Меню

Объединить «классиков» и «современников»

22.10.2014 17:19 80 (11792)


Концерт в филармонии продолжил программу Дней Германии, а заодно и вариации на тему концептуализма. И вновь челябинцам предложили интересный эксперимент: гость фестиваля, немецкий музыкант и композитор Маркус Шмиклер выступил с челябинским оркестром «Классика». Музыканты попытались объединить электронную современную музыку с классикой.


Маркус Шмиклер — композитор, музыкант и продюсер. Автор произведений электронной музыки, композиций для хора, камерного ансамбля и оркестра. Его дискография составляет более чем 50 наименований. Читает лекции и семинары, а также работает в качестве автора в области театра, радио и кино, преподает. В Челябинск приехал в рамках Дней Германии «Диалоги в искусстве».

 

Премьера эксперимента

Понятие современной музыки столь же широко, сколь мало она присутствует на концертной сцене. Даже таких мэтров современности, как Шнитке и Губайдуллину, услышать невозможно, по крайней мере в провинции, что уж говорить об именах менее громких. И в этом отношении фонд имени Боша выступает настоящим просветителем, тем более что идею совместного выступления «классиков» и «современников» предложил менеджер фонда Патрик Вилль.
— Патрик сначала показал нам записи Маркуса, и я был удивлен — это звучало необычно, интересно, он же предложил сделать совместный проект, — рассказывает руководитель оркестра «Классика» Адик Абдурахманов. — Мы составили список произведений, долго выбирали, какие взять в программу, решили все-таки остановиться на популярной классике, которая в большей степени известна слушателям. Маркус сочинил электронный вариант, а также переходы между классическими и электронными номерами. В результате получился некий диалог музыки современной и классической.
Маркус Шмиклер — представитель электронной музыки, то есть той, которая создается с помощью электронных инструментов и технологий. Соединить классическое звучание скрипок и виолончелей со своим компьютером он тоже попытался впервые.
— Для меня это премьера выступления с классическими музыкантами, — признался немецкий гость. — Как известно, каждая музыка требует определенной техники. У нас есть оркестры, которые специализируются только на современной музыке. Есть коллективы, которые исполняют музыку барокко, в то же время классику не играют. И было даже интересно с технической стороны соединить разные манеры исполнительские, разные техники. Это было коллективное творчество, самая главная задача которого — найти созвучие между классическим звучанием оркестра, электронной музыкой и теми мелодиями, которые сочинялись, синхронизировали звучание миров.

К современности через классику

И все-таки основой концерта стала нетленная классика — десять произведений из разряда популярных и узнаваемых: баховская «Шутка», Венгерский танец Брамса, Лунная соната Бетховена и иже с ними. А вокруг них уже начинались компьютерные импровизации.
Все попытки экспериментировать с классикой, как правило, имеют своей целью одно — приблизить, адаптировать высокие образцы к незатейливым вкусам большинства народонаселения. Немецкий маэстро озадачил совсем иной постановкой вопроса.
— Мне интересно привлечь ту публику, которая знает и ориентируется на классические произведения, хотелось бы приучить ее к восприятию современной музыки через классику, — пояснил музыкант, но в то же время признался, что ему не хотелось бы ограничиваться узким кругом профессионалов. — Хотелось бы, чтобы она затронула как можно больше людей. Думаю, в концерте есть моменты, которые понравятся непосвященным слушателям, но, с другой стороны, есть и концептуальные моменты.
Эксперимент получился достаточно рискованным: ценители высокого могли не принять упрощенную современную интерпретацию, в то время как дилетанты могли ее просто не понять. И тем не менее — кто не рискует…

 

— Мне самому этот проект интересен — симбиоз классической и электронной музыки.
Это было коллективное творчество, мы вместе думали, как соединить те миры, из которых мы происходим. Радует, что ваш оркестр готов к восприятию нового, готов на эксперименты.

Музыкальная провокация
Признаюсь, даже подготовленному слушателю было не совсем просто: стройные «колонны» храма генделевской Пассакалии разрушила компьютерная волна; гармония, ритм, структура растаяли, как свечка, оплывающая причудливыми пятнами. Компьютер вторгался в оркестр, создавая помеху для чистого звука скрипки и одновременно изображая колебание воздуха от движения смычка и дыхания музыканта. Потом вдруг он выступил на первый план и погрузил слушателя в медитацию, в безвоздушное пространство, в нирвану — и вернул на грешную землю к обычным людским радостям, запечатленным в гениальной Ночной серенаде Моцарта.
Следовать за причудливыми трансформациями было любопытно. Иногда они были весьма удачными, но до определенного момента, пока не начались повторы. Впрочем, этим всегда отличалась компьютерная музыка.
— Повторов не избежать, в этом вся наша жизнь, — подметила художница Евгения Горчакова, присутствовавшая на концерте соотечественника.
И все же, все же… Можно ходить по кругу до скончания века, а можно двигаться по спирали, и тогда каждый новый виток будет чем-то отличаться от предыдущего — на этом основана классика. На взгляд пристрастного слушателя ее аргументы прозвучали весомей в этом интересном и необычном диалоге. Впрочем, это уже из разряда досужих размышлений, а вот публика в зале разделилась на тех, кто горячо принял услышанное, и тех, кто не менее горячо отверг.
— Как вы относитесь к тому, что не все слушатели восприняли вашу музыку, многие ушли? — вопрос адресован немецкому композитору после концерта.
— Моя задача — спровоцировать публику на какую-то реакцию, и если она даже получилась отрицательная, то это все равно результат, — убежден маэстро.
Что ж, путь исследователя всегда неизведан и тернист, иногда он бывает ошибочен, а иногда открывает… небо в алмазах. Главное, не останавливаться на полпути.
 
Фото Ильи БАРХАТОВА и Надежды ПЕЛЫМСКОЙ.