Меню

В Челябинске спасли детей из зоны СВО с редким пороком сердца

01.03.2025 06:00 - автор Наталья Фирсанова
В больницу они поступили с запущенной патологией
В Челябинске оперируют самые сложные пороки сердца. Фото Людмилы Ковалевой (из архива «Южноуралькой панорамы»)
Кардиохирурги Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в Челябинске прооперировали и подарили жизнь двум детям со сложными пороками из Херсонской области. Чтобы сердце работало правильно, им установили дорогостоящий биологический протез. Но высокотехнологичную помощь пациентам оказали абсолютно бесплатно. Вместе с мамами они провели в клинике несколько месяцев и сейчас уезжают домой. Подробности рассказываем в материале «Вечерки».

На операцию — через полстраны

У 12-летнего Максима и трехлетней Сашеньки — сложные врожденные аномалии сердца. Главные сосуды, аорта и легочная артерия, у детей поменялись местами. Иными словами, бедная кислородом венозная кровь поступала в большой кровоток, а насыщенная снова попадала в легкие. Это вызывало кислородное голодание и создавало угрозу для жизни. К тому же ситуацию осложняло критическое сужение легочной артерии.

Как рассказала мама маленькой Александры, уровень насыщения крови кислородом у дочки никогда не превышал 80%, из-за этого синели пальчики и переносица.


Маленькая Саша вместе с мамой скоро вернется домой после лечения. Фото Лии Захаровой

— Порок сердца у ребенка выявили, когда я беременная ходила. Потом родила, месяц лежали в больнице, — поделилась женщина.
Единственным эффективным лечением могла стать только операция. Но на родине маленькой пациентки такой возможности нет. Решить проблему помогли представители фонда «Бирюзовый», который помогает детям из новых регионов.

— Мы уже много лет сотрудничаем с фондом. Там работают наши коллеги, доктора, — пояснил главный врач федерального кардиоцентра в Челябинске Олег Лукин. — Когда появилась информация о детишках из новых регионов, которые по какой-то причине не смогли попасть на кардиохирургическое лечение, решили помочь совместными усилиями. Все организационные вопросы взял на себя фонд «Бирюзовый», а мы приняли детей на лечение.
Руководитель клиники напомнил, что здесь оказывают высокотехнологичную помощь всем гражданам России, включая жителей новых территорий.

Александра приехала с мамой в Челябинск после Нового года. Максима госпитализировали в федеральный кардиоцентр в ноябре в очень тяжелом состоянии. Кожа ребенка имела синюшный оттенок, а сам пациент был сильно ослаблен. Ранее мальчику делали поддерживающую операцию. Но для устранения проблемы и восстановления здоровья требовалось радикальное хирургическое вмешательство.

Как сосуды вернули на место

Детским кардиохирургам предстояла непростая задача: заменить вышедшую из строя артерию, устранить дефект межжелудочковой перегородки и вернуть сосуды на свои места. Для этого нужно было выполнить достаточно редкую и сложную операцию методом Растелли.

— Обычно такие врожденные пороки оперируем детям до года для того, чтобы восстановить нормальную гемодинамику — движение крови по сосудам. Чем раньше сделана радикальная коррекция, тем лучше результат. Но проблема в том, что у наших пациентов, прибывших из новых территорий, были очень запущенные пороки. Это тяжелая патология — транспозиция магистральных сосудов в сочетании со стенозом легочной артерии, — обратил внимание заведующий отделением хирургии врожденных и приобретенных пороков сердца ФЦССХ Игорь Гладышев.

Детские кардиохирурги провели кропотливую работу. Фото Людмилы Ковалевой (из архива «Южноуралькой панорамы»)

По словам врача, наличие дефектов межжелудочковой и межпредсердной перегородок, открытого артериального протока ненадолго продлевает жизнь пациентов, но ее качество сильно страдает. А когда ребенок к 11 годам ни дня не жил с нормальной гемодинамикой, это может дать тяжелые осложнения на печень, почки, легкие. Поэтому оперировать непросто.

Во время радикальной коррекции порока детям, приехавшим из Херсонской области, установили уникальный протез — гомографт. Этот искусственный ствол легочной артерии с клапаном делают в Санкт-Петербурге. Для каждого пациента его создают индивидуально.

Каждого ребенка оперировали около шести часов. Послеоперационный период проходил довольно долго. Ослабленный организм Максима дал сбой: он перенес тяжелую пневмонию. Три недели находился в реанимации. Справиться с тяжелой сердечно-легочной недостаточностью и высокой температурой юному пациенту помогли реаниматологи и кардиологи. В этом отделении мальчик встретил свой 12-й день рождения. Александра восстанавливалась легче и быстрее.

— Сейчас детки поправились, порозовели. Полностью восстановилась гемодинамика. Очень хорошие показатели. Нам приятно. Это так здорово, когда наши детки выздоравливают и уезжают домой, — отметил Игорь Гладышев.
Однако это не финальная операция. Как пояснил врач, гомографт — биологическая ткань, которая со временем склонна к деградации. Срок службы — от пяти до десяти лет. К тому же дети растут, и хотя гомографт подбирают на вырост, он все равно требует периодической замены.

Сложность — не порок

— В практике детской кардиохирургии очень много сложных пороков. Транспозиция, или двойное отхождение магистральных сосудов, встречается относительно часто. В год рождается примерно 30–40 таких детишек. И наша команда детских специалистов накопила существенный опыт их лечения, — прокомментировал Олег Лукин.
Еще 20 назад таких детей в Челябинской области не оперировали. С открытием федерального кардиоцентра появилась возможность подготовить команду, обмениваться опытом с зарубежными коллегами. И сегодня врачи успешно справляются с лечением пороков любой сложности, в том числе у недоношенных детей с малым весом.


Олег Лукин: мы готовы принимать пациентов из новых регионов. Фото Людмилы Ковалевой (из архива «Южноуралькой панорамы»)

— Самая большая проблема, когда на местах пропускают или не выдерживают оптимальные сроки для проведения операции. Тогда гораздо тяжелее оперировать и выхаживать этих детишек, — обратил внимание Олег Лукин. — В новые регионах кардиохирургических центров никогда не было. Создать их с нуля сейчас довольно проблематично. Та же подготовка кадров требует времени. Пока такая помощью возможна только на территории уже существующих центров в России.
Руководитель федерального центра сердечно-сосудистой хирургии подчеркнул, что кардиохирурги Челябинска готовы и впредь принимать пациентов из новых регионов. Главное — получить информацию о том, кто нуждается в высокотехнологичной помощи.

— Прошлым летом с главным врачом федерального кардиоцентра Олегом Лукиным обсудили, как помочь детям с врожденным пороком сердца из новых регионов. А в сентябре уже нашли таких пациентов через минздрав, через уполномоченных по правам человека на местах, — рассказал соучредитель благотворительного фонда «Бирюзовый», врач-уролог Кирилл Чиглинцев. — Там составили списки. Мы выстраиваем логистику. Фонд оплачивает пациентам и их родителям билеты до Челябинска и обратно.
По данным Кирилла Чиглинцева, сейчас в списках на операцию остается трое детей из Херсонской области и четверо — из Запорожской. Родители охотно соглашаются ехать с детьми на лечение в Челябинск, несмотря на огромное расстояние.

— Мы стараемся полностью взять на себя их расходы на поездку. Сейчас, например, купили огромный пакет лекарств для детей, которые возвращаются после лечения в Херсонскую область. Надеюсь, этого запаса хватит на несколько месяцев, чтобы поддерживать их состояние после оперативного вмешательства, —заметил представитель фонда.
В прошлом году кардиохирурги из Челябинска прооперировали 15-летнюю жительницу Донбасса. Спасти ее помог награжденный орденом Мужества полковник Юрий Гагарин с позывным «Ангел».


 

<

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other