Прогулки по маленькому городу
Городок Куса не дальний свет — наша Челябинская область. Посмотрим, что в нем есть интересного, раз уж занесло сюда в ноябрьские праздники
От каланчи до пушки
В центре города — небольшая пешеходная улочка. Ее отгородили от движения и начали благоустраивать всего пару лет назад. Зовется улица, конечно, Арбатом. Изящные фонари и скамейки для отдыха поддерживают атмосферу неторопливой прогулки. «Брошена» на плиты пешеходной дорожки клумба-зонтик с загнутой ручкой, в разных местах пристроилось еще несколько оригинальных подставок, правда, тоже уже без цветов.
Конечно, с челябинской улицей Кирова местный Арбат не поспорит. Хотя бы потому, что по левую руку от гуляющих не старинные дома исторического центра, а забор, кое-как прикрывающий заводские помещения. Из всех зданий на улице привлекает внимание пожарная часть с каланчой. Ее построили в начале прошлого века из кирпичей разрушенной церкви. Каланча невысокая, всего в три этажа. Куса и в целом город невысокий — домов выше семи этажей в ней не найти.
Еще один приметный экспонат — пушка возле здания районной администрации. Жители не устают зубоскалить: то ли власть от них собралась отстреливаться, то ли им пора пушку развернуть дулом в другую сторону...
А в целом милая улица. Есть где побродить, где посидеть с друзьями. И детская площадка поблизости. Не Челябинск, конечно — ну и что? Не везде же быть одному Челябинску?
Рядом с дорожкой — информационные стенды. Знаменитые люди района, история города... Читаю о том, как было куплено под завод «Кусинское место». Оглядываюсь на друзей:
— А почему такое название, кстати?
— Город назвали по имени реки. А вообще есть разные варианты. Одни говорят, что это с башкирского — «куча», то есть много народу. Другие — тоже с башкирского, только «кучеу» — кочевать. Наверное, река Куса была удобной для сплава.
В 1778-м, когда стали строиться завод и поселок вокруг него, «кочевую реку» перегородили плотиной. Баржи и лес стали сплавлять по реке Ай (с того же башкирского — «лунная»). Поэтому один из районов города назвали Барочной. В пути баржи поджидала только одна серьезная опасность: их перехватывал Разбойник. Аргузом — «разбойником» — зовут утес на Аю. Говорят, такое имя он получил именно за то, что об его камни разбивались баржи. Хотя есть и легенда о настоящих разбойниках, грабивших на этом месте путников в незапамятные времена.
Просматривая информацию на стендах, добираюсь до конца улочки и нахожу городскую площадь. С высокого каменного постамента смотрит привычный Ленин в длинном плаще. Постамент на самом деле — трибуна, но доподлинно известно, что на ней к вождю пролетариата никогда никто не присоединяется. Напротив памятника — такой же привычно монументальный Дворец культуры машиностроителей. Сегодня в нем оживление: с размахом отмечают День народного единства. Торжество начинается в 15 часов и обещает продолжаться до самой полуночи.
Неторопливо брожу по фойе, разглядываю фотовфставку. Снимки уральской природы, фотоотчеты из путешествий, сделанные местными жителями. Как ни странно, первые радуют глаз куда больше.
На другом столе – разнообразные скульптуры из разных материалов. Я с особым удовольствием любуюсь на черные блестящие статуэтки – не иначе, кусинское чугунное литье, которым город не упускает случая похвалиться. Но приглядевшись к листочкам с названиями, удивленно приоткрываю рот. Никакой не чугун, а скульптурный пластилин – работы ребят из центра детского творчества.
Я сворачиваю в сторону от шумного праздника и ныряю в коридор, помеченный стрелочкой «Музей». Здесь, впрочем, тоже царит изрядное оживление: по случаю Дня народного единства краеведческий музей Челябинска прислал «младшему брату» несколько выставок. Мальчишки с интересом разглядывают модели боевой техники, слушают экскурсию. Экспонаты изготовлены руками их ровесников, челябинских школьников. Здесь же разместилась фотовыставка работ путешественника Сергея Аверченко — снимки Африки и средней Азии. Чуть позже, вечером, состоится и презентация его книг. Во второй половине зала, в стеклянном шкафу, самая «денежная» часть экспозиции — выставка старинных и юбилейных монет.
Есть в музее, конечно, и постоянная экспозиция: керосиновые лампы, патефон, неизменная прялка с колесом, другие предметы быта. Здесь, в трех стеклянных шкафах, наконец нахожу кусинское литье. Еще в 1883 году на чугуноплавильном заводе стали изготавливать художественные поделки. Некоторые из них занимали места на международных выставках: в Копенгагене, Чикаго, Стокгольме (серебряная медаль в 1897 г.), Париже, Глазго, Льеже, Милане (золотая медаль в 1906 г.) и Санкт-Петербурге. До сих пор тянется у Кусы с Каслями соперничество за право звать свое литье лучшим. Кусинское литье есть и в Челябинске, в областном музее искусств на площади Революции. Кстати, там мы можем полюбоваться на одно из лучших кусинских творений — статуэтку Жанны д'Арк. В родном городе таких не сохранилось.
Из музея отправляюсь назад. На Арбате снова хихикаю над пушкой, закидываю голову, чтобы рассмотреть флаг Кусы на здании администрации. Он, как и герб, сочетает желтое, красное и черное — цвета, символизирующие работу с металлом. Но украшает его и бриллиант, хотя драгоценных камней в Кусе никогда не находили. Бриллиант с герба указывает на завод точных технических камней, который эвакуировали в Кусу из Петергофа во время войны. Тогда же, в 1943 году, Куса получила ранг города. Заводы успешно пережили войну, а вот во время перестройки сильно «сдали». И сейчас кусинцы возлагают надежды уже не столько на промышленность, сколько на туризм: близ города строится центр активного отдыха «Евразия».
В Кусу нужно вернуться зимой — прокатиться на горных лыжах. В Кусу нужно вернуться летом — проплыть на лодке по Аю, рассмотреть Аргуз во всем великолепии живой зелени или взглянуть с гор на карьер Радостный и увидеть, что вода в нем совершенно бирюзовая... А пока, поздней осенью, это просто уютный маленький город со своими жителями. И нет никакого резона сюда ехать. Но раз уж приехала — почему-то совсем не хочется об этом жалеть.