Меню

Доклад Главы города Челябинска «О результатах деятельности Главы города и Администрации города Челябинска в 201 Доклад Главы города Челябинска «О результатах деятельности Главы города и Администрации города Челябинска в 2016 году»

24.03.2017 09:06 № 22 (12032)



Прежде чем представить отчет, Глава города Евгений Тефтелев поблагодарил депутатов Челябинской городской Думы за тесное и плодотворное сотрудничество в юбилейный для города Челябинска 2016 год и второй год совместной деятельности. Заинтересованность в решении самых острых проблем городского развития, готовность спорить в поисках компромисса и взвешенных решений — таким был формат взаимодействия мэрии и городской Думы. Во многом благодаря поддержке депутатского корпуса достигнуты в целом положительные результаты года.
Если в первый год принимались и реализовывались принципиальные знаковые решения, то 2016-й стал годом стабилизации. Прежде всего это стабилизация городской жизни.
Удалось не только выполнить плановые показатели городского бюджета, но и погасить практически всю кредиторскую задолженность прошлых лет по дорожным работам (за исключением мирового соглашения с «Уралмостостроем»), учреждений физкультуры и спорта, провести платежи по субсидиарной ответственности города по банкротству «Челябинскавтотранса», закрыть кассовый разрыв и выйти с остатками на начало года, благодаря чему на прошлом заседании Думы было утверждено решение о направлении этих средств на корректировку градостроительного плана города, сделан задел на разработку проектно-сметной документации. Ведь только наличие готовых проектных решений дает возможность дополнительного привлечения средств из вышестоящих бюджетов.
Более 26 млн рублей удалось сэкономить за счет замещения коммерческих кредитов средствами федерального бюджета по ставке 0,1% годовых (на 50 дней в сумме 806 млн рублей. В этом году это уже свыше 973 млн рублей). При этом Челябинск является единственным муниципалитетом области, привлекающим федеральные ресурсы.
В прошлом году градоначальник докладывал, что проводится анализ межбюджетных отношений. Благодаря совместной конструктивной работе с Правительством области, Губернатором Борисом Александровичем Дубровским на областном уровне приняты два принципиальных решения — о передаче в муниципалитеты половины поступлений от упрощенной системы налогообложения и в полном объеме госпошлины, заработанной многофункциональными центрами.
В свою очередь, конечно же, муниципалитет получил и дополнительные обязательства (например, в части содержания метрополитена), но и определенную степень свободы.
К сожалению, в условиях макроэкономической неопределенности не удалось переломить спад в промышленности: индекс промышленного производства составил в целом по городу 95,9%. При этом отмечен рост:
— производства электроэнергии, воды;
— производства электрооборудования, машин, транспортных средств — это отрасли, по которым наблюдается устойчивый спрос со стороны госкорпораций и оборонных предприятий;
— сальдированной прибыли крупных и средних предприятий в 1,3 раза. И в очередной раз мы вынуждены сожалеть, что налог на прибыль не участвует в формировании городского бюджета.
В результате:
— впервые за последние три года в городе выросла реальная заработная плата;
— средняя зарплата работников крупных и средних предприятий превысила 35 тысяч рублей. Средняя зарплата по области составляет 31 тысячу рублей;
— достигнуты индикативные показатели по росту средней заработной платы различных категорий бюджетников;
— город выполнил все социальные обязательства;
— относительно стабильная ситуация наблюдалась на рынке труда: зарегистрированная безработица сохранялась на уровне 1%;
— стабилизировалась ситуация в торговле. Индекс по крупным и средним предприятиям — 99,9%;
— введено в эксплуатацию почти 560 тыс. кв. метров жилья. Это на 150 тысяч больше планируемых показателей.
Челябинск вошел в число шести муниципалитетов области, в которых зафиксирован естественный прирост населения. И эта тенденция сохраняется в городе с 2010 года. Положителен и миграционный поток. По предварительным данным, город вплотную приблизился к миллиону ста девяносто девяти тысячам жителей.
Но, с другой стороны, прирост населения формирует и новые вызовы, и прежде всего — в сфере образования. В прошлом году число мест в детских дошкольных учреждениях увеличилось на 2002 за счет строительства и выкупа пяти зданий. Однако при этом обеспеченность детскими садами детей в возрасте с года до семи лет составила только 81,8% при 100%-ном охвате с 3 до 7 лет.
В текущем учебном году в городе зафиксирован своеобразный рекорд: количество челябинских школьников превысило 120 тысяч! Как следствие, выросла и доля обучающихся во вторую смену — с 24,8% до 27,8%. По итогам 2015 года, было снижение на пять процентных пунктов. Поэтому в текущем году будет продолжено проектирование, строительство и выкуп зданий под детские сады и школы.
Безусловно, чувствительным индикатором роста численности населения, расширения границ города является состояние системы муниципального здравоохранения, в котором работает около 10,5 тысячи челябинцев. С участием городского бюджета в прошлом году проведены ремонты в ряде медицинских учреждений, дооснащение их современным медицинским оборудованием. Расширены виды высокотехнологичной медицинской помощи, которую жители города могут получить, не выезжая за его пределы. Результатом проводимых мероприятий, в числе которых трудно переоценить роль ранней диагностики заболеваний в ходе диспансеризации, стало снижение смертности населения по ряду заболеваний. И главное — на 16% младенческой смертности.
Очень важным направлением в совместной работе с депутатским корпусом стало улучшение внешнего облика города. Серьезным импульсом для более критичного его осмысления стала возможность проведения в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС. По итогам двух архитектурных конкурсов, всероссийского и международного, появился совершенно новый взгляд на перспективы развития набережной реки Миасс, аэропорта города, его исторической части.
Началось строительство конгрессно-выставочного центра, заключены соглашения с потенциальными инвесторами на строительство новых гостиниц. Причем все это местные инвесторы, заинтересованные в развитии города.
В конце года депутаты приняли изменения в Правила благоустройства в части гостевых маршрутов. Таковым статусом на сегодня уже наделены 27 улиц. Теперь задача — отработать все до мелочей: размещение нестационарных объектов и рекламных конструкций, а также изменение схемы движения транспортных средств.
При этом не стоит забывать, что высадка деревьев, сокращение транспортного потока в центре города, ликвидация пробок на дорогах — все это способствует решению одной из основных городских проблем — качества воздуха.
Для улучшения условий дорожного движения в 2016 году во всех районах города проведен средний ремонт дорог на площади свыше одного миллиона двухсот тысяч квадратных метров, устанавливались дорожные знаки и светофорные объекты, наносилась новая дорожная разметка. Решены проблемы водоотведения и подтопления территорий в Ленинском районе и на Северо-Востоке.
В условиях спада жилищного строительства по инициативе местных предприятий внесены изменения в областной закон по масштабным инвестпроектам, когда, получая землю без аукционов, застройщики берут на себя обязательство по передаче 15% квартир муниципалитету для расселения жителей ветхоаварийных домов или не менее 60% квартир продать муниципалитету по цене не выше средней рыночной, установленной уполномоченным органом государственной власти. По такой схеме готовы работать уже три местных застройщика.
Выигрывают и застройщики, которые не отвлекают средства из бизнеса, и город. Так, за прошлый год в рамках расселения ветхого и аварийного жилья новое жилье получили 45 семей из 13 таких домов, снесено четыре многоквартирных дома.
Кроме того, 54 помещения приобретено для детей-сирот и одно — для родителей, принявших на воспитание шестерых детей. 55 молодых семей получили право на социальную выплату для улучшения жилищных условий.
С учетом собственного опыта дорабатывается механизм развития застроенных территорий.
Задача городской власти — создать комфортную среду для социально ответственного бизнеса, который думает как минимум на одно поколение вперед. Прежде всего это касается процедур выделения земли, получения градостроительной документации. В прошлом году был внедрен муниципальный стандарт улучшения инвестиционного климата, рекомендованный областью: создано Агентство инвестиционного развития города, назначен инвестиционный уполномоченный, внедрена практика сопровождения инвестпроектов в режиме «одного окна».
В текущем году по всей вертикали власти началось внедрение 12 целевых моделей, направленных на улучшение инвестиционного климата. И на уровне города предстоит принять и реализовать свою дорожную карту по сокращению сроков в сфере землепользования и градостроительства, сроков техприсоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций, оптимизации контрольно-надзорной деятельности. При этом важно не только изменить сроки в административных регламентах, но и проконтролировать соблюдение их каждым конкретным исполнителем.
В 2016 году было принято непростое решение о предоставлении налоговых льгот по земельному налогу для индустриального парка «Станкомаш» и его резидентов. Это тот случай, когда не перекладываются проблемы на будущие поколения, а создается задел развития города: новые высокопроизводительные места в мощном машиностроительном кластере.
Всего в рамках реализации более 100 инвестпроектов в городе создано свыше полутора тысяч новых рабочих мест.
Значительный вклад в создание новых рабочих мест внес и малый бизнес: только в прошлом году создано почти 2,5 тысячи. На сегодня малый бизнес Челябинска — это более 56 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, где занято почти 250 тысяч, или более 40%, работающих челябинцев, его доля в бюджете города немного не дотягивает до 25%. Именно малый бизнес формирует новый облик города: это

и туризм, и частная медицина, и услуги по содержанию детей в негосударственных детских садах. Несмотря на сложности с формированием бюджета, не снижается объем финансирования муниципальной программы поддержки малого бизнеса. По доброй традиции уже третий год в мае, в День российского предпринимательства, поддерживая инициативу «ОПОРЫ России», в городских парках проходят народные гуляния.
Еще одно ключевое направление — это организация работы внутригородских районов. Прошел год, и сегодня стало нормой, что все вопросы благоустройства решаются именно в районах: это укладка асфальта в межквартальных проездах и установка малых архитектурных форм, санитарная обрезка деревьев и озеленение. Областные «Реальные дела» при поддержке Губернатора области Бориса Александровича Дубровского стали хорошей репетицией к участию в Федеральной программе создания современной городской среды. Существенное отличие от предыдущей работы — в программу по инициативе партии «Единая Россия» наряду с мероприятиями по благоустройству городских дворов включены ремонт и реконструкция скверов. Это будет реальным вкладом в улучшение экологической ситуации. Важно, что общественное обсуждение при выборе объектов и контроль качества депутатами выполненных работ, как и технический контроль — обязательные требования Федерации.
Отметим, что челябинская агломерация вошла в число трех пилотных по линии Минэкономразвития России. Губернатором области Борисом Александровичем Дубровским поставлена задача определить агломерационный эффект для жителей входящих в нее муниципалитетов по вопросам обеспечения услугами образования, здравоохранения, транспортного обслуживания, чтобы границы между городами и районами не стали препятствием для повышения качества жизни.
Пока же комфортность проживания даже в новых микрорайонах города зачастую сдерживается невысокой транспортной доступностью.
2016 год не стал переломным для общественного транспорта. Несмотря на выделение специальной субсидии на ремонт автобусов, парк подвижного состава, как и прежде, нуждается в обновлении и ремонте. Хронические проблемы в отрасли давно требуют концептуальных изменений в подходах и методах работы.
Во-первых, по-прежнему в городе происходит дублирование маршрутов. Причем к нелегальным перевозчикам добавились еще и перевозчики из соседних муниципалитетов. На прошедшей неделе Глава города провел отдельное совещание по данному вопросу с руководителями правоохранительных органов, Управлением государственного автодорожного надзора, областного Минтранса. Была поставлена задача вывести из тени денежный оборот, который сегодня уходит в карманы недобросовестных перевозчиков.
Во-вторых, внедрение новой маршрутной сети, которая доработана с учетом публичного обсуждения.
Эти мероприятия должны стать основой сохранения муниципального общественного транспорта. Градоначальник напомнил, что за годы перехода к рынку выгодные маршруты были практически полностью отданы частникам. Сегодня активно с привлечением экспертов прорабатывается «дорожная карта» выхода из банкротства МУП «ЧАТ», а также меры по оздоровлению МУП «ГЭТ». Электрический транспорт должен только наращивать долю на рынке городских перевозок.
Еще одна серьезная проблема, тревожащая горожан, — состояние городской свалки. По решению Губернатора из областного бюджета на разработку проекта ее рекультивации выделено 100 миллионов рублей. Важно не сорвать сроки и завершить разработку проектно-сметной документации до 1 июля 2018 года, чтобы в 2019 году приступить непосредственно к ликвидации накопленного экологического ущерба.
Перечисленные проблемы и решения были сложными и нередко вызывали бурное обсуждение среди общественности и жителей. Поэтому градоначальник выразил благодарность профильным постоянным комиссиям городской Думы за поддержку и готовность к рассмотрению острых вопросов.
Как и в прошедшем, в текущем 2017 году Администрация города Челябинска сохранит главный принцип своей работы — открытость к диалогу с депутатским корпусом и общественностью, привлечение патриотов города к принятию решений. Работу над приоритетными направлениями развития города в рамках задач, поставленных Губернатором Борисом Александровичем Дубровским в своем отчете на Законодательном Собрании Челябинской области 6 марта текущего года, разработки новой Стратегии развития вынесены в публичную плоскость. В ходе дискуссионных площадок были собраны предложения горожан и депутатского корпуса, их взгляд на городские приоритеты. Предложения и критика взяты на рассмотрение профильными структурными подразделениями и лично Главой города.
В завершение выступления Евгений Тефтелев еще раз поблагодарил депутатов за поддержку и конструктивный диалог в 2016 году и выразил надежду, что в 2017 году взаимодействие будет усилено.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other