Меню

Глава ГИБДД призвал пешеходов Челябинска использовать смартфоны против автохамов

21.09.2023 07:00 - автор Дарья Невзорова
Большое интервью Ивана Путкова о камерах, штрафах и бескультурье на дорогах
На посту начальника УГИБДД по Челябинской области Ивана Путкова официально утвердили в январе 2023-го. Фото Дмитрия Куткина
В Челябинске начнут штрафовать за выезд на выделенные полосы, снижать аварийность будут хитростью с постоянной перестановкой камер, а наказывать за игнор пешеходных переходов автомобилистов смогут по роликам очевидцев. Об этом и многом другом в эфире программы «Большая редакция» рассказал начальник регионального управления ГИБДД Иван Путков. Собрали главные его заявления в материале «Вечерки».



«Где нет дорог, там нет и аварий»

— Иван Александрович, начнем с цифр: как у нас ситуация с аварийностью?

— По количеству ДТП в этом году в регионе наблюдается снижение на 3,8%. В абсолютных цифрах это 80 происшествий. Не так уж и много, но и немало. При том что у нас меньше на 130 пострадавших в ДТП. Но тяжесть последствий возросла: при меньшем числе аварий погибших стало больше — в этом году их уже 194.

Такое количество аварий с особо тяжкими последствиями нехарактерно для нас и очень высоко. У нас произошли четыре происшествия, где в каждом погибли пять и более граждан. При этом три из них случились из-за пьяных водителей.

На фоне других регионов по числу погибших мы выделяемся в худшую сторону. Но тенденция эта общероссийская: мы в числе 40 регионов, где зарегистрирован рост числа погибших в ДТП. Это тревожит и власти федерального уровня, и главу региона. В комплексе мы эту проблему стараемся решить. Уже есть положительные сдвиги: динамика аварийности по итогам третьего квартала снизилась. Будем надеяться, что мы эту тенденцию сможем удержать.

— Какие территории региона наиболее опасны для водителей и пешеходов?

— В этом году у нас наиболее сложной территорией стал Челябинск. Здесь количество погибших возросло. Сосновский район как часть Челябинской агломерации тоже доставляет немало проблем, и связано это в первую очередь с увеличением интенсивности дорожного движения.

Всплески аварийности происходят в разных районах в зависимости от времени года или погодных условий. Я не стал бы выделять какие-то постоянно безопасные территории. Где меньше сеть региональных и федеральных дорог, где ниже интенсивность движения, там и аварий меньше. Чем лучше дороги, тем и интенсивность выше, и угроз безопасности движения значительно больше.


В этой жуткой аварии дети чудом остались живы. Фото УГИБДД по Челябинску

— На фоне общего роста смертности в ДТП как изменилась статистика происшествий с детьми?

— У нас огромный рост погибших детей. В прошлом году их было двое, в этом — уже 11. Из них 9 — это пассажиры, причем четверо погибли в одном ДТП в Троицком районе. В Сосновском районе погиб подросток-велосипедист (15-летний учащийся челябинского лицея № 95. — Прим. редакции). И один ребенок летом погиб в результате управления мопедом.

— С чем это связано? Неужели родители стали халатнее относиться к своим детям?

— По перевозке пассажиров мы видим безответственность родителей, не пристегивающих своих детей и не использующих детские удерживающие устройства в зависимости от роста и веса ребенка.

Пешеход наносит ответный удар

— Сейчас ГИБДД проводит акцию, посвященную безопасности детей. Но акции заканчиваются, а водители культурнее при проезде этих опасных участков возле школ не становятся. Не считаете ли вы эти меры неэффективными? И не пора ли иначе взглянуть на проблему?

— У нас есть ряд других акций. Та же «Пешеход», которая охватывает уже не просто несовершеннолетних, а более широкую аудиторию. Силы ДПС, что высвобождаются после 1 сентября, мы расставляем на все наиболее аварийные пешеходные переходы, где больше интенсивность движения. И в этих местах будем преследовать две цели. Первое — это профилактика, чтобы участники дорожного движения, видя сотрудника ГИБДД, дисциплинировались сами. И вторая — если водители не реагируют на наши профилактические меры, будем привлекать их к ответственности.


Всю неделю сотрудники ГИБДД будут напоминать родителям о правилах дорожного двидения. Фото Вероники Максимовой

При непредоставлении преимущества пешеходам и других объективных нарушениях, которые возможно документировать с помощью телефона или видеорегистратора, присланные нам записи окажут в этом деле очень большую помощь. Мы будем привлекать к ответственности не только выявляя сами эти нарушения, но и используя помощь активных граждан.

— А как работает этот механизм? Как пешеходам действенно пожаловаться на нарушителя?

— Если у нас есть видеозапись нарушения на пешеходном переходе или видеозапись непредоставления преимуществ движения другому транспорту, имеется часть госрегистрационного знака, по которому можно идентифицировать транспортное средство, здесь мы можем гораздо быстрее принять меры: вызвать нарушителя или с помощью комплексов фотовидеофиксации установить его местонахождение и задержать нарядом Патрульно-постовой службы. Такой механизм есть, и он работает.

Для направления нам этих видеозаписей есть несколько средств. Самое простое — позвонить в ГИБДД, сообщив о том, что в таком-то месте в такое-то время произошло такое-то нарушение водителем такого-то автомобиля, с указанием желательно госрегистрационного знака и того, что у звонящего есть видеозапись события. Либо на сайте ГИБДД написать обращение со ссылкой на видеозапись, желательно на платформе Rutube. Там есть специальный раздел, чтобы эти записи могли быть нашим общим доступным ресурсом для привлечения нарушителей к ответственности.


Видеозапись станет весомым доказательством для наказания нарушителя, заверил Иван Путков. Фото Дмитрия Куткина

— Продолжая тему пешеходов: челябинцы жалуются на неравномерную работу светофоров. На оживленном перекрестке проспекта Ленина в центре города для пешеходов всего 30 секунд. Перебежать за них не все успевают. Что уж говорить про детей или бабушек.

— В Челябинске существует общая система управления светофорами. Автоматика считает интенсивность пешеходов и транспортных потоков. Исходя из этого по времени суток в определенные часы пик происходит их самостоятельная перенастройка. По конкретным светофорам надо разбираться и, может быть, какие-то технические решения найти совместно с Комитетом дорожного хозяйства Челябинска. Возможно, время на определенные часы перенастроить.

В приоритете мы должны права детей отстаивать. Но у нас эти перекрестки наиболее интенсивные в городе, и здесь надо учитывать интересы всех участников дорожного движения. Но, думаю, мы решение этому найдем.

— Еще одна боль горожан — электросамокатчики. Какие-то меры воздействия на них есть?

— Меры административного воздействия есть, и они применяются как в результате нарушения ПДД, так и при наступлении вредных последствий. Довольно часто в СМИ мы видим сообщения о фактах наезда самокатчиков на пешеходов на тротуарах, на иных участках, где они не должны находиться. На федеральном уровне сейчас принимается решение, есть законопроект, чтобы определить четкие границы, где может находиться этот участник дорожного движения, чтобы не создавать угрозы безопасности иным участникам.

Финт на камеру

— В Челябинске и области отказались от использования треног с камерами. Повлияло ли их исчезновение на безопасность движения в регионе и сбор штрафов?

— Треноги у нас с 2019 года не применяются. На смену им приходят более современные и более понятные передвижные комплексы, по которым губернатором уже принято решение: в 2023–2024 годах этими комплексами будут обустраиваться наиболее аварийные участки дорог. Они будут видны, перед ними будут стоять дорожные знаки. Для участников будет все понятно. Часть проблемы с аварийностью, я думаю, они снимут.

Это будут стационарные конструкции. Но 20 комплексов будут использоваться в 60 местах. Мы будем постоянно менять их дислокацию, чтобы люди чувствовали постоянный контроль за ситуацией в 60 наиболее аварийных участках. Это военная хитрость для того, чтобы водители не расслаблялись.


У сотрудников ГИБДД есть действенные приемы держать нарушителей в тонусе. Фото Дмитрия Куткина

— Но и обычная система фотовидеофиксации в городе развивается. Можно ли ожидать, что за страховки тоже начнут штрафовать?

— Для этого требует доработки на федеральном уровне программное обеспечение для интеграции системы «Паутина» и базы данных Российского союза страховщиков. По ремням безопасности все понятно, и выносящее постановление лицо четко видит, когда человек пристегивается или нет. Но по полисам ОСАГО должна быть безошибочная интеграция информационных ресурсов, и тогда это позволит привлекать к ответственности за их отсутствие. Но это не является самоцелью, поскольку непосредственно угрозы безопасности дорожного движения управление транспортным средством без полиса ОСАГО как таковое не несет.

— Среди водителей бытует мнение, что и не пристегиваться ремнем безопасности — это их личное дело, и никакой угрозы окружающим это не несет…

— Это отчаянное мнение, поскольку мы не всегда можем руководить процессом управления транспортным средством. Угроза возникает не только в результате наших необдуманных действий, но и в результате действий других участников дорожного движения. И угадать, когда наступит ДТП, практически невозможно. Механизм ДТП непредсказуем, неповторим и порой необъясним. Ждать негативных последствий, наверное, не стоит. Но применять весь комплекс необходимых мер, которые позволят водителю и его пассажирам остаться в живых, считаю необходимым.

«Движение в городе стало лучше»

— Этим летом на центральных улицах Челябинска изменилась дорожная разметка. Стало ли движение благодаря ей безопасней, и увеличилась ли пропускная способность?

— Цель была не просто увеличить пропускную способность, а сделать это для общественного транспорта. Создавая выделенные полосы, власти решают вопрос скорейшего транспортного сообщения граждан. При том, что у нас ежегодно развивается вообще дорожная сеть и увеличивается количество регистрируемого транспорта в целом в России, мы понимаем, что наибольшее число граждан все-таки перемещается на общественном транспорте. По моему личному убеждению, городской транспорт стал передвигаться быстрее. У него меньше препятствий, он спокойно едет по своей выделенной полосе там, где это действительно необходимо из-за интенсивности. И таким образом большая часть населения, сидящая в автобусах, троллейбусах, чувствует, что движение стало лучше.

С точки зрения безопасности дорожного движения изменения в Челябинске никаких дополнительных угроз не несут. Есть некоторые неудобства для участников движения. По проспекту Ленина заметно снизился скоростной режим движения. Но вместе с тем для нас как для сотрудников ГИБДД: чем меньше скорость, тем меньше дорожно-транспортных происшествий.

— Что грозит тем, кто выезжает на выделенку в час пик?

— Штраф от полутора тысяч за выезд на такую полосу. С учетом того, что не так давно эти полосы нанесены, мы не всегда применяем меры пресекательного характера, чтобы люди могли привыкнуть к ним. В перспективе будет развитие комплекса фотовидеофиксации на всех выделенных полосах, и любое нарушение с выездом на них будет пресекаться, назначаться административный штраф. Но люди должны к ним привыкнуть, и все условия для возможности перестроения из полосы в полосу, поворота и так далее должны быть соблюдены.

— А как вы работаете с так называемыми шахматистами, шныряющими между полосами?

— За опасное вождение есть уголовная ответственность по статье 264.2 УК РФ. Вместе с тем термин «опасное вождение» есть, а административной ответственности за него пока нет. Над этим работают уже длительное время, поскольку здесь нельзя ошибиться, кого отнести к этой категории.

В любом случае неоднократное перестроение создает угрозу безопасности дорожного движения, образует ряд правонарушений, за которые предусмотрена ответственность. И для борьбы с ними желательно их записывать на видео и передавать нам.

— Штрафуете ли вы дорожников за ямы на пути? Куда обращаться, если из-за этого случилось ДТП?

— Предусмотрена административная ответственность для должностных и юридических лиц, ответственных за содержание дорог, по статье 12.34 КоАП. Мы привлекаем их к ответственности. Но с прошлого года этот механизм изменился. Теперь эти вопросы решаются после обращения нами в прокуратуру. Самое главное условие — реальная угроза жизни и здоровью людей.

Если гражданин повредил свой автомобиль в результате какого-то дефекта проезжей части, нужно это правильно задокументировать, попросив инспекторов ГИБДД указать эти недостатки как в его объяснении, так и в схеме происшествия. Обратившись к нам, гражданин получает возможность привлечения должностных лиц к административной ответственности нашими силами. А также он может обратиться в суд в гражданско-правовом порядке.

— А если проезжающей машиной пешехода облило с ног до головы и испорчена дорогая одежда, это считается ДТП?

— Дорожно-транспортное происшествие — это событие, возникшее в результате движения транспортного средства, в ходе которого погибли или ранены люди, либо причинен материальный ущерб. С формальной точки зрения это образует все признаки ДТП. Но был ли умысел у водителя на то, чтобы обрызгать человека — надо разбираться. Если пострадавший желает, чтобы мы дали этому правовую оценку, обратиться можно на сайт ГИБДД или непосредственно в подразделение МВД.

«Молодежи хочется все и сразу»

— Не так давно появилась информация об остром дефиците кадров в МВД. В том числе о наборе сотрудников объявляла и ГИБДД. С чем связана эта проблема? Людей условия не устраивают?

— Проблема кадрового обеспечения по всей стране — достаточно сложный вопрос. В нашем регионе некомплект по Госавтоинспекции составляет всего 3,5% от общего числа сотрудников. То есть он ничтожно мал. В остальных регионах он значительно выше.

Одна из причин — это то, что зрелые мужчины зачастую уходят из органов внутренних дел по достижению предельного возраста прохождения службы, чтобы отдать долг в зоне специальной военной операции. И это, с одной стороны, не может нас не радовать, но и отток кадров определенный имеется.


Дефицит кадров в Челябинске значительно меньше, чем в целом по стране. Фото Дмитрия Куткина

Условия труда и графики личного состава контролируются. За переработку людям выплачиваются денежные средства. Инспекторскому составу ДПС засчитывается льготный стаж выслуги — год за полтора. Да и соцпакет хороший.

Но сегодня молодежи хочется все и сразу. А чтобы получать солидное денежное содержание в органах внутренних дел, нужно прослужить определенное время, заработать стаж. Но при этом молодой сотрудник, который пришел в ГИБДД инспектором ДПС, через 12,5 года имеет право на пенсию. И потом уже этот гражданин может спокойно реализовать себя в любой другой сфере жизни общества.

Проблема есть с некомплектом. Но граждане молодые приходят — после Вооруженных сил, окончания учебных заведений. Мы проводим широкую информационную работу. Это просто этап развития общества.

— Не задумывались ли вы почерпнуть опыт коллег из системы здравоохранения и наладить набор будущих сотрудников через целевое обучение в вузах?

— У нас есть система вузов Министерства внутренних дел. Любой выпускник школы имеет право поступить в такой вуз, получать там хорошее денежное довольствие во время обучения, получить образование и затем вернуться в свой регион уже специалистом и проходить тут службу.

Мы всегда ждем и зовем молодых, активных граждан наводить порядок. Потому что из автомобиля или диванным экспертам проще оценивать ситуацию, а прийти и сделать что-то полезное для общества намного сложнее — здесь нужно не только активную жизненную позицию иметь, но еще и знания, опыт, целеустремленность, силу духа и остальные положительные качества личности.

— Насколько высок травматизм на такой работе? Сбивают ли инспекторов сейчас?

— Такие случаи, к сожалению, имеют место. В этом году у нас не зарегистрировано наездов на инспекторов, но в прошлом году такие факты происходили. Конечно, эта работа очень сложная. Она не у всех вызывает симпатию. Сотрудник Госавтоинспекции ежедневно рискует своей жизнью как при возможности наезда транспортным средством, так и при встрече с преступником, с лицом, находящимся в состоянии наркотического опьянения, имеющим при себе оружие. Но это человек, который может прийти на помощь и спасти чью-то жизнь. Он помогает гражданам ежедневно, но не все это замечают. Я считаю, что каждый сотрудник ГИБДД заслуживает безусловного уважения. А чтобы это понять, надо больше погрузиться в его деятельность.


Иван Путков уверен: доброжелательность инспекторов поможет сделать обстановку на дорогах спокойнее. Фото Дмитрия Куткина

— Кажется, что ГИБДД из некоего карательного органа, исключительно наказывающего водителей, все больше становится их помощником. Так ли это?

— Наша основная задача — это безопасность дорожного движения. Мы проявляем ответственность к своей работе и уважение к участникам дорожного движения. Но вместе с тем наши требования остаются принципиальными к грубым нарушителям правил. И мы стремимся к тому, чтобы наши сотрудники чувствовали свою общественную полезность и осознавали, что от пресечения грубого правонарушения порой зависит жизнь человека. И от того, насколько они будут вежливо общаться с гражданами, будет общий эмоциональный фон строиться на дороге, водители будут чувствовать себя спокойней и уверенней.

Несмотря на цинизм и трудности

— В СМИ чаще стали появляться истории о том, как сотрудники ГИБДД кому-то помогли: довезли роженицу в больницу, спасли кого-то из пожара, предотвратили серьезное ДТП, задержали преступника… Таких отличившихся сотрудников как-то поощряют?

— В качестве поощрения в зависимости от того, что сделано доброго и хорошего сотрудниками Госавтоинспекции, принимаются разные меры. Поощрения в виде благодарности, ценных подарков, ведомственных и государственных наград, — всё это существует в системе органов внутренних дел. Решение принимают руководители ГУ МВД по Челябинской области, Министерства внутренних дел в зависимости от резонанса ситуации.

Но есть и факты нашей повседневной деятельности. Ну если сотруднику вменены в служебные обязанности оказание помощи гражданам, спасение и защита их жизни и здоровья! Для нас это в первую очередь работа. Мы должны ее выполнять хорошо и наград за это не просим. Но есть действительно решительные действия сотрудников, которые заставляют шире применять систему поощрений.


Каждый сотрудник ГИБДД достоин безусловного уважения, считает Иван Путков. Фото Олега Каргаполова

Когда в 2020 году наши сотрудники прикрывали собой на трассе автобус с детьми, чтобы отвести от них удар — других вариантов у них не было. Когда сотрудник чувствует ответственность за тех детей, которые едут в автобусе, и ему навстречу движется грузовой автомобиль, решение принимается в доли секунды, и в том случае сотрудники поступили правильно. Да, ценой транспортного средства. Но главное, что дети не пострадали и доехали до пункта назначения.

— Как при такой непростой работе сотрудники спасаются от профессионального выгорания?

— Профдеформация присуща не только сотрудникам органов внутренних дел. Постоянные преодолеваемые трудности, хотим мы этого или нет, вырабатывают цинизм. Мы начинаем относиться к ситуации не как простой человек со всей эмоциональность, а как к чему-то обыденному.

Сотруднику в этой ситуации в первую очередь может помочь семья, близкие люди, занятие любимым делом, спорт и иные способы психологической саморегуляции. Главное, чтобы человек сам чувствовал, что этот момент наступает, и мог своевременно меры предпринять. Меня очень здорово выручают спортивные мероприятия. Надо чувствовать и слышать свой организм. И я думаю, что каждый способен на то, чтобы оставаться в ресурсе и в том эмоциональном состоянии, чтобы выполнять свои служебные обязанности.



 

<

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other