Старая новогодняя открытка: смотрим карточки из коллекции челябинца
Рассказать мне о новогодних открытках прошлого согласился челябинский филокартист Юрий Окишев. В его коллекции — более 5 тысяч новогодних карточек без единого повтора. Хотя, как признается Юрий Константинович, Новый год вовсе не его тема.
Надо сказать, у Нового года в советские времена была не самая простая история. В 1920-х годах зимние праздники запретили, как буржуазный пережиток. Елки не проводились, день 1 января был рабочим. И, конечно, никакой массовой печати открыток. В 1936-м Новый год «амнистировали», провели первую елку для детишек. Но 1 января советских граждан по-прежнему ждали на работу, а желающие послать открытку перебивались самиздатом.
Самиздат, кстати, не сдался и после того, как наладилось массовое производство. Вот, например, открытка «С новым 1963 годом» из коллекции Юрия Окишева. В это время открытки уже активно выпускались.
Чего у этой карточки не отнимешь — она челябинская до предела: тут и площадь Революции, и граница Европы с Азией. Сразу видно — местное производство.
— Я коллекционирую открытки со школьных лет. Тогда было много самиздатовских открыток. Рисовали, писали, комбинировали кто во что горазд и продавали. Я очень много их набирал, — вспоминает коллекционер. — Но за три года, что я был в армии, почти всю коллекцию раздарили. Создавал ее заново, когда работал тренером и много ездил по стране.Челябинская открытка кажется вам скромной или грубоватой? Не стоит быть к самиздату чересчур суровыми. Вот это — уже «официальная», массового выпуска фотооткрытка советской эпохи.
Впрочем, среди черно-белых советских фотооткрыток есть и по-настоящему очаровательные. Вот эта малышка, которая ждет Нового года, разве не прелесть?
Но когда же открытки из кустарного промысла перешли в массовую печать? Массовый выпуск начался только в 50-е годы. Но еще раньше открыточным «бумом» стала Великая Отечественная война. В этом есть логика: поздравительная открытка — способ отправить привет с фронта, подбодрить близких в тяжелые годы. И подвергнуть такой привет цензуре, кстати, проще и быстрее, чем письмо в конверте.
— Эта открытка — 1944 года, — протягивает мне карточку Юрий Константинович. — Видно, что на ней — уже солдат-победитель, который предвидит скорое окончание войны.На военных открытках появлялись солдаты, герои, на них даже рисовали картинки в духе военного плаката. Мирное время тоже не обошлось без своего рода агитации, только уже трудовой. Вот две открытки — 1964 и 1980 года. Маленький воодушевленный труженик за столько лет даже не очень изменился.
Но, можно заметить, агитация получилась довольно милой. Или это только кажется спустя полвека?
А знаете, что общего у растяпы-Волка из «Ну, погоди!» с изящной Снегурочкой?
Оба они — тайные агитаторы. На обратной стороне открыток — призыв соблюдать пожарную безопасность во время празднования Нового года и список незамысловатых правил вроде «Не украшайте елку живыми свечами». Картинки очень милые, но, думаю, мы уже не стали бы покупать карточки с занятым «местом для текста».
Иногда появлялась на открытках и более откровенная реклама.
— Это, по сути, рекламная открытка, — коментирует очередную карточку Юрий Окишев. — «Покупайте почтовые марки».Впрочем, приметы времени — это не только реклама. Некоторые элементы делали открытки даже лучше. Сейчас Деда Мороза обычно изображают на санях, запряженных лошадьми или, по примеру европейского «коллеги», оленями. А советский дедушка не стеснялся пользоваться техникой!
Мог прилететь на самолете…
…позвонить по телефону. Да-да, прямо из дремучего леса!
А то и вовсе забраться в ракету. Разве могло не отразиться на новогодних открытках такое событие, как первый полет человека в космос?
Двумя десятилетиями позже на открытках отметилось еще одно событие: появились карточки с олимпийским мишкой. Таким образом советских людей готовили к Олимпиаде. Но, кажется, мишка отлично смотрится в качестве новогоднего героя.
Еще одна любопытная мелочь. Как подписать открытки, чтобы они были востребованы во всей многонациональной стране? Решение довольно простое. Такая незамысловатая фотооткрытка была в обороте по всему Союзу. Надпись на белой полоске снизу печатали на разных языках.
Это далеко не все, что можно рассказать о советских открытках. Следите за публикациями «Вечерки»: в следующей статье мы поговорим о редкостях и рассмотрим несколько очаровательных экспонатов из коллекции Юрия Окишева.
Фото Олега Каргаполова
Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!
<
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»