Челябинцы основали поселок в вечной мерзлоте
В этом году в России отметят полувековой юбилей Байкало-Амурской магистрали. В стройке века участвовала вся страна. В глухой тайге прокладывали железную дорогу. Каждая республика СССР, каждый российский регион возводил вдоль трассы БАМа станции, поселки, города со своими изюминками и национальным колоритом. Челябинцы построили большой поселок в красивейшей долине, окруженной сопками.
Для Татьяны Вальяновой это одна из ярких страниц семейной истории. Как наши земляки покоряли вечную мерзлоту, что согревало их в 50-градусные морозы и почему бамовцы уважали сухой закон. Об этом Татьяна Анатольевна рассказала «Вечерке».
На правах первопроходцев
«Первые строители обосновали поселок на берегу бегущего от якутских гольцов (горных вершин. — Прим. ред.) ручья Юктали. По нему и назвали поселок на правах первопроходцев», — это строки из документальной повести «На дальней станции сойду…», публиковавшейся в «Вечернем Челябинске» в 1980-е годы. Ее автор — Александр Ляпустин, в то время репортер «Вечерки», не раз приезжал в таежный поселок, общался с челябинскими строителями и их детьми.
Журналист «Вечерки» привозил с БАМа горячие репортажи. Фото Дмитрия Куткина
После таких командировок в газете появлялись бамовские репортажи. По призыву «вечеркинцев» челябинские школьники отправляли книги для своих ровесников, а самодеятельные коллективы выезжали с концертами в Юктали.
Татьяна Вальянова принесла в редакцию три больших альбома с фотографиями и газетными вырезками — такие хранят многие бамовцы. Сегодня эти реликвии — портал в историю последней великой стройки СССР.
Первый десант челябинских изыскателей высадился на место будущего поселка между горными речками Нюкжа и Юктали в середине 1970-х. А через несколько лет, когда в тайге проложили рельсы, развернулось бурное строительство. Его доверили тресту «Челябметаллургстрой». Там была создана передвижная механизированная колонна «ЧелябБАМстрой», возглавил ее Николай Кочетков. В 1981 году первая бригада строителей прибыла в таежную глушь для расчистки участка и подготовки площадки.
Юктали строили с нуля. План разработали в институте Челябгражданпроект. В тайгу поехали жители Челябинска, Чебракуля, Миасса и других территорий нашей области. За пять лет южноуральцы выполнили всю намеченную программу. В вечной мерзлоте вырос большой поселок с жилыми комфортными пятиэтажками, красивым торговым центром, школой, детским садом, больницей. А первую улицу назвали Челябинская.
За пять лет челябинцы построили в тайге большой поселок. Фото Дмитрия Куткина
Все здания в Юктали выполнены в красно-белых тонах — так задумали архитекторы. Необычно? Но, как замечает собеседница «Вечерки», дома очень красиво смотрятся на фоне зеленой тайги.
На дальней станции
— Наша семья приехала на БАМ в 1984 году. В Челябинске на строительство набирали рабочих, и муж подписал договор. Следом поехали мы с детьми. Старшая дочь тогда училась в пятом классе, а сын во втором, — рассказывает Татьяна Вальянова. — Нам выделили контейнеры для вещей, плату за перевозку полностью компенсировали.На дальнюю станцию добирались почти неделю на поезде с пересадками. Только от Челябинска до Читы по Транссибу — больше четырех тысяч километров. Оттуда еще около тысячи до Тынды — столицы БАМа. Движение по бамовской трассе уже открыли: до Усть-Нюкжи — так изначально называлась станция возле Юктали — ходил рабочий поезд из двух вагонов. Бамовцы именовали его «бичевоз».
Приезжающих встречали на станции вагончики, где размещались и билетные кассы, и зал ожидания. А через два года на их месте появился настоящий вокзал. Свидетельство его южноуральского происхождения — огромные часы в обрамлении каслинского литья на фасаде. По ним и сейчас сверяют время пассажиры и железнодорожники.
Бамовцы работали в условиях вечной мерзлоты и сейсмоактивности. Фото Дмитрия Куткина
К массовому приезду строителей в Юктали обустроили временный поселок с вагончиками, приспособленными под жилье. Их обшивали деревянными досками, между стенками засыпали угольный шлак, чтобы сохранялось тепло. Позднее стали устанавливать щитовые домики. Их привозили в разобранном виде и быстро возводили на месте.
— Были в поселке и небольшие коттеджи на две семьи. В один из таких домов заселили нашу семью, — описывает нехитрый бамовский быт наша собеседница. — Поселок отапливала угольная котельная. По графику привозили воду со скважины, и мы заполняли фляги. Магазина рядом не было. За продуктами ходили за железку. Там и пекарня работала. Выпекали вкуснейшие булочки и хлеб — горячий, с хрустящей корочкой.Проверка на прочность
Школы в строящемся поселке не было. Детей возили на учебу на автобусе за железную дорогу. Но по советской традиции вместе с жильем строили детский сад, больницу, школу. Ее в поселке возвели в первоочередном порядке. Большое красивое здание выросло у лесистой сопки.
Эта школа до сих пор обучает детей. Фото Дмитрия Куткина
— Детей в поселке было много. Школу построили на 640 мест, а учились в ней 800 человек, — Татьяна Анатольевна перелистывает страницы альбома, и мы вместе рассматриваем фотографии бамовских новостроек 80-х годов. — Отдельный пристрой сделали для интерната. Рассчитывали, что здесь будут жить и учиться ребята из соседнего эвенкийского поселка. Но планы изменились, и в пристрой переехали начальные классы.Из школьных окон была видна стройплощадка. И дети знали, чем заняты их родители.
— Мой муж работал монтажником, я — мастером погрузо-разгрузочных работ на промбазе. Все грузы поступали к нам. Мы разгружали вагоны с кирпичом, панелями и другим материалами — привозили все, что нужно для стройки, — вспоминает Татьяна Вальянова. — Нам выдавали спецодежду: меховые костюмы, сшитые специально для Севера.Работали в суровых условиях. Зимой температура доходила до -50 градусов. К слову, уроки в школе отменяли при -45. Вечная мерзлота, сейсмическая активность, непроходимые топи (марь) — все требовало особых подходов к стройке.
Шимановские пятиэтажки устояли во время землетрясения. Фото Дмитрия Куткина
Челябинцы строили основательно. Здания возводили из прочных панелей. Их привозили из Шимановска — этот город в Амурской области стал центром производства стройматериалов для БАМа. А дома, построенные в Юктали, так и называли — шимановские. Все сооружения стоят на полуметровых сваях, и под ними можно свободно пройти. Над землей протянуты теплотрассы и другие коммуникации, которые доставляют в дома тепло и воду. Мерзлоту беспокоить нельзя.
— В 1985 году наш поселок пережил землетрясение в шесть баллов. Но ни один дом не пострадал: все выдержали испытание на прочность, — вспоминает ветеран БАМа.Автомобиль — не роскошь
Тяжелая работа хорошо оплачивалась. За пять лет бамовцы могли накопить на одну, а то и две–три машины. В то время на «большой земле» желанный автомобиль ждали десятилетиями. Работающим на БАМе продавали легковушки вне очереди — по чекам.
— Такую возможность нам предоставило государство. Через сберкассу мы вносили деньги за машину, потом получали чек. С ним ехали в Тольятти и покупали автомобиль, — объясняет Татьяна Анатольевна.
Вид на Юктали с вершины сопок. Фото Дмитрия Куткина
Снабжение в поселке, как и на всей магистрали, было московское. Вагонами подвозили тушенку, сгущенку, конфитюры и другие продукты, которые на «большое земле» были в дефиците. Свободно продавали и местные дары — например, свежую оленину. В то время полки челябинских магазинов заполняли трехлитровые банки зеленых помидоров и консервы «Завтрак туриста». Большинство продуктов распределяли по талонам, а деликатесы и вовсе были недоступны рядовым покупателям.
— На БАМе мы скучали по вареной колбасе — у нас продавали только копченые. И очень хотелось нашего южноуральского разливного молока, — улыбается собеседница «Вечерки».Демографический взрыв
Про бамовский бэби-бум в свое время ходили легенды. И в этом нет преувеличения.
— БАМ строила молодежь. У нас в поселке часто играли свадьбы в вагончиках. Много детей рождалось. Малыши появлялись и в семьях, которые в Челябинске не могли дождаться ребенка. Все-такие природа, чистый воздух — большое дело, — замечает Татьяна Вальянова.В одном из бараков временного поселка находилась больница. Когда поступала беременная женщина, там освобождали одну палату и принимали роды. С врачами была напряженка. Например, стоматолога заменял ветеринар — он приезжал из эвенкийского поселка.
Строители жили дружно и весело. Фото Дмитрия Куткина
А пока не построили садик, работающие молодые мамы отводили малышей к одной из женщин, которая оставалась дома со своими детьми. Бескорыстно помогать друг другу считалось нормой на БАМе.
— Это было незабываемое время, — ностальгирует Татьяна Вальянова. — За время строительства поселка у нас сложилось настоящее бамовское братство — мы стали как родные. Жили дружно и весело. Когда готовили дома к сдаче, вместе выходили на субботники: штукатурили стены в новостройках, клеили обои. Сами организовывали досуг, проводили вечера отдыха, конкурсы «А ну-ка девушки», «А ну-ка парни», устраивали праздники. Вместе с детьми шили карнавальные костюмы.Зимой семьями катались на лыжах. Вместе ездили на праздник оленеводов к эвенкам. Гонки на оленьих упряжках с особым восторгом смотрели дети. А многие взрослые подружились с местными охотниками, ходили с ними в тайгу.
Когда багульник на сопках цветет
Снег в этих краях лежит до самого мая. Весна приходит внезапно.
В мае в поселок приходит весна. Фото Дмитрия Куткина
— Когда вскрывалась река, в поселке стоял мощный грохот. Огромные глыбы льда, выше человеческого роста, выбрасывало на берег. Где вы еще такое чудо увидите? — наша собеседница открывает новую страницу семейного альбома.Вскоре распускается лиственница, сопки становятся сиреневыми от цветущего багульника, появляется много вкусных ягод.
— Летом мы семьями вместе с детьми ходили за брусникой. Каждый набирал по 10-литровому ведру ягод. А мужчины любили рыбалку. Домой возвращались с хариусом. Невероятно вкусная рыба с ароматом свежих огурчиков. Из нее делали строганину, — рассказывает Татьяна Вальянова. — Была у нас еще одна хорошая традиция: чаепитие на природе. Прямо из горной речки зачерпывали воду — она кристально чистая, прямо голубоватая. Разводили костер, шутили и пели песни.Пикники устраивали без спиртного. В то время в стране действовал сухой закон. Но это не самое главное.
Бруснику собирали ведрами. Фото Дмитрия Куткина
— Когда вокруг красивая природа, рядом — близкие друзья, когда все радуются жизни и поют, алкоголь совсем не нужен, — улыбается Татьяна Анатольевна.В Юктали любили петь. Песни звучали повсюду. Челябинцы даже гимн поселка сложили. В его строках — история стройки:
«Пришлось нам строить в лютые морозы,
Когда, казалось, не было уж сил.
Но трудность одолеть нам помогало
Тепло и преданность испытанных друзей.
В краю суровом, многим недоступном
Дома встают, в них люди будут жить.
О нас, уральцах, память есть на БАМе,
А нам поселок вечно не забыть».
Награда за труд. Фото Дмитрия Куткина
Семья Вальяновых вернулась на малую родину в 1989 году. За свой труд челябинцы получили медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Это государственная награда дает право на социальные льготы, которыми пользуются ветераны.
Челябинцы готовятся к празднованию 50-летия БАМа
В Металлургическом районе, на улице Сталеваров, построили десятиэтажку, в которой бамовцы получили квартиры.
— Наше управление, в котором трудились бамовцы, продолжало работать на стройках Челябинска: возводили жилые дома, построили Римско-католическую церковь, храм Георгия Победоносца и многие другие крупные здания, — рассказывает Татьяна Вальянова. — Сейчас большинство из тех, кто строил поселок на БАМе, вышли на пенсию. Но мы поддерживаем связь, всегда радуемся встречам. А наши дети мечтают побывать в Юктали.До распада СССР в нем жили более пяти тысяч человек. Сейчас осталось менее полутора тысяч. В наши дни неподалеку от станции Юктали началась разработка угольного месторождения. Ветераны БАМа верят, что это вдохнет новую жизнь в поселок.
Вдоль железной дороги на БАМе построили более 60 поселков и городов. Фото Дмитрия Куткина
Активное строительство Байкало-Амурской магистрали началось полвека назад. Его объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой весной 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ. Сотни делегатов прямо со съезда отправились осваивать просторы Восточной Сибири. Общая протяженность магистрали — свыше четырех тысяч километров. На БАМе построено более 60 поселков и городов, сотни мостов и 10 тоннелей. Самый длинный из них Северомуйский — более 15 километров.
— Поздравляем всех бамовцев с юбилеем Байкало-Амурской магистрали! — обращается к строителям Татьяна Вальянова.Сейчас челябинцы готовятся к предстоящему событию и планируют провести вечер встречи для участников большой стройки.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Вечерки», чтобы всегда быть в курсе событий Челябинска!
Поделиться
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»