал свой вариант: барыня втайне испытывает влечение к мощному Герасиму. Однако узнав, что он предпочел любовь дворовой девушки, вымещает зло на любимой собаке глухонемого гиганта…
Естественно, ревнители классики встретили такую трактовку в штыки, потому что ничего такого у Тургенева не было. Однако Грымов только разводил руками и говорил сакраментальную фразу: «Я так вижу…»
В результате картина получила много наград на фестивалях: приз за лучшую женскую роль барыни Людмиле Максаковой вручили на фестивале «Литература и кино» в Гатчине (1999), премию «Ника» за лучшую операторскую работу — Юрию Клименко (1998). За лучшую роль второго плана была награждена Елена Корикова (дворовая девушка Таня) — на фестивале «Золотой витязь» в 1999 году. И только исполнитель роли Герасима Александр Балуев в этот раз так и остался без призов.
 
 
 
«Отцы и дети»
(«Ошибка Базарова»)

Сравнительно недавняя, 2008 года, экранизация, сделанная Ав-
дотьей Смирновой (которую многие продолжают называть Дуней). Собственно говоря, это не фильм для кинотеатра, а телевизионный мини-сериал из четырех частей. Потому не были выброшены за борт долгие споры Аркадия и Павла Петровича, более подробными получились портреты родителей Базарова, Анны Одинцовой. Однако эти «подробности» как раз не слишком понравились телезрителям. Так, некоторые из них весьма критически восприняли актера и режиссера Андрея Смирнова (кстати, Дуниного папы) в роли аристократа-щеголя Павла Петровича Кирсанова. Упреки вызвали и Наталья Рогожкина в роли Анны Одинцовой, и другие персонажи. Не убедила публику и режиссерская работа Смирновой: атмосфера прошлого века не чувствовалась, а проблема «ненужности» нигилистов осталась где-то на втором плане…
Зато всем понравился Александр Устюгов (до этого игравший на телеэкране только в «Ментовских войнах») в роли Базарова и блистательный дуэт Сергея Юрского и Натальи Теняковой (родители Базарова).
 
 
 

«Месяц в деревне»
(«Две женщины»)

Этот фильм в Челябинск привозит Вера Глаголева, актриса, у которой уже есть несколько режиссерских работ. Как следует из названия, в центре внимания автора — противостояние помещицы Натальи Петровны (Анна Астраханцева) и ее воспитанницы Вари (Анна Леванова) в борьбе за любовь молодого учителя Алексея (Никита Волков). Примечательно, что в важной роли Ракитина в фильме снялся известный британский актер Рейф Файнс.


 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»