Меню

Какой ты, Дедушка Мороз?

21.11.2014 10:33 89 (11801)

18 ноября наша страна отмечала день рождения Деда Мороза. Этот праздник возник в России в 2005 году
и приурочен к наступлению морозов на родине именинника — в Великом Устюге. И сегодня мы решили поговорить о том, как мы представляем себе самого главного новогоднего волшебника... Оказывается, на наши впечатления сильно влияет кино, в то время как на образ Санта-Клауса, например, больше влияния оказала реклама.

 
 
Если спросить себя, почему мы уверены в том, что Дед Мороз — это старый человек с большой белой бородой, в нарядной шубе, с посохом и мешком подарков, многие ответят — традиция. Но как она сформировалась? Ведь у древних славян бог холода был не старым, а, скорее, вечным... И при этом далеко не добрым, поскольку имел обыкновение замораживать заблудившихся в дороге путников.
Конечно, такой Мороз не создавал никакого праздничного настроения. А ведь праздники отмечали с размахом: катанием на тройках, рождественскими колядками и великосветскими балами.

И вот в 1841 году появилась сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Это история про то, как нелюбимую падчерицу отправляют в лес. И вот девушка идет по лесу: «Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой — от волос иней сыплется, духом дохнет — валит густой пар». Именно так и стали представлять Деда Мороза — седой старик, который живет в лесу (куда можно попасть, например, через волшебный колодец) и одаривает тех, кто ведет себя хорошо. Впоследствии этот же сюжет переработал Николай Эрдман, автор сценария фильма «Морозко», но об этом чуть позже...
Итак, в конце XIX века Дедушка Мороз стал героем новогодних праздников. Правда, изображали его все же по-разному: например, известный художник Васнецов нарисовал его как пожилого человека в крестьянских одеждах и даже без шубы...
 

В следующем столетии дедушке пришлось нелегко: на него обрушилась опала. Сначала на фоне Первой мировой войны новогодний обряд наряжать елку объявили «немецким влиянием». Потом, в годы революции, праздники практически не отмечались, а установившаяся советская власть тоже сначала неодобрительно относилась и к рождественским, и к новогодним торжествам.

Однако в 30-е годы про Новый год снова вспомнили. Правда, от всех реалий Рождества его тщательно «очистили»: например, звезда на вершине елки превратилась из Вифлеемской в кремлевскую, пятиконечную... А Дедушка Мороз стал чем-то напоминать доброго дедушку Ленина из рассказов Зощенко (кстати, в одном из них он появлялся даже на детском новогоднем празднике, которых в двадцатые годы быть не могло). В качестве молодой помощницы у Мороза появилась внучка Снегурочка, похожая на героиню пьесы-сказки А.Н. Островского и народных сказок про снежную девочку, которая тает весной.

Для того чтобы дети знали, кто такой Дед Мороз, на экраны страны начали выходить соответствующие мультфильмы: «Когда зажигаются елки» (1950),«Снеговик-почтовик» (1955), «Новогоднее путешествие» (1959). Их показывают до сих пор! Но подлинным триумфом Деда стало появление в 1965 году фильма «Морозко» режиссера Александра Роу. Образ, который создал в этом фильме актер Александр Хвыля, надолго определил наше представление о Деде Морозе. Кстати, этот фильм узаконил в качестве главной новогодней песенки произведение под названием «В лесу родилась елочка», написанное еще в 1905 году (!) композитором-любителем Леонидом Бехманом на стихи поэтессы Раисы Кудашевой. Потом Дедушка появлялся на экране нечасто — разве что в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» были и величественный Дед Мороз, и поющая Снегурочка.
Американский коллега нашего Дедушки — Санта-Клаус — приобрел свой образ под влиянием рекламы. Причем в нем практически ничего не осталось от епископа католической церкви, святого Николая, который, по легенде, увидел трех плачущих девушек, которых назавтра разорившийся отец должен был продать в рабство. И Николай подкинул им в дымоход три кошелька с золотом — приданое на свадьбу, а золото попало в сушившиеся у камина носки. Впоследствии все упоминания о свадьбе и рабстве исчезли, а Санта-Клаус стал дарить подарки на Рождество — как раз с помощью дымохода и носков. Лишился он и звания служителя церкви: почти никто не вспоминает, что «Санта» переводится как «святой» (во многих американских фильмах это вообще имя, а Клаус — фамилия!).
 

Современный образ Санта-Клауса впервые нарисовал американец Томас Наст, причем многие уверены, что в образе новогоднего персонажа он увековечил себя — человека небольшого роста, но упитанного, с роскошными седыми усами и белой бородой. Фирменный красно-белый костюм Санта получил, когда компания «Кока-Кола» добилась разрешения использовать новогоднего волшебника в своей рекламе. Тогда же Хэддон Сэндблом нарисовал новый вариант образа, который под влиянием рекламы стал популярен во всем мире.
Но нам, конечно, ближе наш, родной дедушка с мешком подарков и веселыми играми у елки!

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»