Меню

Монастырь в Челябинске обнародует секретные архивы о жизни монахинь

30.06.2023 07:00 - автор Наталья Фирсанова
Для их расшифровки ищут добровольцев
Монастырь в Челябинске обнародует секретные архивы о жизни монахинь
Копии редких документов прислали из Оренбургского архива. Фото Олега Каргаполова

В челябинском Одигитриевском женском монастыре работают над созданием летописи. В планах — издание книги к десятилетию возрождения обители. Недавно монахиням передали копии редких документов из госархива Оренбургской области: списки насельниц, рапорты и секретные отчеты с середины XIX века до 1917 года. Это 26 объемных дел — почти тысяча страниц рукописного текста. Расшифровывать его помогают уже полтора десятка челябинских добровольцев. О чем расскажут старинные документы, какой интерес они представляют для современного Челябинска и его жителей, узнали корреспонденты «Вечерки».

Живая история

Вместе с инокиней Севастианой (Амарцевой) углубляемся в историю Одигитриевского женского монастыря. Она бережно берет объемный журнал — послужной список насельниц за 1913 год. Ценный источник информации. В документе мелким каллиграфическим почерком записаны имена более трехсот монахинь и послушниц, краткие сведения о них: возраст, место рождения, социальное происхождение, образование, когда поступили в монастырь, какую работу выполняли и так далее.

2.jpg
Послужные списки сохранили сведения о настоятельницах монастыря, монахинях и послушницах. Фото Олега Каргаполова

— Текст достаточно читабельный, — перелистывает страницы сестра Севастиана. — Вот, например, монахиня Рафаила — казначей монастыря. На тот момент ей было 53 года. Дочь священника. Окончила курс в монастырском училище. С 1880 по 1907 год занималась письмоводительством и управляла певческим хором. Приняла постриг 23 июля 1907 года в Оренбурге.
Из документа узнаем и о поощрениях монахини: «За усердное преподавание географии и русской (далее неразборчиво) в монастырской школе объявлена благодарность епископа. За устройство хора награждена архипастырским благословением и грамотой. В 1908 году посетила святой град Иерусалим, возвратилась в срок». И так по каждой сестре.

Из Оренбургского архива в Челябинский монастырь передали копии шести послужных списков за несколько лет. Самый ранний — 1854 года, когда Одигитриевская община была официально утверждена императорским указом. Статус монастыря она получила в 1862 году. Редкий документ откроет имена первых сестер и прольет свет на их жизнь.

3.jpg
Ведомости и отчеты раскроют подробности о жизни обители до революции. Фото Олега Каргаполова

— Это живая история. До революции Одигитриевский монастырь играл важную роль в жизни Челябинска и его жителей. Мы стараемся сохранить для города эту историю и стремимся стать преемниками монашеских традиций, — рассказывает сестра Севастиана.
Дореволюционную эпоху монастыря сестры стали изучать с момента его возрождения — с 2015 года. Документы искали в государственном архиве Челябинской области, пытались узнать о судьбе пострадавших за веру в материалах из фондов партархива. Большую помощь оказывали краеведы и духовники обители, протоиерей Сергий Реснянский — его дипломная работа в Екатеринбургской духовной семинарии была посвящена Одигитриевскому женскому монастырю.

Сообща удалось воссоздать историю монастыря и восстановить имена 500 насельниц. Но этот список далеко не полный. Имена и фамилии сестер выписывали из метрических книг об усопших за 1881–1914 годы и из послужных списков за 1915 год. Данных за другие периоды не было.

О чем расскажут архивы

Сегодня вся имеющаяся информация размещена на сайте Одигитриевского монастыря и открыта для всех. Многие горожане узнают здесь не только историю обители, но и тайны старого Челябинска, а некоторые открывают неизвестные страницы жизни своей семьи. Большинство сестер были родом из Челябинска, и шанс найти в монастырских списках своих родственниц вполне реален. Такие случаи уже известны.

4.jpg
Возможно, в этих списках есть имена ваших родственниц? Фото Олега Каргаполова

— До революции в нашем монастыре жила монахиня Анна (Чипышева). Несколько лет назад к нам обратилась ее родственница — женщина с удивлением узнала, что в родне была монахиня, — приводит одни из примеров собеседница «Вечерки». — Женщина с таким трепетом расспрашивала о ее жизни. Она даже нашла могилку родственницы на Успенском кладбище. Я думаю, дополнительная информация, которую мы найдем в новых документах, представляет ценность и для этой челябинской семьи.
В истории обители остается немало белых пятен. В местных архивах сохранились лишь некоторые документы о дореволюционной жизни монастыря, многие были утрачены. И поисковая работа продолжается.

В монастыре надеются открыть новые имена сестер, которые жили в нем больше ста лет назад, и получить ответы на многие вопросы.

— Мы и раньше отправляли запросы в архивы Оренбурга, Санкт-Петербурга, Москвы. Но получили совсем немного информации, — рассказывает сестра Севастиана. — Нам посоветовали найти помощника, который сможет поработать на месте, сделает копии документов и отправит их в Челябинск.
5.jpg
Расшифровать предстоит почти тысячу страниц рукописного текста. Фото Олега Каргаполова

И такой человек нашелся в Оренбурге. За полгода одна женщина провела колоссальную работу: искала и фотографировала все документы, связанные Одигитриевской обителью. А в начале лета в монастыре приступили к их расшифровке.

— Мы получили послужные списки за шесть лет. Каждый дополнит биографические и другие сведения о наших сестрах. В некоторых документах есть описание жизни тех, кто готовится принять монашеский постриг. Это редкая и очень ценная информация, — обращает внимание инокиня Севастиана.
Монастырский бюджет

Поступившие документы раскроют детали монастырского быта и духовной жизни насельниц.

— Мы, например, узнали, что наши сестры пели на богослужениях знаменным распевом — это древнее церковное пение. А мы тоже знаменным поем, — делится инокиня. — Узнаем, какие читали каноны, акафисты. Все эти тонкости очень важны для сохранения традиций.
Насельницы XXI века получили возможность познакомиться с расходно-приходными книгами. Они расскажут о монастырском бюджете: на какие средства жила обитель, за счет чего получала доход, какие были основные траты.

6.JPG
В наши дни сестры Одигитриевского монастыря стараются сохранять традиции своих предшественниц. Фото Олега Каргаполова

— Монастырь был третьеклассным. Это значит, что никакой поддержки из государственной казны он не получал. Сестры зарабатывали сами, — поясняет сестра Севастиана.
На территории монастыря были мастерские: белошвейная, золотошвейная, переплетная, иконописная и другие. Изделия мастериц славились не только на Южном Урале, но и по всей России. А на монастырских угодьях, в четырех верстах от города, выращивали уникальные для Южного Урала фруктовые деревья — сегодня легендарную Плодушку в Ленинском районе знает каждый челябинец.

Большое внимание уделялось социальному служению: сестры помогали Красному Кресту, при монастыре работала больница, лазарет. Теперь есть возможность увидеть документальные подтверждения этой деятельности.

Как заглянуть в прошлое

Работа предстоит большая: в кратчайшие сроки расшифровать и перевести в цифру все полученные материалы. Сестры обратились за содействием к жителям. Уже сейчас им помогают добровольцы. Они получают задание и работают дистанционно — из дома.

7.jpg
Людям интересно прикоснуться к истории. Фото Олега Каргаполова

— Большинство из них никогда не работали с архивными документами. Но людям интересно прикоснуться к истории, — замечает сестра Севастиана.
Технически работа не вызывает сложностей. Текст набирают на компьютере в программах Word или Excel. Старую орфографию с «ерами» и «ятями» сохранять не надо. Главное — содержание. Если встречается неразборчиво написанное слово — его просто выделяют красным цветом. В дальнейшем пропуски будут заполнять специалисты.

— Помогают в основном челябинцы. Неожиданный отклик мы получили из Северной столицы — написал аспирант исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Он родом из Оренбурга, интересуется историей духовенства начала XX века. Надеемся, что с его помощью удастся получить доступ к архивам Санкт-Петербурга, — говорит собеседница «Вечерки».
В монастыре всегда рады новым помощникам. Хотите тоже прикоснуться к истории при оцифровке уникальных документов? Пишите на страницу Одигитриевского монастыря во «ВКонтакте».

Завершить расшифровку документов рассчитывают к сентябрю. Потом к работе подключатся историки и краеведы. Они будут участвовать в подготовке летописи. Ее планируют издать к десятилетию возрождения монастыря в 2025 году. Работа ведется по благословению правящего архиерея.

«Про арест не говорили, только плакали…»

Больше всего загадок в послереволюционной истории монастыря. Его закрыли в 1921 году, и судьба насельниц складывалась трагично. Из 360 монахинь и послушниц, которые жили в обители, за одну ночь арестовали 240 человек. Как это произошло, долгое время оставалось тайной.

8.jpg
В память о пострадавших за веру Христову. Фото Олега Каргаполова

— Краевед Александр Григорьевич Щегольков много общался с челябинцами, которые знали наших монахинь. От него мы узнали подробности ареста. Эту историю поведала одна женщина. Она знала, что произошло в ту ночь, по рассказам мужа — бывшего красноармейца. Но тайну открыла только после его смерти, — рассказывает инокиня Севастиана. — Оказывается, в монастыре был предатель. Он открыл ворота, и сестер на аркане повели в Челябинский концлагерь.
Кто-то провел в заточении полгода, кто-то год. О том, как они жили после освобождения, почти ничего неизвестно.

— В архиве таких данных нет. Старожилы, которые были знакомы с сестрами, рассказывали нам, что они не раскрывали подробности ареста, только плакали, — добавляет наша собеседница.
9.jpg
Надгробия с именами и фамилиями 500 монахинь и послушниц, которые жили в обители с момента основания до закрытия. Фото Олега Каргаполова

Вместе с ней идем к небольшому ухоженному мемориалу возле монастыря. Его сделали к 100-летию закрытия обители. Монастырские храмы и все строения в центре Челябинска, на улице Христорождественской (ныне Цвиллинга), сравняли с землей. В наши дни уцелевшие после разрушения камни привезли в возрождаемый Одигитриевский монастырь. Теперь они установлены на мемориале. Здесь же размещены старинные фотографии монастыря и цитаты из исторических документов.

На территории установили надгробия с именами и фамилиями всех 500 насельниц, которые уже известны. В память о них совершается заупокойная служба — лития.

А рядом, у входа в монастырь, разворачивается стройка. По благословению митрополита Челябинского и Миасского Алексия здесь начинают возводить Одигитриевский собор. Сейчас идет подготовка фундамента. Огромный храм высотой более 30 метров, рассчитанный на тысячу прихожан, будут строить в традициях древнерусской архитектуры домонгольского периода. Этот стиль отличается строгостью, аскетичностью и при этом величественностью. Собор станет центром монастырского комплекса.

Еще одна достопримечательность Одигитриевского женского монастыря — кованая ограда. В свое время ее перенесли из центра города, сейчас она окружает монастырский комплекс. По мнению экспертов, она представляет историческую ценность и может быть признана объектом культурного наследия.



Подписывайтесь на телеграм-канал «Вечерки», чтобы всегда быть в курсе событий Челябинска!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other