Меню

Тысяча медных историй от челябинского нумизмата

07.02.2018 15:35 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА

Собиратели редкостей ждут встречи, а мы — интересных рассказов.

В преддверии слета коллекционеров «Вечерний Челябинск» пользуется случаем познакомиться с представителями этой братии. Ведь каждый увлеченный коллекционер может рассказать немало занятного. У нас в гостях — нумизмат Федор Токмачев с тысячей историй на небольших подложках, обтянутых синей замшей.

фото Людмилы ПОТАПОВОЙ

Монета, которая ничего не стоила

На самом деле автор слегка приукрашивает факты. На встречу с корреспондентом Федор Владимирович принес несколько сот экземпляров из коллекции. Но в его собрании действительно около тысячи медных монет Российской Империи.

Даже если рассматривать лишь часть коллекции — глаза все равно разбегаются. На одной подложке — крошечные, меньше ногтя полушки, на другой — тяжелые, крупные (сантиметров пять в диаметре) пятаки. Самые старые экземпляры — эпохи Петра I, самые новые — советского периода. Они почти любому покажутся знакомыми: каждый видел эти изящные цифры и колоски по краю. Но мы знаем такой рисунок уже по бронзовым монетам, а в коллекции у Федора Владимировича — последние медные экземпляры. Палитра цветов тоже разнообразна: монеты шоколадного оттенка, красноватые, светло-коричневые, с зеленоватыми штрихами окисления, темно-серые, как асфальт, но с холодным отблеском... И, конечно, каждая монета — история.

Но прежде всего прошу коллекционера поведать собственную историю: ведь собрание в тысячу экземпляров непременно с чего-то начинается.


- Собирать монеты я начал с семи лет. Самая первая моя монета — на всю жизнь запомнил: 25 румынских бани 1954 года, - начинает свой рассказ Федор Владимирович. - Эту монету мне подарили. Она, как говорится, «ходячая», ценности никакой не имела. Да и к коллекционерам в те времена относились как к чудакам: нашли, на что деньги тратить! Но мне стало интересно: какие еще монеты есть? Собирал все подряд!

Теперь, конечно, у Федора Токмачева совсем другая коллекция, серьезная. Тысяча экземпляров — это только медные монеты. Но и их многообразие огромно: монеты различаются по номиналу (от пятака до полушки), по годам, по месту чеканки, а иногда — по подтипам.

- А как это — по подтипам? - ни разу не будучи нумизматом, с ходу требую объяснений.

- Смотрите, - коллекционер тут же находит на подложке две монеты. - Это пятаки времен Александра I. Год один?

Деваться некуда, подтверждаю: на металле крупно проступают одинаковые цифры. И ахаю, присмотревшись к аверсу: орлы-то на монетах совсем разные — иначе прорисованы и головы, и крылья. Переворачиваем монету решкой - вижу, как отличаются метки у края диска. Встречаюсь с хозяином глазами, киваю: понятно, мол.

- А вот, смотрите, тоже александровская монета, - показывает Федор Владимирович вдогонку. Кругляк, оказавшийся в моих руках, раза в два меньше и легче предыдущих. - После наполеоновских войн Россия обеднела, и новые деньги стали чеканить такими.

Вот так маленькая монетка закрепила большой факт в жизни страны. Чем не одна из тысячи историй?

Свои пять копеек

- А все-таки почему — медные монеты? - я упорно продолжаю вытягивать из собеседника историю души. И Федор Владимирович рассказывает, как после учебы в институте стал ходить в общество коллекционеров.

- Тогда понял, что надо определиться. Все собрать невозможно! Я выбрал своей темой рубли Российской империи, - начинает нумизмат. - Но в 1977 году серебряные монеты приравняли к валюте. И за их хранение грозила 88-я статья. После измены и шпионажа она шла на третьем месте.

Коллекционировать монеты, как ни странно, в этот период не запрещали — только любые сделки с ними необходимо было регистрировать в отделе культуры. Делегация нумизматов несколько раз посещала учреждение, но там отмахивались: да полно, живите так, ничего не будет! Вот только у правоохранительных органов оказалось иное мнение на этот счет. И Федор Владимирович решил переключиться на медь.

Конечно, прошу показать какой-нибудь особенно интересный экземпляр. На свет из отдельной упаковки появляется темно-коричневый тяжелый пятак.

- Пять копеек Таврического монетного двора, - с гордостью сообщает Федор Токмачев. - Они чеканились в Крыму после освобождения его от турок, в течение двух лет. В период застоя достать такую монету было практически невозможно. В советское время я за ней даже не гонялся... А сейчас их стали понемногу находить. Около пяти лет назад она ко мне пришла.

- Значит, сейчас у коллекционеров больше возможностей, чем в советский период?

- Если говорить о меди — может быть, - задумчиво вздыхает мой собеседник. - А серебро и золото — это требует больших денег. Немногие могут себе позволить...

Тем временем я рассмотрела монету Таврического двора и указываю на другой пятак с похожим изображением, светло-коричневый, сточенный с одного края.

- Эта, кажется, такая же?

- Нет, совсем другая, - Федор Владимирович показывает мне значки в узорной вязи чеканки, пониже орлиных лап. - Смотрите: та, которую вы взяли, — с буквами К и М: Колыванский монетный двор, а не Таврический.


Теперь и я понимаю, что монеты к тому же разных лет.

- Колыванский монетный двор — тоже очень интересный, - утешает меня коллекционер. Впрочем, об этом — уже другая история.


Сантиметровые соболя в шерсти

Раз уж под руку попался Колыванский монетный двор — жду истории о нем. И, как оказалось, журналистская удача вывела мена на очень интересную тему.

- Мне всегда нравилось собирать так называемые сибирские монеты, - Федор Владимирович показывает мне очень странный экземпляр: вместо геральдического орла на нем два соболя.

- Под Новосибирском в XVIII веке открыли руды, богатые серебром и золотом. Но перерабатывать такую медь на тот момент еще не могли. И стали чеканить из этого металла с золотой и серебряной примесью сибирскую монету. Она имела хождение на Севере и у нас, на Урале, но в центральной Европе уже не появлялась. Этим занимался в том числе и Колыванский монетный двор. У меня есть вся подборка таких денег: пять копеек, две копейки, копейка, деньга и полушка.


В который раз поневоле удивляюсь тому, как отличаются цвета монет. Набравшись смелости, спрашиваю, в чем же дело. Металл, наверное, разный?

- Металл на самом деле может быть одинаковый, а судьба разная. Вот эта монета — кабинетная: она в земле не была. Вот эта — из земли, - Федор Токмачев перебирает металлический кругляшки. - А вот эта из клада: ее новенькую, как отчеканили, сразу в кубышку зарыли.

- В самом деле из клада? - у меня от любопытства глаза, наверное, делаются по пятаку — к счастью, современному, а не Российской империи. - Неужели вы при покупке об этом спрашиваете?

- Да ведь видно, что она не была в обращении, - разводит руками коллекционер, тянется к карману, и оттуда появляется... лупа. Похоже, у настоящего коллекционера она всегда под рукой. Федор Владимирович протягивает инструмент мне. - Посмотрите сами: на соболях — шерсть.

Неумело навожу стекло на монету, пытаясь разглядеть подробности. На небольших звериных фигурках можно различить легкие черточки, как бы прядки шерсти.


- Это значит, что штемпель не изношен. На изношенных шерсти уже нет, - объясняет хозяин и вскоре находит еще одну монетку с соболями, другого года. - Вроде бы тоже сибирская монета, а отличается. Соболя в шерсти, но шерсть на них другая. Посмотрите! И сами соболя уже немного напоминают бультерьеров - такие широкогрудые...

Я послушно заглядываю в лупу и вижу, что черточки «шерсти» гораздо мельче, но рассыпаны по фигуркам чаще. Поневоле задаешься вопросом: что еще можно разобрать на одинаковых, как кажется профану, предметах, если вооружиться знанием, вниманием и, желательно, лупой?

Шведский российский пятак

- А вот на эту монету вы сейчас посмотрите и зададите мне вопрос, - подзуживает Федор Токмачев.

Послушно беру в руки диск. «Три копейки серебром» - гласит надпись. А монета-то медная, красновато-коричневая — даже мне понятно, что серебром здесь не пахнет. Переворачиваю — витая буква «Н» и единица — Николай I, стало быть. Поднимаю глаза в ожидании очередной истории — и действительно получаю ее.

- До выпуска этой монеты в стране ходили медь, бумажные ассигнации и серебро. Медные монеты равны были ассигнациям, - терпеливо объясняет коллекционер. - Но на самом деле за ассигнацию «рубль» давали только 27 копеек серебром. Чтобы заставить деньги ходить наравне, министр финансов императора Николая I предложил ввести такие монеты — с обозначенной ценой. Раз написано - «Три копейки серебром» - изволь столько благородным металлом за монету и выдать!

Улыбаюсь, складываю в копилку еще одну историю.

- А есть монета, которую вы хотели бы заполучить?

- Очень хочется, например, пятак со шведской короной, - признается Федор Владимирович. - Когда при Екатерине Россия воевала со Швецией, то Швеция, чтобы вызвать у нас инфляцию, стала чеканить российские пятаки. Но вместо нашей короны над головой орла печатали свою. Интересная монета, правда?

Остается только согласиться: и монета, должно быть, любопытная, и история к ней прилагается.

Раз уж зашла об этом речь — спрашиваю о том, как пополнять коллекцию. Ведь сейчас немало желающих продать поддельные старые деньги. Есть даже известная мошенническая схема, основанная на таких фальшивках.

- Ну я-то на этих монетах уже собаку съел, - усмехается Федор Владимирович. - Хотя были и такие случаи, что попадался. В наши времена научились делать штемпеля Российской империи и с их помощью чеканить подделки. Вот такие монеты можно распознать, только если у тебя есть настоящая, тогда сравниваешь и видишь: ага, вот это — подделка. Но в коллективе, в обществе коллекционеров приобретать монеты можно достаточно безопасно. У нас при продаже подделок сразу предупреждают: эта монета — фальшак. Ведь если продашь в коллективе подделку, то в итоге тебе это дороже обойдется.

Завершаю разговор и отпускаю Федора Владимировича с большой неохотой: сколько историй успели перебрать, но в копилке все равно осталось больше. А эти рассказы упускать обиднее всего. Монеты-то, может, и медные, а вот истории — точно золотые!

  • Слет коллекционеров в Челябинске пройдет 11 февраля (воскресенье) во Дворце культуры железнодорожников (Цвиллинга, 54) с 8:00 до 15:00. Приглашают всех желающих!

 

<

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other