Меню

Очень дикая природа

19.11.2014 00:02 88 (11800)


Как известно, есть три вещи, за которыми можно наблюдать бесконечно: огонь, вода и как работает кто-то другой. Впрочем, побывав в краеведческом музее на выставке «Золотая черепаха», список можно расширить. Восьмой раз эта выставка гастролирует в Челябинске и каждый раз вызывает повышенный интерес публики. В этом году на вернисаже желающие полностью оккупировали всю лестницу.

Анималисты на финише
«Золотая черепаха» — это фотопроект, посвященный исключительно миру дикой природы. 1922 фотографа из 77 стран мира в течение года без устали колесили по всем уголкам мира, караулили, подглядывали, охотились за синей птицей удачи. 160 лучших снимков было отобрано и отправлено на всеобщее обозрение по городам и весям. Челябинцы увидели чуть меньше — около 100 снимков.

— Исключительно по причине того, что все работы просто не вошли, — объясняет избирательность завотделом фотонаследия Анастасия Ивановская. — В этот раз впервые вместе с фотографиями были изобразительные работы, но с картинами еще сложнее, и, увы, мы вынуждены были от них отказаться.
Обидно, конечно. Было бы интересно посмотреть, как живопись вписывается в этот экологический и просветительский проект, и сравнить с документальным свидетельством, которое представляют фотографии. Впрочем, фотоподбор оказался настолько ярким, зрелищным, экслюзивным, что об этом вспомнили лишь самые пристрастные.
Мезозойские джунгли и нерукотворное кружево
Соревновались фотографы в 12 номинациях, по такому же принципу устроили и выставку: «Человек и природа», «Звери», «Портрет животного», «Микромир», «Подводный мир», «Птицы», «Магия растений» и т. д.
Сколько глаз у паука, помню со школы (от двух до восьми), но если честно, никогда не видела, и этакий глазастик предстал во всей красе на одном из стендов. Рядом — оса на водопое, и настоящий доисторический лес, который при ближайшем рассмотрении оказался зарослями мха. А заколдованный лес увидел Сергей Шляга в Белоруссии в половодье. Гриб-зонтик из Нидерландов спрятал от холодного утреннего дождика комарика. Зимний карпатский лес удивил буйством красок: кирпичного цвета кустарник, нежно-розовый от восхода иней и темно-синие стволы сосен в тени — там, куда луч солнца еще не добрался.

У каждой фотографии приходится задерживаться надолго, глаз обязательно за что-то зацепится: сюжет, детали, ракурс, цвет, заголовок — везде эти зацепки разные. «Сказочный мостик» — это радуга, перекинувшаяся в Карпатах с одной горы на другую. Морская игуана с Галапагосских островов в крупно-портретном изображении ни дать ни взять настоящий дракон, только не пламя извергающий, а воду. А это странное изображение издали весьма напоминало какой-то космический аппарат, дрейфующий по необъятным просторам вселенной. Оказалось — манта, курсирующая между Мальдивами.
А как красива обычная паутина! В солнечных лучах она переливается всеми цветами радуги, а затейливыми узорами напоминает кружево.
Смех на свежем воздухе
— Вон, вон там особая работа, — Владимир Богдановский, директор краеведческого музея, подталкивает меня в нужном направлении. Роскошный пейзаж — озеро Охара в Канаде. Работа прекрасная, но здесь все такие. Что же привлекло директорское внимание? Подпись скромная: «Андрей Подкорытов. Миасс». Ах, вот оно… 1922 фотографа в течение года ломали копья, боролись за звание лучших, и вот в шорт-листе имя нашего земляка.
— Случайно обнаружил, когда делали выставку, — признается Богдановский. — Нет, этого автора я не знаю, но мне кажется, фамилию уже где-то слышал. Я думаю, что в ближайшее время мы непременно с ним свяжемся и пригласим к себе. Об успехах наших южно-
уральцев должны знать все!
Вторая работа Подкорытова и вовсе вызвала улыбку: юркий бурундучок словно позирует на фоне скалистых гор. И подпись: «Он просто попросил меня сфотографировать… Я не смог ему отказать».

Кстати, на выставке оказалось достаточно много снимков с юмором, что позабавило и очень порадовало пристрастного зрителя. Это всегда привносит эмоциональный заряд, и ты уже не просто созерцаешь — ты переживаешь эту ситуацию. Медведь, подглядывающий в дырочку туалета в заповеднике на Камчатке. И нужник такой чистенький, зелененький на девственно белом снегу среди необозримой тайги. Или лягушка, пытающаяся спровадить из своего болота ондатру. Хладнокровная уперлась передними лапами зверю в ту часть спины, что теряет приличное название, и выпихивает мохнатую соперницу из своей лужи: «Это мое болото!»
И тот и другой снимок сделаны в пределах места жительства — никаких заполярных кругов и дебрей Амазонки их авторы, Андрей Габов и Павел Греков, не посещали.
— Чтобы сделать шедевр, совершенно не обязательно ехать в Африку или на край света, — качает головой Богдановский. — У нас был автор, Дарья Щукина, которая никуда никогда не выезжала, мало того — не вставала с инвалидного кресла, и при этом делала великолепные снимки, и на конкурсах всегда получала призы.
Такое опасное фотодело
Тем не менее экзотики на выставке было достаточно: та же Африка, Мальдивы, Гавайские острова, конечно, подводные съемки. Среди экзотики запомнились два царских портрета: лев, попавший под дождик и весьма этим фактом недовольный, и львенок-мечтатель, заглядевшийся в будущее, а заодно на голубые облака.
Креветка, дрейфующая верхом на медузе, у которой почему-то отсутствуют щупальца. По мнению автора, Фабьен Миченет, креветка их просто отрезала, чтобы медуза не могла ее ужалить.

— Сейчас техника шагнула далеко вперед, к тому же приобрести хорошую аппаратуру нет никаких проблем, правда, стоит она недешево: цена одного объектива может достигать стоимости двух автомобилей. Потому и результат можно получить сногшибательный, — объясняет Владимир Богдановский. — Но это не значит, что, потратив миллионы, ты обязательно выиграешь. Нет, просто при хорошей аппаратуре процент хороших, качественных снимков выше. Ни талант, ни случай еще никто не отменял.
Случай в этот раз особо благоволил бельгийцу Адаму Ивсу. Снять, как поспорили лисица с беркутом, — настоящая удача. Снимки получились не только колоритные, но и качественные. А его коллега из Венгрии Флора Якаб тоже ухватил случай: ворона дергает орла за хвост, отвлекая его от трапезы, чтобы ее товарка умыкнула у того мясо. А того же Павла Грекова (который лягушку-дебоширку снял) стоило бы отметить медалью за храбрость: снять зубра почти в упор — это ж какой смелостью и выдержкой нужно обладать!
— Съемка дикой природы — одна из самых сложных. По степени трудности, сложности, опасности, количеству экстрима она стоит на одном уровне с военным репортажем, — уверен Владимир Иванович. — На моей памяти Дмитрий Бойко погиб — упал в расщелину глубиной 30 метров, съемку которой проводил.
Вот так, рискуя не только деньгами, но и самой жизнью, эти люди спешат запечатлеть маленькие и большие чудеса и поделиться увиденным с нами. Спешите видеть. Выставка продлится до
12 декабря.