Меню

Челябинские общественники настаивают: многодетными должно быть выгодно и модно

11 января 2016 - автор Елена ИЛЬИНА
Татьяна Окунь: Большая семья – не головная боль общества, а его опора
Челябинские общественники настаивают: многодетными должно быть выгодно и модно


К тому, что в дом каждый день приходят знакомые и незнакомые люди, шестеро сыновей Татьяны Окунь давно привыкли. Их мама – руководитель Челябинской областной общественной организации многодетных семей «МногоНас», и здесь же, в квартире, находится ее рабочий кабинет со всеми причитающимися атрибутами – настольной лампой, стопками документов и внушительными папками. Нет только одного – таблички с графиком приема: со своими печалями и радостями сюда идут в любое время.

Нас много, и мы разные

– Из нашей организации нет ни одной семьи, которая бы здесь не побывала, – смеется Татьяна Владиславовна. – Мне удобно здесь работать, но все-таки это неправильно – надо отдельное помещение. Недавно тут было тесно от коробок: мы включились в акцию «Вещеворот», когда люди на благотворительной основе передают свои вещи тем, кому они необходимы.

– А откуда у вашей организации такое название?

– Его придумал Константин Нациевский, с которым я познакомилась, когда встал вопрос о субсидиях по ЖКХ для многодетных семей. Мне тогда в субсидии отказали, и я поняла, что не одна в таком положении, а чтобы дело с мертвой точки сдвинулось, надо объединяться. В ноябре 2009 года благодаря Константину Олеговичу началась работа над соответствующим областным законом, в марте он был принят. Дальше – больше: в 2012-м появился закон о бесплатном выделении земли многодетным. И так постепенно, за решением общих вопросов, и создавалась организация «МногоНас». Движение возникло в апреле 2013 года, с этого момента я уже занималась им одна. Приобщилась к работе организации «Соната», которая понемногу оказывала адресную помощь семьям. Поняла как надо работать. А в августе этого года мы официально зарегистрировали свою организацию, чтобы помочь многодетным семьям нашей области через принятие либо изменение законов по теме многодетства.

– Не знала, что среди общественников есть конкуренция.

– Это нормально: у человека должен быть выбор куда обратиться. Но даже не это главное – пусть люди получают благо откуда угодно и отовсюду: помощи много не бывает.

– Как не бывает мало тех, кто в ней нуждается?

– Именно. Сейчас у меня на учете 258 семей – и с родными, и с приемными детьми, мы их не разделяем. Обращаются с самыми разными вопросами. Приходит женщина в слезах: нет денег на хлеб, поскольку надо за ипотеку платить. Удочерили девочку, чтобы создать все условия, взяли в кредит дом. Теперь органы опеки требуют то дорожку асфальтировать, то клумбу установленного образца разбить. Это вместо помощи. Я кинула клич, и мы эту маму просто завалили сухпайками: мукой, крупой... И научили с чиновниками разговаривать. До этого ее все стращали ювенальной юстицией, а когда она спокойно ответила: «Приду с адвокатом», сказали: «Не надо. Только фотоотчет пришлите». Вот так. Человек наивный, добрый, беззащитный, а ее довели чуть ли не до нервного срыва.

– Ваша специализация – исключительно многодетные семьи?

– Если речь идет об оказании помощи – конечно, нет! Вот пример: в семье двое детей, одна девочка с ДЦП. Все пособие от государства уходит на лечение. Мама, само собой, не работает, поскольку ребенка не оставишь. Папа обеспечивал семью, но повредил мениск и работать не может... Настолько в нашей жизни все хрупко и зыбко, что в трудной ситуации может оказаться любой. Так что мы поддерживаем и пенсионеров, и мам-одиночек, и беженцев. Оказали помощь четырем семьям с Украины. Например, узнали, что у одной из приезжих нет летней одежды и обуви. Собрали опять же что могли, я все это ей приношу, и она меня удивленно спрашивает: «Зачем вам это надо?» Что ответить? Много нас, и мы разные.

Семья должна развиваться

– Скажите, вам не сложно везти на себе такую огромную работу?

– А я не одна! Я как спрут, – смеется. – У меня есть ключевые люди, я создаю команду. Каждый день ко мне поступает масса звонков с просьбами о правовой поддержке. Я не юрист, я занимаюсь просвещением. Но у нас есть юристы с разной специализацией: ЖКХ, миграционное законодательство, трудовое, семейное право. Вся помощь бесплатна, в рамках нашего клуба. Каждую неделю проводим какие-либо мероприятия, через нас проходит более полутора тысяч благоприобретателей. Недавно, в День матери, мне сказали: «Вы мать миллиона детей». Приятно, конечно. Но надо понимать, что это общая заслуга, что результат требует посильного вклада от каждого. Я всегда говорю людям: «Вы пришли не в филиал соцзащиты. Вы рожали детей не для того, чтобы Татьяна Окунь или кто-то другой их содержал». Все зависит в первую очередь от нас самих, в том числе позиция общества и государства. Вместе мы с вами сдвинем эту «ржавую вагонетку».

– Так уж и ржавую? Ведь меры соцподдержки все же существуют.

– Существуют. Но чтобы их реально получить, надо потратить массу сил. Чтобы законы работали, нужно этого добиваться. Чтобы отношение общества и государства изменилось, надо показать, что многодетные семьи – это не «болячка», а здоровая, огромной силы категория граждан. Сейчас мы подходим к финалу конкурса «Лучшая многодетная семья Челябинской области – 2015», который намечен на 31 января будущего года. Идею взяли у Пермского края, передового в плане социальной политики. Там проект был одобрен краевой администрацией, и мы надеемся получить поддержку министерства социальных отношений Челябинской области. Конкурс проходит под девизом «Многодетными быть выгодно и модно». Программа финала обширная. Начать планируем с выставки, где семьи смогут познакомиться друг с другом и с различными общественными объединениями. Предусмотрены мастер-классы по рукоделию и творчеству от Академии дополнительного образования. Пригласим «Сумасшедшую лабораторию» с интерактивными опытами по физике и химии. Проведем конкурс фирменных блюд – заодно всех накормим. И еще много будет интересного. Словом, задача проекта – сориентировать многодетные семьи на развитие физического, нравственного, духовного, интеллектуального и творческого потенциалов. Семьи, какими бы сплоченными они ни были, надо чем-то наполнять, объединять их в позитивном ключе. Пусть они покажут как сами себя видят, чем живут. И может быть, это станет предтечей каких-то политических шагов.

– Вы ждете каких-то кардинальных изменений?

– Мы надеемся, что, наконец, будет принят федеральный закон о поддержке многодетных семей. Будет признано, что воспитание детей – это труд и что существует профессия «мама», которая растит для государства будущих граждан, налогоплательщиков, защитников Отечества. Папа собрался и пошел зарабатывать, чтобы в клювике деньги принести. А дети с кем остаются? С мамой. А если она тоже уходит – то один на один с телевизором. Или с улицей. Так разве труд мамы, которая родила и воспитывает пятерых и более детей, не достоин оплаты? Вопрос об этом обсуждается уже два года. Я задала его на недавнем форуме «Сообщество» заместителю министра труда РФ Алексею Вовченко. Он сразу сказал: «Этого не будет никогда!» Но в процессе нашей беседы услышал мои доводы. Они простые: почему бы не взять за основу опыт приемных родителей, труд которых оплачивается? А кровным родителям говорят: «Вы родили для себя!» Но разве приемная семья и ответственное родительство – не одно и то же? У нас ответственное родительство понимается так, что мы должны отвечать перед ювенальной юстицией и органами опеки. А почему должны? Вы для нас ничего не сделали. Нет, подвижки, безусловно, есть. Материнский капитал – хорошо, но это только начало. Я, например, в 2011 году уволилась из ЧелГУ, где, будучи старшим преподавателем, проработала 19 лет. Ушла, потому что меня оценили в 2824 рубля после декрета. В службе занятости мне говорят: «Снимитесь с учета, все равно ничего не найдете». Квалификация, предпенсионный возраст, дети – кто возьмет на работу? Конечно, в моральном и духовном плане мы и так благополучны, если можем воспитывать детей в патриотизме без копейки денег! На форум, кстати, я поехала на «народные пятаки», на дорогу собрали всем миром те самые многодетные семьи, которые, якобы, ничего не могут и вечно нуждаются. Когда я понимаю, сколько людей за мной стоит, это придает мне сил.

Когда сбываются мечты

– Татьяна Владиславовна, а как о вашей организации узнают люди?

– На каком-то этапе включилось сарафанное радио. Если мне рассказывают, что услышали о нас в маршрутке, если дают ссылку на нас семьям из Москвы или других городов – это просто пик счастья. Значит, все не зря. Мы организация областная, у нас есть семьи из Миасса, Чебаркуля, Еткуля, Еманжелинска, Копейска, Снежинска, Верхнего Уфалея, Коркино и других территорий. Но всего региона, увы, пока не охватываем. Например, Магнитогорск – там немало многодетных семей, но он от нас далеко. В этом направлении нам еще только предстоит расширяться. Почему бы административному ресурсу не подключиться к этому?

– Наступил новый год. Время подводить итоги и загадывать желания...

– Главным достижением на сегодняшний день считаю то, что удалось объединить людей – тех, кто готов идти с нами. В свое время я мечтала получить субсидию по оплате услуг ЖКХ – сбылось. Очередь на земельный участок – тоже. Удостоверение многодетной семьи получено. Эту инициативу в нашей области, кстати, помог реализовать Александр Леонидович Журавлев, председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания. Он во многом нас поддерживает. В апреле 2013 года был заложен поселок Северный для многодетных семей, где 800 участков. Идея была одобрена губернатором Борисом Александровичем Дубровским. Надеюсь, что к 2017 году, когда будет сформирована инфраструктура, поселок будет готов к заселению. А самая главная моя мечта – чтобы между словами «многодетные» и «малообеспеченные» наконец-то исчез знак равенства.

Статистика

На начало 2015 года на учете в комитете социальной политики администрации Челябинска состояли 4902 многодетные семьи, имеющие трех детей, 625 семей с четырьмя детьми и 231 семья, где воспитывается пять и более детей.

По данным соцопроса, проведенного среди южноуральцев в прошлом году, только одного ребенка хотят иметь 13% семей, двоих – 50%, троих – 16%, четверых – 1,6%, пятерых и более – 1,7%. Не планируют иметь детей 4,5% респондентов.

При этом фактические показатели таковы: один ребенок есть в 33% семей, двоих детей имеют 36% респондентов, троих воспитывают лишь 5,5% опрошенных южноуральцев.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»