В Челябинске разработали бетон для фильтрации вредных примесей в ливневках
Ученые Архитектурно-строительного института ЮУрГУ создали уникальный сорбционно-активный бетон на основе отходов производства. Изобретение абсолютно безвредно для окружающей среды и даже нейтрализует опасные химические элементы в городских ливневых стоках, исключая их испарение в воздух и попадание в почву. Об этом «Вечерке» сообщили в пресс-службе вуза.
Инновационный материал с низкой стоимостью и уникальными свойствами разработали ученые кафедры «Строительные материалы и изделия». В его основе — отходы производства из Сатки, содержащие в составе магнезит и доломит. Последний в промышленности редко используется и обычно складируется в сотни квадратных метров отвалов. За размещение горнопромышленных отходов на таких территориях добывающие предприятия платят государству налоги. Ученые предложили использовать такие измельченные до щебеночной фракции осколки магнезита и доломита при производстве нового экобетона.
Инновация позволит избежать в крупных промышленных городах попадания примесей тяжелых металлов в почву и растительность. Обычный классический бетон не пропускает воду, из-за чего она собирается в большие лужи и создает проблемы при движении транспорта и людей.
— Структура и состав нового материала максимально пористая, при этом сохраняет высокую прочность, — отмечает доцент кафедры «Строительные материалы и изделия» ЮУрГУ Марина Бутакова. — Все компоненты бетона крепко соединяются цементом в массу, которая не разрушается под воздействием агрессивного воздействия городских осадков и ливневых стоков. Материал способен мгновенно поглощать дождевые стоки, не давая скапливаться лужам.Вместе с коллегами кафедры «Материаловедение и физико-химия материалов» ученые провели эксперименты и подтвердили безопасность и поглощающую активность уникального бетона. Он нейтрализует в ливневых стоках цинк, мышьяк, тяжелые металлы, аммиак и не дает им влиять на окружающую среду.
Прочность экобетона разработчики протестировали на гидравлическом прессе. Выяснилось, что пористого слоя в пять сантиметров достаточно для пешеходных зон, а десятисантиметровый слой выдерживает легковой автомобиль и даже КамАЗ без груза.
Инновационный материал укладывается на дорожные поверхности классическим способом. А на специальных заводах может быть изготовлен не только экобетон, но и тротуарная плитка для пешеходных зон, зон отдыха и дачных участков. Также этот материал может стать заменой асфальту на автодорогах со средней интенсивностью движения.
Ученые выделили еще одно направление использования бетона — в качестве основания полигонов для бытовых и промотходов. Это поможет предотвратить попадание вредных веществ в почву и водоносные слои.
Сейчас институт планирует наладить поставки отходов для производства экобетона с горнодобывающих предприятий региона.
— Так они внесут свой вклад в улучшение качества окружающей среды, сократят собственные затраты и освободят земли для других видов хозяйственного использования, — подчеркивает Марина Бутакова.Проект ученых разрабатывается в рамках программы «Приоритет–2030» и нацпроекту «Экология».
Недавно другие ученые в Челябинске превратили отходы водоканала в кирпичи. На основе такого сырья они получаются более легкими и прочными.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Вечерки», чтобы всегда быть в курсе событий Челябинска!
Поделиться
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»