Меню
21 Апреля 2018, Суббота

Вкалывают роботы — счастлив человек

12.04.2018 15:00 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА
Целый цех завода трудится день и ночь без единого человека — все работы с абсолютной точностью выполняют роботы. Нет необходимости заполнять целые кипы бумаг одними и теми же цифрами: компьютер автоматически переносит все данные, сводит итоги и даже может выдать советы по оптимизации финансов. Машины пашут, машины вовремя включают для растений полив и обрабатывают посадки от вредителей. Все — сами. Неплохо, правда?

Цифровая экономика уже здесь. А готовы ли к ней люди?
Вкалывают роботы — счастлив человек
фото Людмилы ПОТАПОВОЙ

Эта идиллическая картина вполне может стать реальностью. Почти год назад была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», написанная по распоряжению президента Владимира Путина. В феврале правительственная комиссия утвердила в рамках этой программы план мероприятий по направлению «Кадры и образование». Планы, как и положено при построении масштабных стратегий, грандиозны. Но какое отражение они найдут (или уже находят) в Челябинской области? Как изменится наша жизнь и к чему стоит готовиться будущему поколению работников, чтобы оказаться востребованными на рынке, где «вкалывают роботы»?

А где же люди?

- Есть обширные планы по переходу к цифровой экономике. Но люди по большей части не понимают, что их ждет, к чему готовиться, - заметил Павел Переверзев, профессор челябинского филиала Финансового университета при правительстве РФ.

И это правда. Чем отличается цифровое предприятие от нецифрового? Нам, конечно, проще всего представить цифровую экономику на примере промышленности: искусственный интеллект с помощью датчиков управляет станками и механизмами, чтобы изготовить деталь или собрать машину. Все ясно: вкалывают роботы — счастлив человек. Но как раз здесь ситуация сложнее всего. Ни одна система на сегодняшний день не может автоматически спроектировать весь процесс работы. Искусственный интеллект выполняет только относительно простые манипуляции. Промышленность не справится без технологов и инженеров. Однако есть много других областей, где технологии стали незаменимыми.

Первая особенность цифрового предприятия — то, что оно работает круглосуточно в автоматическом режиме, без праздников и выходных, каждый день. Когда люди слышат об этом, возникает вопрос: а как в этом будем участвовать мы, если предприятие работает, пока человек спит?

Вторая особенность, которую открывает нам цифровая экономика, — автоматическая обработка больших объемов данных. Все счета, документы обрабатываются без вмешательства человека круглосуточно — в итоге охватываются такие объемы, с которыми люди физически не справляются. Удобно. Но возникает тот же вопрос: а как в этом участвует живой работник?

Как нетрудно заметить, еще один из признаков цифровой экономики — использование искусственного интеллекта. Итогом становится полная автоматизация процесса: все, от работы на станке до построения бизнес-стратегии, может сделать компьютер.

- Крупный электронный магазин производит около 100 продаж в секунду, - приводит пример Павел Переверзев. - Значит, каждую секунду должно отгружаться не менее ста предметов. А ведь в некоторых заказах — не одно наименование, разные вещи могут храниться на разных складах. Их нужно погрузить, собрать вместе, упаковать и отправить. Кто будет решать вопросы в таком темпе? Только искусственный интеллект.

Поспорить трудно. Но что же делает в этом цифровом мире человек? Оказывается, без него тоже не обойтись. Ведь прежде, чем роботы начнут делать работу за нас, им нужен учитель, который объяснит, как выполнять то или иное действие. Причем растолковывать электронным студентам их обязанности придется на языке программирования. И чем сложнее работа, тем подробнее должны быть объяснения.

- Специалисты должны уметь обучать искусственный интеллект автоматически принимать решения в меняющейся ситуации, - объясняет Павел Переверзев. - Специалист должен быть высоким профессионалом своего дела, чтобы выстраивать алгоритмы для машин. Процессов очень много — значит, потребуется и очень много специалистов.

  • Сейчас обучение по специальностям «Информатика и вычислительная техника» ведут 27 профессиональных образовательных организаций в Челябинской области (из них 4 негосударственных). В течение трех лет по этим специальностям увеличивается число студентов.
drones_capa.jpg


В дополнение к специальности

Итак, что необходимо, если мы хотим заставить роботов и компьютеры трудиться в поте лица на благо человечества? Выходит, что в первую очередь нужны люди — без специалистов в сфере вычислительных технологий машины останутся бесполезным железом. Важно, что для развития цифровой экономики нужны профессионалы самых разных уровней и направлений: как специалисты IT-технологий, которые знают все секреты программного кода, так и толковые работники разных сфер, получившие дополнительные познания в программировании.

- Дорожная карта программы предполагает увеличение числа выпускников, которые имеют компетенции работы в условиях цифровой экономики. Речь именно о выпускниках, для которых IT не является профильным направлением - необходимо закладывать базовые знания, - отмечает Юлия Подповетная, завкафедрой математики и информатики челябинского филиала Финансового университета при правительстве РФ. - Хотя также предусмотрено и увеличение числа профессионалов сферы вычислительных технологий.

Почему так важно, чтобы к цифровой экономике были подготовлены специалисты разных направлений, а не только те, кто решил связать свою жизнь с компьютером? Дело в том, что необходимо не только знание электроники. Человек, который будет обучать машину работе в цеху, должен четко представлять, что такое станок, пресс, как они работают. Принцип «сам не понимаю, но объяснить могу» здесь не пройдет. Поэтому занятия информатикой так необходимы в профессиональных образовательных учреждениях: получая профессию, студенты должны узнавать и то, как ее оцифровать.

Кроме того, даже в условиях цифровой экономики полностью заменить человека машиной не удастся. Соответственно нужны будут люди, способные работать в этих ультрасовременных условиях. И получить необходимые для этого знания не так уж трудно.

- Я считаю, нужно сделать «букварь» по электронным процессам, разработать базу, которую будет знать каждый, - убежден Павел Переверзев. - Во-первых, все должны знать электронный документооборот — так же, как сейчас бумажный. Без этого организации не смогут работать круглосуточно. У всех должны быть электронные подписи. Иначе никак: не ставить же на тысячи документов синюю печать. Все должны знать методы машинного обучения и понимать основы информационной безопасности. Если государство поможет все это внедрить — процесс перехода на цифровую экономику будет успешным.

Таким образом, обучение вычислительной технике для многих можно считать полезным дополнением. Кстати, дорожная карта по программе внедрения цифровой экономики предполагает обучение бакалавров по ряду цифровых технологий в сжатые сроки. Прозвучала даже цифра - 1,5 года. Полтора года обучения — и у студента востребованная специальность. А компетенции в сфере IT станут полезным дополнением в любой профессии. Что если, например, совместить IT-технологии и сельское хозяйство? Можно организовать технологизированное фермерское производство: распашка контролируется с помощью ГЛОНАСС, в теплицах автоматически включается и выключается полив, подогрев, подсветка...

4.jpg

С младых ногтей

Изучить вычислительную технику и освоить программирование на базовом уровне, как дополнительную специальность, может любой желающий. Но всегда необходим и авангард - настоящие профессионалы IT-сферы, те, кто будет разрабатывать самые амбициозные проекты и не только работать на цифровых предприятиях, но и двигать вперед саму технологию. А чтобы вырастить таких специалистов, начинать обучение нужно не в университете и, возможно, даже не в школе.

- Чтобы войти в цифровую реальность, у нас должны быть некоторые базовые знания: что такое алгоритм, как формировать программный код и т. д. Эти компетенции, на наш взгляд, должны закладываться в достаточно юном возрасте. Что для этого делается? Всем известно, что в школах есть такой предмет как информатика. На уроках дети получают навыки алгоритмического мышления, учатся работать с языками программирования, конструировать матрицы. Такие понятия, подчеркиваю, есть уже в нашей начальной школе, - рассказывает Игорь Фетисов, заместитель министра информационных технологий и связи Челябинской области. - Углубленный уровень изучения предлагают наши специальные образовательные учреждения. Там понимают: если давать человеку расширенный пакет знаний, то позже его проще будет вывести на более высокий уровень.

Кстати, одним из движущих факторов в процессе обучения IT-молодежи выступает бизнес: именно ему нужны сотрудники с высокими компетенциями, и ясно, что воспитывать их надо заблаговременно. Поэтому бизнес помогает в организации детских технопарков. В Челябинской области их два: «Инженерика» на базе челябинского IT-парка и Экспериментальная лаборатория информационных технологий в Миассе. В них не только предлагают дополнительное образование в сфере IT, но и учат программированию самых маленьких — в той форме, которая малышам удобна и доступна. Изучив в детстве основные принципы в игровой форме, будущие специалисты имеют гораздо больше шансов позже выйти на новый уровень.

А как у нас?

Перспективы цифровой экономики блестящи. Но насколько они касаются нас, жителей провинции? Какие шансы у челябинских детей приобщиться к набирающему силу движению? В последние 10 лет наша Челябинская область занимает 5-е место среди субъектов Федерации по числу победителей и призеров всероссийских олимпиад школьников по физике, химии, информатике. Мы уступаем Москве, Московской области, Санкт-Петербургу и Татарстану — то есть территориям с кардинально иным финансированием. В 2017 году ученик 31-го лицея стал абсолютным победителем чемпионата по математике, представлял нашу страну на международном соревновании в Тегеране и завоевал серебряную медаль. Так что возможности для получения востребованных специальностей есть — была бы готовность смотреть в будущее.

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


Главное за сегодня

В Челябинске сказку о саммитах делают былью В Челябинске сказку о саммитах делают былью

«Вечерка» уже рассказывала о тех конгресс-холлах и гостиницах, которые должны появиться в Челябинске к саммитам ШОС и БРИКС. Теперь пора оценить то, как сказка превращается в быль. В субботу, 7 апреля, губернатор Борис Дубровский и глава Челябинска Евгений Тефтелев, а вместе с ними другие чиновники и неизменные СМИ осмотрели будущие объекты грядущих саммитов.

Как МУПы Челябинска деньги потеряли Как МУПы Челябинска деньги потеряли

Подводя итоги прошлого года, говорить приходится не только о приятном.

Скорбь и траур. В Челябинске почтили память жертв пожара в Кемерово Скорбь и траур. В Челябинске почтили память жертв пожара в Кемерово

Дни скорби начинаются раньше, чем дни траура – с осознания невозвратимости потерь, неисчерпаемости горя. Уже в воскресенье стало понятно, что трагедия в Кемерово не оставила равнодушным никого. Социальные сети буквально взорвались комментариями, где было все – боль, гнев, смятение, сострадание и, увы, глумление…

240x200_polit(1).gif















250-250.gif