Меню

Экология в Челябинске: условия неблагоприятны

27.02.2015 00:23 16 (11827)


Про то, что город наш задыхается, не говорил только ленивый. Особенно в последнее время: приступы «удушья» накатывают на мегаполис по ночам и в выходные дни. Горожане завалили жалобами редакции СМИ и властные структуры. Те «напрягают» соответствующие инстанции. А они, в свою очередь, не только что-то сделать — даже объяснить не могут.

Самое обидное, что и определить точно, какое именно предприятие является источником тех или иных выбросов в Челябинске, сегодня невозможно. Грешат на «Мечел», ЧЭМК, Коркинский разрез или свалку, что в центре города, на автомобильный транспорт, на «черта лысого». Но даже нормы ПДВ для Челябинска уже много лет не приняты. А тем временем все мы действительно задыхаемся, страдаем от смога, от запаха. Терпение потеряли и депутаты областного Законодательного собрания.

Все плохо? Очень нехорошо
В прошлую среду наши парламентарии экстренно собрались на совместное заседание президиума Законодательного собрания и комитета по экологии. В работе комитета приняли участие представители Управления федеральной службы в сфере природопользования, Управления Роспотребнадзора, областного минэкологии, челябинский природоохранный прокурор. Что само по себе показывало: состоянием окружающей среды в Челябинской области власти встревожились не на шутку.
С большим докладом выступил и.о. руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования Галиулла Латыпов. Чиновник, в частности, рассказал депутатам, что на территории Челябинской области сегодня наблюдается увеличение количества дней с неблагоприятными метеоусловиями (НМУ). Предложил предупреждать население, как это делают в Москве. На это отреагировал председатель ЗСО Владимир Мякуш:
— И мы будем предупреждать, а что изменится? Дышать станет легче?
Вместо ответа последовали цифры. По словам Латыпова, в области имеются 662 предприятия, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и относятся они к объектам федерального экологического надзора.
Вот так! Коптилки — «федеральные», местному надзору не подлежат, а дышать нам здесь.
Еще Галиулла Латыпов сказал, что инспекторский состав управления — всего семь человек. Но провели они 86 проверок в области законодательства охраны атмосферного воздуха. Плановых проверок — 55, внеплановых — 31. Выявили 81 нарушение! К настоящему моменту 45 из них устранены. Винов-
никам выданы предписания, кто-то и где-то привлечены к административной ответственности. Да и штрафов выписано на 1 миллион 163 тысячи рублей. Чиновник назвал причины, которые вызвали такое экологическое нездоровье. Нет у нас производственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха. Нарушаются правила эксплуатации аппаратуры для очистки газа. Неэффективна работа пылегазоуловительных установок. Выбрасываются вредные вещества в воздух без специального разрешения. Не соответствует информация о предельно допустимых выбросах. Существует практика «временно согласованных сверхнормативных выбросов».
Но все это, кажется, детали. Не хватает в регионе большой экологической политики, опирающейся на серьезную экологическую программу.
Что делать? Нужна конкретика
Реакция на доклад у депутатов была острой.
— Мы встречаемся с жителями Курчатовского, Металлургического, Калининского районов, — взял слово Владимир Мякуш. — Знаете, о чем говорят люди? По ночам дышать нечем! Каждую субботу, воскресенье окна не открывают.
Сегодня закон разрешает штрафовать нарушителей максимум до 250 тысяч рублей. Применительно к большим предприятиям это не очень чувствительно. Депутаты спросили, когда и кого в последний раз оштрафовали на такую сумму.
Заместитель председателя Законодательного собрания Семен Мительман обратил внимание на цифры доклада:
— Возьмем для сравнения города. Карабаш в 2000 году совершал 113 тысяч тонн выбросов, в 2013 году — 14 тысяч тонн. Можно работать? А в Челябинске было 114 тысяч тонн, стало 140 тысяч тонн. О чем это говорит? Больше производить мы не стали, а загрязнять больше умудрились. Магнитогорск — 320 тысяч тонн было в 2000 году. Стало 220 тысяч тонн. Говорили, что выбросы от автотранспорта больше, чем от предприятий. Но ведь это не так.
В ходе полемики выяснилось, что и методики подсчета нанесенного атмосфере вреда существенно разнятся. Еще раз признали специалисты: «Мы до сих пор не умеем измерять состояние среды, оценивать вред, количество выбросов».
Кто-то из депутатов сказал:
— Зачем ставить датчики на трубу? Вы поставьте их возле магазина, поликлиники, в жилом дворе. Там надо мерить. Сделайте свой контроль, наконец, на проходной предприятия. Это можно осуществить без особых затрат. В Озерске есть такая практика. Нам нужна достоверная картина.
— Это обилие цифр, проценты! — выступил другой парламентарий. — Это ни о чем не говорит. Что вы предлагаете нам? Как отвечать людям? Вы сказали, что затрачено было два миллиарда рублей на природоохранные мероприятия. К чему это привело? Если есть положительные примеры, то давайте их распространять. Может быть, выделим из бюджета области деньги, лишь бы что-то реальное сделать. А слов мы наслушались. Хватит общих слов!
Ладно бы разговор шел в прошлые годы. Но новый губернатор работает уже год. И у него есть четкая позиция по вопросам экологии.
Штрафом делу не поможешь
Природоохранный прокурор Михаил Подкорытов тоже сделал предложения:
— Необходимо совершенствовать механизмы мониторинга по показаниям индивидуальных приборов учета от каждого источника. Также необходимо расширить сеть контролируемых объектов, чтобы следить за качеством атмосферного воздуха.
Но депутаты комитета спрашивали принципиально:
— Что может сделать прокуратура? Составить список предприятий-нарушителей, обратиться к губернатору? Почему не было ни одного предложения Законодательному собранию?
Депутат Александр Журавлев проанализировал работу надзорного органа:
— Наложено штрафов 163 тысячи рублей на 62 субъекта. Средняя сумма штрафа — 19 тысяч рублей. Это неадекватно за вред окружающей среде.
Треть из всех проверок — внеплановые. Это говорит об острой экологической ситуации. Но при этом обнаружено 82 нарушения, а устранено в течение года 48. Только половина! Выдано 74 предписания — а это государственный акт, — и выполнено всего 49. Это о чем говорит? Слабовато относимся к нарушителям.
Сегодня мы не знаем, какую долю в ПДК вносит каждый загрязнитель. Нет единой картины выбросов по Челябинску. И почему-то не хотят делать программу по неблагоприятным метеоусловиям. Ведь количество НМУ увеличилось в разы. Это сигнал к тому, что надо немедленно принимать меры.
Привлекла ли природоохранная прокуратура к ответственности руководителей администраций городов и районов области? Такого не было.
— А может, нам не хватает техники и специалистов в этой области, — добавил Галиулла Латыпов. — Думаю, это более эффективные вещи, чем увеличение штрафов.
— Мы все вместе ответственны за то, что недорабатываем по охране атмосферного воздуха, — заключил прокурор Подкорытов.
Держать ситуацию под контролем
Завершая работу комитета, Владимир Мякуш попросил руководителей ведомств в ближайшее время дать свои предложения о конкретных мероприятиях, способных улучшить экологическую обстановку.
— Экология, особенно в городе Челябинске, нуждается в улучшении и оздоровлении, — сказал журналистам Владимир Викторович. — Мы очень часто встречаемся с избирателями и выслушиваем их справедливое возмущение: «В Челябинске нечем дышать!» Я не случайно сегодня спросил руководителей надзорных ведомств, где они живут. Они живут в Челябинске, дышат тем же воздухом, что и жители. Какие у нас есть аргументы за то, чтобы признать работу некоторых ведомств неудовлетворительной? Депутат Законодательного собрания ответил. У него три внука живут в Челябинске и страдают от аллергии в результате неудовлетворительной экологии. Здесь федеральные органы власти в Челябинской области в основном дают рекомендации правительству области, муниципальным образованиям, губернатору. А свои полномочия они до конца не используют. На что справедливо им было указано. Если не хватает полномочий, выходите с предложениями. Нет законов — выходите с законодательной инициативой. Но самое главное — нужно повысить требовательность к хозяйственным руководителям за экологию, за очистку воздуха, потому что воздух и вода — это основа жизни.
Учитывая сложность обстановки, мы сегодня приняли решение, что комитет по экологии Законодательного собрания будет держать ситуацию под своим контролем, чтобы действительно изменить ситуацию, а не составлять «списки мероприятий».