Меню

Гордиев узел ОДН

14 Апреля 2016 - автор Надежда Медведкина
Дмитрий Холод: «В нынешнем виде начисление общедомовых нужд оставлять нельзя. Мы должны изменить эту систему»
Гордиев узел ОДН
90% вопросов и жалоб, которые поступают в Городское жилищное управление, связаны с ОДН. Только за первый квартал 2016 года число обращений по этой теме достигло 1200. Жалуются на поборы за ОДН и читатели «Вечерки». В чем суть проблемы и чего стоит ждать — рассказывает глава думской комиссии по ЖКХ Дмитрий Холод.

- Дмитрий Витальевич, поступает много жалоб на то, что в порядке начисления общедомовых нужд очень трудно разобраться...

- Это печально, но неудивительно. ОДН — в высшей мере сложный вопрос не только для потребителей. Сейчас им занимаются городская комиссия по ЖКХ и экспертный совет. Когда эта работа началась — сразу же появились вопросы к ресурсоснабжающим организациям: Энергосбыту и МУП ПОВВ. Сейчас еще не все они решены.

- Это касается и начисления платы за ОДН?

- На этот счет есть закрепленный порядок. Ресурсоснабжающие организации должны вычислять плату по определенной схеме (она указана в 354 постановлении Правительства РФ). Из объема ресурсов, поставленных дому, необходимо вычесть показатели по квартирам (снятые со счетчиков или рассчитанные по нормативу) и нежилым помещениям (например, магазинам). Оставшаяся «дельта» делится между жильцами. Но в действительности рассчитать адекватную плату за ОДН сложно, а при нынешних условиях почти невозможно.

- Почему расчет ОДН — такая сложная задача?

- Для грамотного вычисления ОДН нужно сначала рассчитать баланс дома. В теории это просто: управляющие компании получают от ресурсоснабжающих организаций начисления, сверяют их со своими данными, подводят баланс и решают вопрос по ОДН. Но в реальности это можно сделать в одном случае: если используются приборы учета с автоматическим съемом показаний. У таких приборов есть архив данных, который позволяет узнать показатели на любой нужный момент и чуть ли не рассчитать по минутам потребление ресурса. В остальных случаях говорить о точности цифр не приходится. Не стоит упускать из виду и человеческий фактор — когда нормативы снимаются человеком «на глазок» ошибки не исключены.

- И это вносит основную путаницу в вычисление ОДН?

- Не только это — здесь работает целый ряд факторов. Возьмем для примера показатели по воде. Во-первых, играют свою роль приборы учета, точнее, их отсутствие у некоторых жильцов. Чье-то потребление рассчитывают по реальным показателям, а чье-то — по нормативу. Как не своди эти цифры воедино — получается среднее число. Во-вторых, чтобы правильно рассчитать плату для квартиры по нормативу, нужно знать, сколько человек в ней живет — причем в действительности, а не по документам. Впрочем, о резиновых и съемных квартирах уже говорилось достаточно. Наконец, мешают вычислениям кулибинские изобретения отдельных хозяев, которые заставляют счетчики крутиться в обратную сторону. В итоге нужно уточнить множество плавающих цифр, чтобы понять, куда в действительности уходит вода.

С электричеством несколько проще: счетчики есть практически у всех. Но и здесь не все гладко. Ведь все собственники передают показатели в разные дни. Соответственно, где-то учтено количество электроэнергии за больший период, где-то — за меньший. Конечно, это отразится на показателях следующего месяца, но оплачивать счета приходится уже сейчас. Поэтому приходится опять-таки примерно сводить цифры воедино. Результат подобных подсчетов — не более чем средняя сумма. И по этой примерной цифре приходится начислять солидные платежи... Естественно, об их точности говорить трудно. Иногда это пытаются исправлять в следующем месяце, производят перерасчеты — но они тоже добавляют в процесс путаницы.

- С 1 января 2017 ОДН должны перейти из коммунальных платежей в жилищные. Тогда их будут рассчитывать по нормативу. Быть может, это, наконец, решит проблему?

- Это, к сожалению, не выход. Сейчас можно слышать, что перевод ОДН в квитанцию за жилищные услуги станет панацеей. Конечно, плата по понятному, прозрачному нормативу — это то, к чему мы стремимся. Но ОДН не является жилищной услугой. Плата за общедомовые нужды должна регулярно перечисляться ресурсоснабжающим организациям. Получается, чтобы не стать должником, любую неуплату по этому пункту управляющей компании придется восполнять за счет денег, поступивших на обслуживание и ремонт здания. В результате средства, которые собираются на уборку, побелку, текущий ремонт, будут уходить в карманы ресурсников, а комфорт жизни в доме понизится.

- И что же делать?

- Именно это мы и должны решить. Вступление закона в силу отложено до 1 января 2017. За это время необходимо разработать качественные механизмы, которые позволили бы не считать ОДН проблемой. Конечно, для этого потребуется и определенная ответственность со стороны собственников: предоставление верной информации о числе проживающих, о метраже квартиры (базы данных не всегда верны: в этом виноваты не только перепланировки, но и изменения законодательства). Но в целом мы стремимся к тому, чтобы собственник мог не беспокоиться об ОДН: один раз провести обмеры, заказать справку БТИ, установить счетчик с автоматическим съемом данных — и дальше спокойно оплачивать понятную сумму в прозрачной квитанции.
Проблема ОДН по-прежнему актуальна, и мы над ней работаем. О проектах и предложениях мы поговорим в будущем. А я еще раз призываю горожан присоединяться к обсуждению через газету «Вечерний Челябинск» и выдвигать конструктивные предложения по улучшению схемы оплаты ОДН.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»