Меню

Из челябинской коллекции: смотрим советские открытки к 23 Февраля

23.02.2022 07:00 - автор Надежда Медведкина
Что изображали на поздравительных карточках, когда этот праздник еще не звался Днем защитников Отечества?
По случаю праздника мы с челябинским филокартистом Юрием Окишевым рассматриваем поздравительные открытки, посвященные 23 Февраля. И если вы думаете, что сочетанием цифр 2 и 3, лентами и звездами все ограничится — вы глубоко заблуждаетесь.

Кстати говоря, вы знаете, почему День защитников Отечества отмечают 23 февраля? История на самом деле довольно запутанная. Долгое время праздник звался Днем Красной армии и Военно-морского флота, затем Днем Советской армии и ВМФ. По сути, он считался днем рождения армии Советского Союза. Вот только Рабоче-крестьянская красная армия официально создана месяцем раньше, 28 января.

А 23 февраля первые красноармейские части сражались против немецких войск под Псковом и Нарвой.


— Эта картина изображает то самое сражение, — объясняет Юрий Окишев. — Как видите, открытки, связанные с 23 Февраля, могли быть и такими.
Полноценный праздничный статус День 23 февраля получил не сразу: на протяжении нескольких лет его то отмечали, то нет. Однако в годы Великой Отечественной войны праздник — по понятным причинам — стал популярен. Тогда же стали печатать много открыток. Как мы уже рассказывали, открытка — отличный способ отправить привет с фронта или на фронт. А цензорам было проще проверить ее, чем письмо в конверте.

Правда, открытки военного периода трудно назвать броскими.




В точном соответствии со словами Сталина (их тоже не забыли здесь привести) солдатам предлагали вдохновляться образами героев-полководцев — вот и разместили их портреты на карточках. Впрочем, есть и открытки с изображениями самих солдат — как эта карточка 1943 года.



Но здесь даже в большей мере бросается в глаза скромность открытки: маленькая картинка, простая бумага. Не очень отличается и карточка 45-го года, пусть даже напечатана в два цвета.



Некоторые из этих открыток у Юрия Окишева запечатаны в отдельные прозрачные конверты.
— Очень плохая бумага, — объясняет коллекционер. — Уже через несколько лет начинает ломаться. Ничего не стоит заломить нечаянно уголок.
Во время самой войны с яркой полноцветной печатью открыток, похоже, было сложно. И словно ради восстановления справедливости тема Великой Отечественной еще долго жила на открытках к 23 Февраля. Вот эти открытки с призывами к борьбе против фашизма напечатаны уже в 50–60-е годы.





А на этой карточке — герой, чья судьба тоже напрямую связана с Великой Отечественной войной. Это Василий Тёркин. На обратной стороне — несколько строк из поэмы Твардовского.

Кстати, стихами открытки не ограничиваются. Неожиданно, но на карточках с 23 Февраля очень часто появлялись песни. Поневоле вспоминается Маэстро («В бой идут одни старики»): «Кто сказал, что нужно бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!»

Самые первые из таких карточек — черно-белые, с нечетким изображением, зато с текстом песни. Позже картинка и текст приходят в баланс.




Ноты под этой картинкой показывают, что на обратной стороне можно найти песню.

А как насчет такой открытки? Отгадаете, почему в центре круглое отверстие? Наверняка — если хоть раз имели дело с пластинками.



Да-да, эта открытка — по совместительству конверт. Внутри хранилась крошечная пластиночка. Правда (мой собеседник с сожалением вздыхает), она не сохранилась.

Сама дата 23 февраля стала появляться на открытках не сразу. Чаще на них печатали другие цифры. Например, 1918 — год создания Красной армии. 23 Февраля впервые отметили годом позже, в 1919-м.



Сейчас непривычно это видеть, но в советское время праздник был действительно прочно привязан к году создания Красной армии. Открытки отмечают прошедшее время: 40-я годовщина, 45-й юбилей…





На открытках символически изображали рода войск — их флаги или отличительные знаки.




Появлялись на открытках и ордена.


— На этой открытке — три ордена Славы. Вместе они приравнивались к звезде Героя Советского Союза, — объясняет Юрий Окишев и тут же протягивает мне следующую открытку. По темному картону и незамысловатой печати ясно, что это одна из карточек 40-х годов. — На этой открытке нет даты выпуска. Но можно предположить, что она напечатана в 1946-м. Потому что на ней изображен орден «Победа», который утвердили в 1945-м.


Вот тот же орден уже в совершенно другом качестве печати на более поздней открытке.



Довольно трогательны «детские» варианты открыток.




В сравнении с остальными таких карточек в коллекции Юрия Окишева немного, но к ним трудно отнестись равнодушно. Видно, что эти ребята — будущие защитники Отечества. И все-таки они — дети. Почему-то кажется, что их рисовал человек, который еще помнил общее настроение послевоенного периода: «Лишь бы не было войны».

— А открытки с 23 Февраля популярны? Их часто собирают? — спрашиваю у Юрия Окишева напоследок.
— Нет, — качает головой мой собеседник. — По крайней мере, я не знаю ни одного коллекционера, который увлекался бы ими всерьез. Вот открытки с 8 Марта собирают многие.
— Почему так? — удивляюсь я с долей обиды. — Несправедливо.
— 23 Февраля всегда отмечали с меньшим размахом. До 2002 года это был черный день календаря, — напоминает коллекционер. — И потом, эти открытки довольно простые. Даже не знаю, называть ли их авторов художниками. Большая часть по сути плакаты.
Глядя на некоторые из открыток, трудно поспорить с филокартистом. Но среди карточек есть и другие — может быть, агитационные, но трогательные или по-своему забавные.



И в конечном итоге эти открытки тоже часть нашей истории. Рассматривая их, понимаешь, что и она, и чувства людей, которые жили в те времена, гораздо сложнее и интереснее, чем это кажется с расстояния в несколько десятков лет.

Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

 

<

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other