«Усадьбу Рябининых» в Челябинске закрыли из-за нерентабельности
Так этот дом выглядел в 1980-е годы. Фото из фонда Государственного исторического музея Южного Урала
Новая жизнь забытого дома
Усадьбу Рябининых построили в 1885 году, а в 1978 году ее признали объектом культурного наследия регионального значения. В начале нулевых здание на Каслинской, 137, использовали под офис, но долгое время оно попросту пустовало и разрушалось. В 2019 году усилиями группы энтузиастов — участников фестиваля «Том Сойер Фест» — особняк отреставрировали. Появились яркие наличники на фасаде, резной узор на воротах. А в 2021-м его выкупила группа компаний «Аксель». Но самое главное — у него появилась команда, которая вдохнула в старые стены новую жизнь. Группа энтузиастов решила арендовать неиспользуемый особняк и открыть здесь культурный центр.
Команда проекта благоустроила территорию усадьбы, задействовав каждый уголок. Фото Андрея Ваганова
Эти люди сплотились вокруг идейного вдохновителя проекта — предпринимателя, общественника и активиста Дмитрия Закарлюкина. Именно он является автором идеи возрождения старого особняка и превращения его в коммеморативный центр. Это название происходит от смешения слов «коммуникационный» и «мемориальный» — то есть соединяющий деятельность по сохранению исторической памяти и проекты в области развития местного сообщества.
— В основной команде было четыре человека: Дмитрий Закарлюкин, я, Григорий Суслов и Наталья Шишкина, — рассказала корреспонденту «Вечерки» координатор проектов «Усадьбы Рябининых» Анна Леготина. — У каждого из нас, конечно, были и другие занятия. Я куратор-искусствовед и молодая мама в декретном отпуске, Григорий — ресторатор, Дмитрий — предприниматель, реализующий сразу несколько проектов. Но именно «Усадьба Рябининых» объединила нас и позволила реализовать собственные идеи — будь то исследование и сохранение архитектуры старого города или развитие новой театральной и выставочной площадки.
В особняке все лето устраивали культурные вечера и творческие посиделки. Фото Андрея Ваганова
Главной задачей команды было сделать востребованное место для городских мероприятий и культурного отдыха челябинцев.
— Раньше этот дом был закрыт, и никого сюда не пускали, — заявлял на пресс-конференции «Гранада Пресс» Дмитрий Закарлюкин. — Мы с командой делали из усадьбы открытое пространство для проведения мероприятий для челябинцев всех возрастов. Чтобы в будущем они советовали приезжим из других городов посетить дом Рябинина в первую очередь.
Проект, меняющий жизнь
Всего за пару месяцев заброшенный особняк превратился в центр притяжения творческих людей города. Проводимые тут мероприятия удивляли разнообразием. Обжит был каждый уголок усадьбы. В подвале устраивали художественные выставки. А во дворе усадьбы и в помещении старинной конюшни регулярно выступали музыканты и артисты челябинских театров. Здесь пели Гарри Ананасов с друзьями, оперные исполнители и молодые джазмены. Ставили спектакли Камерный театр, НХТ, первый частный мини-театр.
Бывшие подвалы и конюшни стали местом для презентации художников и актеров. Фото Андрея Ваганова
В отреставрированных комнатах особняка гостей принимал «Салон мадам Блаватской» — проект, представлявший историю города не как скучную информацию, а как живое изложение судеб реальных людей, зданий, улиц.
«Усадьба Рябининых» дала толчок и для развития авторских пешеходных экскурсий по Челябинску. Каждую неделю здесь собирались любители историй и отправлялись в увлекательное путешествие.
На пространство внутри особняка повлияли годы жизни в качестве офиса. Фото Андрея Ваганова
Постепенно работа центра стала интересной достаточно широкому кругу людей.
— К нам приходили очень разные люди, — отмечала в интервью «Вечерки» Анна Леготина. — У выставок сформировалась своя аудитория, у театральных постановок — своя. Особая аудитория приходила к нам на проект «Зеленый маркет» — это люди, которые постепенно вовлекаются в нашу работу по экологическому просвещению, воспитанию ответственного отношения к окружающей среде, правильного обращения с отходами. Но с каждой из этих аудиторий мы работали, старались их узнать лучше, подготовить для них интересные события.
В поисках гранта
Но несмотря на весь интерес публики проект оказался нерентабельным. Покрывать расходы на его аренду команде приходилось из своего кармана. В июле 2022-го «Усадьба Рябининых» претендовала на президентский грант. Развитие проекта центра оценили в 3,6 миллиона рублей. На условиях софинансирования авторы готовы были вложить в него около 1,9 миллиона. На эти средства они рассчитывали создать три тематических пространства: гостиную-лекторий, детскую мастерскую и галерею. А также провести 45 мероприятий и 5 экспозиций искусства, связанных с историей усадьбы. Но финансирование этот проект не получил.
— У самых лучших в мире проектов есть главное свойство — в какой-то момент они закрываются. Проект «Усадьба Рябининых» такой, — написали авторы на странице проекта. — Мы благодарны усадьбе за то, что с нами произошло в 2022 году, за то, что она стала временным шелтером, за то, что архитектура прошлого на время стала такой близкой и доступной. Каждый день у нас были открытия. Ну и, конечно, мы благодарны всем, кто поддерживал проект и просто нас, авторов этого проекта.Вдохновитель проекта Дмитрий Закарлюкин в разговоре с «Вечеркой» уточнил, что собственники площадки ожидали от них конвертации аудитории: посетителям мероприятий в особняке должны рекламировать соседний рынок.
— Наша аудитория и люди, которые идут на рынок — совершенно разные. Наши проекты были конкретного направления: экологические, культурные. Как выразились собственники [особняка], мы не смогли интегрироваться в их экосистему — рыночный формат, где земля огорожена и участки сдаются в аренду. По этой причине проект «Усадьба Рябининых» закрылся, — комментирует Дмитрий Закарлюкин. — Были разные попытки найти стороннее финансирование. Я пробовал переговорить и с чиновниками, и с предпринимателями. Не нашлось интересантов и спонсоров, готовых поддержать проект финансово. Хотя уже в этом сезоне он мог выйти на окупаемость и сработать в плюс. Потому что еще несколько месяцев назад начали сыпаться вопросы о различных коллаборациях. Запрос на эту площадку у города сформировался. Но мы уже с собственниками проговорили, что расходимся, и они там строят свой формат.Прошлой осенью в особняке прекратило работу кафе. Там продолжали проводить фотосессии, мастер-классы и различные мероприятия, но зима оказалась не сезоном для этого.
— Усадьбе требовалось достаточно серьезное финансирование. У нас были серьезные обязательства по коммунальным платежам и аренде, да и команду нужно было содержать. Это уже были совсем не те деньги, которые мы изначально закладывали, — уточняет предприниматель. — Наши ребята работали за идею, и долго это, конечно, невозможно. Мы провели один сезон, но на следующий неправильно было бы так делать. Собственники не хотели в это вкладываться. Они хотели просто сдать помещение как есть, и все, пускай оно дальше приносит деньги. На этом мы с ними разошлись. Дальше судьба усадьбы будет развиваться по коммерческому руслу.Что появится на месте «Усадьбы Рябининых», пока неизвестно. По некоторым данным, речь может идти о ресторане восточной кухни. Статус объекта культурного наследия накладывает на его использование ряд ограничений, но размещение точек общепита в них не входят.
Ранее авторы проекта «Усадьба Рябининых» не исключали, что его могут перенести на другую площадку в Челябинске, но для этого необходима финансовая поддержка.
— У этого проекта есть свои круги на воде, и то, что мы сделали, уже навсегда вписано в историю нашего города. Но это действительно уникальный проект, это было громко, красиво и классно. И теперь как минимум все остальные знают, что так можно, — рассуждает Закарлюкин. — Мы командой в принципе рассматривали возможность куда-то переместиться в другое направление, потому что формат получился интересный и востребованный. Если будут предложения со стороны реализовать такой проект на их территории, я думаю, мы это сможем сделать. У этого проекта возможна и собственная окупаемость, но опять же повторюсь — при определенном вложении в него. Мы это сделали вообще без денег. Этот проект можно коммерциализировать, мы увидели этот поток людей. У нас были мероприятия, которые по несколько тысяч человек трафика создавали за день.
<
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»