Меню

*****

Челябинские археологи пронеслись на древней колеснице

20.01.2022 16:02 - автор Надежда Медведкина
О смелом эксперименте расскажет научно-популярный фильм, а мы в ожидании премьеры беседуем с авторами.
Челябинские археологи пронеслись на древней колеснице
— У нас тут очень своеобразный запах: сыромятью пахнет, — извиняется Иван Семьян, приглашая журналистов в свои владения — лабораторию экспериментальной археологии «Археос».
Я забываю о резком запахе меньше чем через минуту: слишком много интересного в небольшой комнате. На полу — деревянная конструкция, стянутая полосками кожи. Это только часть необычного транспортного средства. После нескольких опытов езды, включая аварию на скорости 45 километров в час, транспорту понадобился ремонт. На столе, кстати, ждет своего часа еще одна заготовка для колесницы.

image4.jpg
Повозка — точная копия небольших колесниц, которые находили в могильниках «Аркаима». На таких колесницах… А что, собственно, на них делали? На них отправлялись в бой? Или это был престижный транспорт для вождя? А может, их только ставили в гробницы: для мертвецов — не для живых? В этом, как говорится, весь вопрос: дискуссия в научных кругах тянется много лет. Как узнать правду?

Научный руководитель проекта, старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, к.и.н., PhD Игорь Чечушков, к которому мы обратились за комментариями, напомнил:
— Это метод научного исследования — эксперимент. Например, очень живо дискутировался вопрос, насколько эти колесницы устойчивы. Как это проверить? Мы проверили: построили колесницу! Этой реконструкции предшествовали два десятилетия только моей работы, не говоря уже о многих годах раскопок, так что мы были готовы к эксперименту.
Проект стал материалом для научно-популярного фильма, который смогут посмотреть все желающие. То, как научное исследование попало на экран, — отдельная история. Впрочем, давайте начнем с начала.

Что такое «Аркаим»?


Вернемся, например, к тому моменту, когда во время благотворительного проекта познакомились два увлеченных человека: руководитель лаборатории экспериментальной археологии научно-образовательного центра ЮУрГУ Иван Семьян и Ирина Текслер.

image6.jpg
— Я сразу поняла: Иван — человек, который любит свое дело, — вспоминает Ирина Николаевна. — После нашего разговора — не только про колесницы, а вообще про бронзовый век — я стала спрашивать жителей Челябинска об «Аркаиме», о синташтинской культуре. Ответы были достаточно расплывчатыми. Много говорили об «Аркаиме» как о месте силы. Звучали и слова об истории, но очень неопределенные. Хотя сведений об этом достаточно: есть и книги, и фильмы. Но почему-то вся информация остается в научном сообществе.
Так Ирина Текслер стала товарищем «Археоса», соучастником и вдохновителем идей. И конечно, не случайно возникла мысль о колесницах.
— Я, как и многие люди, полагала, что первые колесницы, которые могли ездить — микенские колесницы в Греции. А Иван мне рассказал, что всем научным сообществом уже признано: наши колесницы на 300 лет старше микенских, — рассказывает Ирина. — Для меня это было большое открытие, и мне хотелось поделиться им с другими.

Древний транспорт своими руками


image7.jpg
Колесницы синташтинской культуры — это не просто интересная информация для туристов. О них много спорят в научном сообществе.
— В синташтинской культуре, культуре «Аркаима», есть два ярких маркера: укрепленные поселения и древнейшие в мире колесницы. В научной среде это знание устоявшееся: сделаны радиоуглеродные датировки и установлено, что наши колесницы — самые древние. Но идут очень яркие научные дискуссии по поводу того, для чего предназначались колесницы, — объясняет Иван Семьян. —Мы с коллегами из ЮУрГУ решили сделать очень амбициозный проект и попытаться привести аргументы в пользу той или иной версии.
Опыт изготовления колесниц у «Археоса» уже был: еще в 2015 году здесь создали из современных материалов модель, которая повторяла древнюю колесницу по габаритам. Так историки смогли убедиться, что транспорт подобных пропорций способен ездить по степи. Теперь пришла пора шагнуть дальше — изготовить точную копию древних колесниц. Сделать это удалось благодаря гранту Российского фонда фундаментальных исследований.
— На самом деле, когда подавали документы на грант, было ощущение, что проект очень уж экзотический, денег на него никогда не дадут, — признается Иван Семьян. — Но средства были выделены. Мы подключили специалистов древних технологий производств, археологов, которые занимаются колесницами, и воссоздали полноценную модель синташтинской колесницы с точки зрения технологий и материалов.

По степи с ветерком и аварией


image1.jpg
Деревянные детали колесницы крепятся тремя способами одновременно: они вставлены в пазы, приклеены костным клеем, а вдобавок еще и стянуты сыромятными ремнями — теми самыми, которые распространяют по лаборатории специфический запах. Ремни размачивают, крепко связывают ими детали, а когда кожа высыхает — она стягивается, скрепляя конструкцию.

image5.jpg
Николай Луговских, помощник руководителя парка исторической реконструкции «Гардарика», владелец кожевенной мастерской («Профессиональный кожевник» — отрекомендовал его Иван Семьян), сейчас как раз заново скрепляет корпус последними полосками кожи.
— В качестве образца мы использовали колесницу из могильника «Кривое озеро», потому что она одна из самых небольших, а именно относительно небольших колесниц велись споры, — отметил Иван Семьян. — Что важно, мы воспроизвели и упряжь.
На изготовление колесницы ушло порядка 250 часов. Игорь Чечушков отметил, что когда в 70-х годах прошлого века во Франции реконструировали египетскую колесницу, на это затратили столько же времени. А сколько уходило на ту же работу у людей «Аркаима»?
— Трудно сказать, — признает Игорь Чечушков. — У нас не было задачи пользоваться только инструментами того периода. Это не влияет на результат исследования. А современные инструменты, конечно, совсем другого уровня. Но у наших мастеров гораздо меньше опыта, это могло нивелировать время изготовления.
Но сделать колесницу ученым показалось мало. Ведь по-настоящему испытать транспорт можно только на ходу. Иван Семьян рискнул головой отнюдь не в переносном смысле: он научился управлять лошадьми и стал возницей. Поездки по степи закончились аварией, но выводами историки вполне довольны, готовится научная публикация.
— Эксперимент позволил нам собрать аргументы в пользу одной из версий, — Иван лукаво улыбается. — А какой — наши зрители могут узнать, когда посмотрят фильм.

Фильм! Фильм! Фильм!


image2.jpg
За лето ученым пришлось не только освоить древние технологии и научиться править лошадьми, но и стать актерами. Ирина Текслер инициировала съемку научно-популярного фильма о проекте и об синташтинской культуре в целом. Продюсером стал главный редактор телеканала «Моя планета» Игорь Табашников.
— Как раз когда я обдумывала идею, проходило вручение народной премии «Светлое прошлое». Ее получил Игорь Табашников. Когда он произнес свою речь, я поняла: это тот человек, который должен помочь снять нам фильм, — поделилась Ирина Николаевна. — И, вручая награду, я шепнула ему, что мы будем снимать кино про колесницы «Аркаима». Ему ничего не оставалось, кроме как кивнуть.
До премьеры осталось совсем немного: 29 и 30 января фильм будет идти в муниципальных кинотеатрах Челябинска. Потом проведут показы для студентов и запустят кино на канале «Моя планета», а после основного проката выложат в сеть, чтобы все желающие могли узнать больше об «Аркаиме».

Куда поедет колесница?


Между тем, в лаборатории две колесницы. Одну, ясное дело, ремонтируют после полевых испытаний. Для чего нужна вторая?

Секрета здесь нет: колесница «припаркуется» в аэропорту Челябинска, чтобы ее могли увидеть гости города и его жители, которые возвращаются домой. Это еще один способ привлечь внимание к истории Южного Урала и рассказать о ней.
— Мне хочется, чтобы люди спросили себя: «Зачем в аэропорту стоит колесница?», — объяснила Ирина Текслер. — И окунулись в эту тему, может быть, не только посмотрели фильм, но и открыли книги, по-настоящему прониклись тем, насколько глубока наша история.
Рядом с колесницей будет работать аудио и видеосопровождение, так что все желающие смогут утолить первое любопытство и выяснить, где следует искать информацию.

А пока нам остается с нетерпением ждать премьеры фильма. К счастью, ждать недолго: уже 29 января можно будет увидеть на большом экране, как несется по степи древняя колесница с отчаянным историком в качестве возничего. А заодно узнать все секреты, которые нам отказались сообщить.

Фото Людмилы Ковалевой («Южноуральская панорама»)

Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other