Меню

*****

Елена Оболикшта: авторская песня расширяет свои границы

29.11.2021 13:03 - автор Андрей Ваганов
В гостях у проекта «Люди нашего города» – автор и исполнитель, челябинский поэт Елена Оболикшта. Недавно она стала лауреатом 45-го Ильменского фестиваля.
Елена Оболикшта: авторская песня расширяет свои границы
Елена Оболикшта на 45-м Ильменском фестивале


Путь к песне

– Начнем с самого начала. Как вы стали заниматься авторской песней?
– С раннего детства я занималась музыкой. Ходила в музыкальную школу в своем родном городе Новоуральске Свердловской области. А еще писала стихи. Наше поколение выросло уже под музыку и песни русского рока, и, возможно, именно в этом направлении развивалось бы мое творчество. Но так случилось, что я пришла в клуб авторской песни «Признание», которым руководила (и руководит до сих пор. – Прим. ред.) Наталья Евгеньевна Овчинникова. Конечно, я пришла уже со своими первыми песнями. Но к чести моего педагога, мне никогда не говорили, что пишу не так, как следует. Не было никаких разговоров о чистоте жанра. Меня приняли такой, какая я есть и грамотно «встроили» в мир авторской песни – концерты, выступления, фестивали.

Кстати, авторская песня привлекает меня еще и тем, что исполнителю требуется минимум технических средств. В отличие от рок-музыки, с ее в большинстве случаев электронным звучанием, для этого жанра достаточно голоса и гитары. И с их помощью можно достичь чего угодно.


Важно, чтобы услышали

– Как затем развивалось ваше творчество?
– Я с удовольствием принимала участие в фестивалях и концертах – мне было шестнадцать. И очень хотелось, чтобы меня поняли, услышали, похвалили. И еще очень нравилось общение – потому что и тогда, и сегодня в мир авторской песни приходит новое поколение авторов – они уже слушали самую разнообразную музыку, восприняли несколько иное мировоззрение. Этот круг стал для меня своим.

На каких-то фестивалях я становилась лауреатом, на каких-то нет. Меня несколько огорчало, что одна из ранних моих песен «Ленинград» практически превратилась в некую «визитную карточку» – на концертах все время просили меня ее исполнить. А ведь на тот момент уже были написаны другие песни с другими смыслами. Но скорее всего, дело в том, что я тогда не понимала правил игры – нужно четко понимать, что для каждой песни свое время и место, и особое искусство состоит в том, чтобы уметь выбирать песни для того или иного конкурса.


Песня расширяет горизонты

– Ваше поэтическое творчество тоже получило серьезное признание. И все же вы остались верны песне…
– Здесь одно дополняет другое. Просто однажды я поняла, что ищу иного кругозора, иной рефлексии, которой не было в авторской песне. Когда я училась в Екатеринбурге на философском факультете университета, то познакомилась с уральской поэзией. Это произошло в поэтическом клубе «Капитан Лебядкин», которым руководил поэт Андрей Санников. Сегодня у него работает своя онлайн-школа поэзии в «Инстаграме», но сначала применяемую до сих пор методику он, видимо, «отточил» на нас, своих студийцах. И это было очень здорово, это был взрыв мозга и осознание себя. Помню, я принесла целую пачку листов со стихами, написанными под впечатлением прочитанных на философском факультете книг. И Андрей Юрьевич выбросил все, кроме одного листа. Именно этот лист, по его мнению, отражал мою личность. В этих стихах звучал мой голос, а не отзвуки чужого.

Само общение с поэтами оставило особенное впечатление. Я бы сравнила создание стихов с работой в шахте – где-то на глубине ты пытаешься что-то добыть. А потом показываешь найденные кусочки другим рудокопам.

А песня как бы выводит на поверхность. В среде авторской песни часто воспринимается только определенный тип текста, который ложится на музыку. И между тем получается странный эффект: ни текст, ни музыка не становятся главными. Они важны только вместе. Иногда текст вообще сложно назвать поэзией, но песня живет, трогает душу.

Кстати, мои стихи печатались в журналах, в уральской поэтической антологии. Вышел и отдельный сборник в издательстве Олега Синицына.


Диплом лауреата вручает известная исполнительница авторской песни Галина Хомчик (Москва)


Другая Ильменка

– Ваши впечатления от участия в Ильменском фестивале?
– Спустя десять лет после первой попытки участия впечатления, конечно, отличаются. Тем более, что в нынешнем году фестиваль прошел на сценических площадках. Антураж фестивальной поляны, костров и ночных посиделок исчез. Но люди те же, песни те же. И приехавшие на концерт авторы и исполнители сумели вернуть нас как будто на машине времени в то время, когда Ильменка проходила под открытым небом.

Тем не менее все меняется. И авторская песня не остается неизменной – новое поколение авторов все сильнее заявляет о себе на фестивалях. Может, именно в нынешнем году это ощущается не так сильно – в силу того, что ограниченное время концертной программы в основном было отдано гостям, давно ставшим звездами жанра.

Однако стоит открыть социальные сети, и мы увидим, что сам жанр эволюционирует. Сегодня уже сложно сказать, где кончается тот же рок и начинается авторская песня, которая напитывается все больше другими музыкальными стилями.

Опять-таки интернет дает четкое представление об аудитории. Часто о творчестве какого-либо поэта, например, критики говорят плохо – а в сети у него тысячи подписчиков, и значит, есть аудитория, которой эти стихи нравятся. Однако стоит поэту снизить темп публикации контента – аудитория постепенно сокращается.

И это – ступень эволюции, которая зачем-то нужна. Возможно, это какой-то генетический сбой культуры. Но мы пока не знаем, что получится в результате.

Фото Дмитрия Куткина

Читайте "Вечёрку" на Яндекс.Дзен и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other