Меню

  

27 Июля 2017, Четверг

Жизнь, отданная любимой работе

20 Марта 2017 - автор Александр Кац
Мунира Халимова: Я вела себя, как мальчишка
 Жизнь, отданная любимой работе
25 марта свой очередной профессиональный праздник отметит Мунира Ульмасовна Халимова, писатель, режиссер, общественный деятель, президент Салона возрождения башкирской культуры им. М.Акмуллы.

Несколько лет назад я уже писал об этом замечательном человеке, о её жизни, профессиональной деятельности. Бесспорно, это интересная личность, яркая индивидуальность, сочетающая в себе высокие педагогические и человеческие качества.

Говорят, судьба – это характер, и Мунира Халимова этому подтверждение. Ведь именно благодаря характеру – твёрдому, напористому – эта женщина так много сумела добиться в жизни и стать счастливой.

Мунира Ульмасовна Халимова появилась на свет 1948 года в Башкортостане, в Альшеевском районе в селе Чуракаево. Выросла в большой и дружной семье – детей было девять. Для семьи Халимовых война закончилась благополучно, глава семейства Ульмаскуль Миниянович Халимов вернулся к своим родным не только живым, но и с заслуженными наградами – орденами и медалями Советского Союза. В битве на Курской дуге был контужен. Ее отец участвовал в боях за освобождение Варшавы, Праги, Будапешта и дошел до Берлина. В последних сражениях за Рейхстаг, ее отец был тяжело ранен, осколок снаряда причинял невыносимые боли на всю жизнь. Вернувшись с фронта, возглавил колхоз, стал его председателем, мама Мастура Камалетдиновна вела домашнее хозяйство и брала шитье на дом.

С самого раннего детства маленькая Мунира отличалась жизнерадостностью и энергичностью, любую информацию девочка схватывала на лету.

Из тех суровых времен Мунира обрела привычку довольствоваться малым, и этой черте осталась верна до конца своих дней. Часто в их доме собирались многочисленные братья и сестры родителей. Жили скромно, но Мунира Ульмасовна до сих пор вспоминает ослепительную чистоту, которая всегда царила в их доме, – заслуга мамы. Именно с детства девочке привили любовь к башкирской музыке, к песням.

Каждый год отец Муниры привозил елку из лесу, а мама собирала конфеты с лета, чтоб подготовить подарки детям. Для украшения елки Мунира клеила из бумаги гирлянды и флажки, красила их.

На елку родители Муниры собирали и соседских детей. Дети с радостью пели песни и водили хороводы. Уже в школьные годы девочка обращала на себя внимание жителей своего селения. В школьных концертах пела башкирские советские песни, среди них была ее любимая песня «Шаймуратов генерал».

Николай Семенович Саломатин заслуженный агроном России колхоза им. Куйбышева каждое лето, приглашал в деревню Чуракаево артистов Башкирского Академического драмтеатра им. М.Гафури, которые показывали у подножья горы, рядом с речкой Курсак свои спектакли. «Помню как-то показали спектакли «Черные розы», «Черноликие», «Похищение девушки», «В ночь лунного затмения» и все это меня потрясло до глубины души», вспоминает Мунира Халимова. С тех пор девочка влюбилась в театр, ходила на все спектакли гастролирующих башкирских театров, а затем Мунира с детьми показывали свои спектакли, концерты.

«Мама вела дом, была настоящей домашней хозяйкой. Она многое умела. Могла сшить за ночь из двух старых платьев новый наряд. Кроме этого, вязала, вышивала, умела красиво накрыть стол. Она всегда была светлым лучиком моего детства. В самые трудные времена она садилась и пела ласковые, задушевные башкирские народные песни. И, самое главное, имела свое достоинство. Она внушала мне, что труд, порядочность, честность – самое лучшее в человеке, и я искренне старалась быть такой, какой хотела меня видеть моя мама, - вспоминает Мунира Халимова. Но больше всех меня любил мой папа. Он не позволял моим братьям меня обижать. Я помню, они меня обзывали тайком «недотрогой». Я росла с братьями, от них не отставала».

В деревне Мунира стала лидером и кумиром школьной и уличной детворы там быстро привлекла внимание других школьников своим необычным поведением: лазила по деревьям, каталась на мотоцикле, угоняла мотоциклы, шумела и вообще вела себя как мальчишка.

«У нас в доме по праздникам часто собирались друзья и родственники нашей семьи. Мама прекрасно пела. Папа ей подпевал. Тихонечко так. Вот с чувством юмора у него всегда всё было прекрасно. Частенько он разыгрывал моих подружек, рассказывая им чудесные побасенки, в которые они искренне верили. Он был прекрасный рассказчик. Можно было слушать его часами. И самое интересное, что я не помню, что бы он повторялся. Мама любила ткать на станке башкирские ковры и полотенца. Этому делу и приучила Муниру. Многие вытканные ковры, и полотенца с башкирскими узорами, сделанные руками мамы, я помню до сих пор…», рассказывает Мунира Халимова.

Когда Мунира заканчивала десятый класс, умер отец. Это было большим потрясением для семьи. Мать осталась одна с пятью детьми на руках. Чтобы как-то помочь ей, девушка отправилась в Уфу – получать рабочую специальность.

Поступила в профтехучилище, потом работала ткачихой на прядильно-ткацкой фабрике наравне с опытными ткачихами и вскоре стала одной из ударниц коммунистического труда, выполняла и перевыполняла план. Однажды про нее как ударницу, комсомолку сделали репортаж по башкирскому радио и когда передали в эфир, девушке так понравилась эта необыкновенная передача и свой голос. И она захотела стать диктором или актрисой. Мунира в тот момент, с большой охотой занималась в театральном коллективе. Эта тяга к театральному искусству приводит ее в Стерлитамакское культпросветучилище.

Вступительный экзамен на отделение театральной режиссуры Стерлитамакского культпросветучилища девушка прошла без проблем. Яркая, живая и активная девушка мгновенно покорила экзаменационную комиссию пылким монологом Софьи из пьесы Грибоедова "Горе от ума". Постигала там основы актерского и режиссерского мастерства. Вот где ее талант начал развиваться! Очень скоро кроме режиссерских способностей у девушки обнаружились и незаурядные актерские данные, и уже к середине первого курса она стала не только самой популярной первокурсницей, но самой лучшей студенткой своего курса. В культпросветучилище Мунира со своими сокурсниками создала музей этнографии башкирской культуры.

В годы учебы, Мунира организовала на базе Дома культуры Аургазинского района с другими студентами «народный университет культуры», где с лекториями объездила многие села, часто на эти мероприятия, приглашала поэтов, писателей, артистов из Уфы.

Упорство и настойчивость дали свои плоды. Талантливую студентку заметили. Кульпросветучилище она закончила с отличием и сразу получила приглашение на работу в министерство культуры Башкортостана. Однако работа в министерстве, как вскоре выяснилось, не вполне соответствовала кипучей творческой натуре Муниры. Быть исполнительным чиновником ей показалось скучно. Поэтому Мунира Халимова перешла работать в Башкирское отделение Всероссийского театрального общества в Дом актера, где работала консультантом. Большое влияние на совершенствование молодого специалиста оказала работа и бесценные уроки с народной артисткой Башкортостана Зайтуной Бикбулатовой.

Да как работала! С выдумкой, с интересом… Яркий природный талант, тонкое чутье и богатая фантазия, неустанный каждодневный труд и безграничная любовь к театру, кропотливая работа над собой и большая требовательность помогли Мунире Ульмасовне стать признанным специалистом театрального искусства.

Проводила встречи с артистами Москвы и Ленинграда, бенефисы, праздники, семинары, творческие приемы, обсуждение спектаклей театров республики, писала театроведческие анализы спектаклей для Москвы. Ее рецензии печатались в республиканской прессе.

123321.JPG

Мунире Халимовой посчастливилось работать с выдающимся деятелями культуры с народными артистами Башкортостана Фаридой Кудашевой, Фаритом Бикбулатовым, молодым певцом Радиком Гареевым, Магафуром Хисматуллиным, Гулли Мубаряковой, Рагидой Янбулатовой другими. Мунира не останавливается на достигнутом. Она понимает, что для плодотворной творческой работы нужны знания. Поэтому в 1974 году поступает в Челябинский государственную академию культуры и искусств на факультет театральной режиссуры.

Учеба в институте культуры помогла Мунире Халимовой не только в организации культурно-просветительской работы, но и в практических навыках. В годы учебы она подружилась с Людмилой Марсовной Хисматуллиной, которая всю жизнь проработала журналисткой в Кунашакской районной газете. В студенческие годы летом работала командиром стройотряда проводников поездов дальнего следования, потому, что надеяться было некому.

После завершения учебы в ВУЗе, Мунира приходит работать заведующей отделом художественной самодеятельности в областной Дворец культуры профтехобразования «Смена». Здесь она показала свои организаторские способности. Проводила в целях профориентации с учащимися профтехучилищ области концерты на комсомольских стройках, заводах, школах и парках Челябинска. Через несколько лет судьба приводит ее работать в профком Челябинской швейной фабрики, где она отвечала за культмассовую работу среди работниц фабрики, где она проводила встречи с писателями, вечера и концерты.

Заметив ее талант, профессионализм организатора и режиссера, директор Челябинского областного центра народного творчества, заслуженный работник культуры России Виталий Топтунов пригласил Муниру Халимову возглавить отдел национального народного творчества.

В эти годы Мунира Ульмасовна совместно с тогдашним председателем областного Курултая башкир, организовали и провели на общественных началах, около сорока концертов Государственного академического Ансамбля народного танца им. Ф. Гаскарова Республики Башкортостан с Кунсылыу Аюповой и другими активистами Курултая башкир.

Дважды организовали гастроли Башкирского академического театра драмы им.М.Гафури. Гастроли были организованы таким способом, что артисты двумя малыми группами выступали на сценах Кунашакского, Аргаяшского районов, а основной состав показывал спектакли на челябинской сцене театра им. Н.Орлова. Все спектакли проходили с аншлагами, благодаря усилиям работы активистов Курултая башкир области.

Работая заведующим отделом национального народного творчества в Челябинском центре народного творчества, Мунира Халимова всей своей деятельностью развивала и возрождала древнюю культуру башкирского народа. С концертами и семинарами исколесила Кунашакский район. Она первая организовала и провела фестивали «Золотая осень Акмуллы», выступила режиссером фильма «Башкирская свадьба в Кунашакском районе» в 1998 году. Каждый год с «Акбашевскими бабушками» на Бажовском фестивале показывали башкирский концертный блок с яркими юртами, выставками и обычаями и обрядами, национальными блюдами. К тому времени Мунира почувствовала в себе силы в деле улучшения работы культурных учреждений своего района. В эти годы Мунира Ульмасовна проводила национальные праздники башкирской, украинской, немецкой, корейской и татарской культуры.

Накопленный опыт она обобщала и на организованных семинарах передавала культработникам области. Она разработала методические рекомендации, написала множество сценариев для клубной сцены, репертуарные материалы по национальным праздникам и обрядам. Тогда клубная работа в районах оживилась, стала заметной на смотрах, конкурсах, фестивалях Южного Урала. Также Мунира много выступала по радио и телевидению с собственными материалами и сценариями на русском, башкирском языках.

В полной мере раскрыть все грани своего таланта смогла наша героиня на культурной ниве. Когда начинают говорить о работниках культуры, то сразу вспоминаются красочные весёлые мероприятия, концерты. И кажется, что у культработников не работа, а сплошные праздники, благо, в нашем календаре их большое количество. Но за всем этим весельем стоит огромный труд культработника. Сколько времени уходит на поиски материала, сколько репетиций, сколько бессонных ночей – не сосчитать!

«Муниру Халимову я знаю давно и сегодня не просто говорю о ветеране культуры как о режиссере, радиожурналистке, но как о великодушном человеке, которая всю свою сознательную жизнь проработала во благо культуры башкирского и татарского народов. Ее не изменило ни время, ни связи, ни дружба с влиятельными людьми. Она осталась верной себе, традициям отцов, менталитету нашей республики Башкортостан», - отметила заведующая челябинской библиотекой башкирской и татарской литературы им. Ш.Бабича Кунсылыу Аюпова.

Душевная теплота, неиссякаемая энергия, высокий профессионализм - вот главные черты, которые привлекают в Мунире Ульмасовне людей. Коллеги ценят Муниру Ульмасовну за внимательность и чуткость, а она в свою очередь признается, что гордится своими творческими достижениями.

123024.JPG

Мунира Халимова известна не только как режиссер, но также радиожурналист и ведущая телепередач. В 2016 году она как писатель выпустила книгу «Батыр порождает батыров», где рассказывается о жизни и деятельности известного основоположника уральской школы Дзю-до, заслуженном тренере СССР и России Харисе Юсупове.

Освещение жизни и деятельности такого известного тренера, профессора кафедры борьбы УралГУФка, общественного деятеля – очень важная работа. В работе над книгой, являющейся плодом глубокого исследования М.Халимовой, широко использованы первоисточники, документы и архивные материалы, дана оценка роли видных педагогов, общественных деятелей Южного Урала XX столетия, она богато иллюстрирована фотографиями из жизни Х.М. Юсупова. Помимо личных воспоминаний автора в книгу вошли также воспоминания коллег, соратников и учеников Хариса Юсупова, таких как А. Миллер, Т. Веричев, В.Бетанов, Г. Ившин, В. Мосейчук и другие.

По своим человеческим качествам, разносторонности знаний и дел Х.М.Юсупов был уникальной личностью, ярким явлением в истории Башкортостана и Южного Урала. По воспоминаниям современников, его отличала высокая работоспособность, прекрасная память и, конечно, безмерная любовь к Башкортостану, к его народам и культуре. Он был человеком народным. Это гордость башкирского народа. Харис Юсупов родом из д. Аркаул Салаватского района РБ. На страницах книги воспроизведен обаятельный образ многогранной личности башкирского спортсмена и тренера Хариса Юсупова. Написанная живо, эмоционально, увлекательно, книга раскрывает нам биографию этого замечательного человека и его искания, которые продлились на целую эпоху.

Сама автор книги Мунира Ульмасовна Халимова – активный участник общественно-политической жизни Южного Урала, она делегат I Всемирного Курултая башкир (Уфа, 1995 г.), была активисткой Курултая башкир Челябинской области. В 1996 году создала Салон возрождения башкирской культуры им. М.Акмуллы, который действовал на базе кинотеатра им. 30-летия ВЛКСМ. Частыми гостями на вечерах выступали известные башкирские поэты и музыканты, заслуженный работник культуры России и Башкортостана Рамазан Шагалеев, доктор философских наук, профессор Дамир Валеев, известная башкирская поэтесса Катиба Киньябулатова, журналист и краевед Мухамат Хабиров и мн. другие.

Мунира Халимова на протяжении многих лет осуществляла плодотворную деятельность в общественной жизни башкирского населения Челябинской области, внесла большой вклад в усиление культурного потенциала Южного Урала республики Башкортостан. Где бы она ни работала, она всегда отличалась высоким профессионализмом и организаторскими способностями, завоевывала большой авторитет среди коллег. Отношение Муниры Халимовой к своей работе всегда служит высшим мерилом патриотизма, нравственности, верности долгу. Вся ее многогранная трудовая и общественная деятельность является ярким примером беззаветного служения народу и родному Башкортостану. Он сумела стать полезным для своего народа, для своей семьи, для своей родины, занимается любимым делом. В ее жизни было много профессий, но самая любимая, самая настоящая - та, которую она выбрала в юности. Более 40 лет Мунира Ульмасовна посвятила культуре.

В наши дни Мунира Халимова пишет книгу о жизни и творчестве заслуженной артистки Республики Башкортостан и России, известной балерине, балетмейстере и педагоге Эмме Тимиргазиной, которая родом из деревни Бурино Кунашакского района Челябинской области.

Когда-то, выбрав профессию культработника, Мунира Халимова не ошиблась и верна ей по сегодняшний день. Личное знакомство, деловые встречи с ней дали возможность познать её духовный мир. Мунира Халимова для каждого в трудную минуту найдёт утешение, поддержит, вселит уверенность или надежду. Она обязательно посетит того, кто в этом нуждается, и в чём-то посодействует. К ней многие идут за советом, она подобна костру, вокруг которого теплится жизнь. Мунира Ульмасовна все еще поддерживает костер возрождения, развития башкирской культуры, обрядов, обычаев.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»

Главное за сегодня

Менингит менингиту рознь: на Южном Урале эпидемии нет? Менингит менингиту рознь: на Южном Урале эпидемии нет?

Весь июль челябинцев будоражат тревожные новости – в городе участились случаи менингита. Это страшное слово чуть не каждый день звучит в местных СМИ, вызывая закономерное беспокойство заботливых мам и бабушек.

Сатира без квартиры: дольщики на Южном Урале взялись за творчество Сатира без квартиры: дольщики на Южном Урале взялись за творчество

Квартирный вопрос портит нравы не только москвичей. Этот бессмертный тезис у нас в Челябинске не раз вставал в полный профиль суровой реальности. И тогда такие нравы являлись миру, что только держись! Впрочем, вглядываясь в портрет современного обманутого дольщика, приходишь к выводу: участь остаться без денег и квартиры толкает порой на отчаянные, порой безрассудные шаги и на... своеобразное творчество.

Станислав Мошаров: Екатеринбург и Челябинск, наверное, обречены быть счастливыми вместе Станислав Мошаров: Екатеринбург и Челябинск, наверное, обречены быть счастливыми вместе

Какие из городов любят «помериться носами»? Конечно, Екатеринбург и Челябинск, извечные конкуренты! И приходится признать (спрятав подальше гордость челябинца и местный патриотизм) – Екатеринбург в этой борьбе выигрывает. Хоть в культурной, хоть в бизнес-среде нашего города постоянно звучит, что «вот в Екатеринбурге – совсем другое дело». Впрочем, это не останавливает желающих показать северному соседу... ну хотя бы кукиш.





240-delf.jpg

модуль_4.jpg






Азбука_180 150.jpg

180x240.png