Меню

Зрителя нужно воспитывать и приобщать к искусству с детства…

17 июля 2017
Ильяс Сафин: Меня вдохновляют умные, талантливые  артисты...
Зрителя нужно воспитывать и приобщать к искусству с детства…


Аргаяшская земля - родина многих талантливых, выдающихся личностей, которые прославили этот поистине  уникальный  башкирский край, как в области, так и в республике Башкортостан и в России и за ее пределами.

Творчество наших знаменитых земляков – выдающегося башкирского общественного деятеля, ученого Дамира Валеева, прославленных солистов башкирской  оперы народных артистов Башкортостана Раиля Кучукова и Вакиля Жалалетдинова,  выдающейся поэтессы Катибы Киньябулатовой и многих других внесли большой вклад в развитие культуры нашего народа.  И среди молодежи есть немало  людей,  достижения которых можно поставить в пример подрастающему поколению.

Герой сегодняшней статьи – музыкант, педагог, художественный руководитель Сибайского концертно-театрального объединения Республики Башкортостан  Ильяс  Сафин. Он не теряет связи с земляками, постоянно приезжает в родной Аргаяшский район, интересуется событиями, происходящими на малой родине.

- Ильяс Миндиахметович, как долго вы работаете в Сибайской филармонии?

- С осени 1994 года – с открытия 1 концертного сезона Сибайской  муниципальной филармонии. Да, прошло немало времени -  совсем скоро мы  будем отмечать 25-летие нашего коллектива.

- А как попали в этот коллектив?

- Вы знаете, я тогда только поступил учиться в Сибайский институт БГУ, на отделение «Учитель музыки и организатор культурно-массовых мероприятий» педагогического факультета. Мой друг по музыкальной школе и по училищу искусств - баянист Ильшат Яхин,  приглашенный в филармонию руководителем оркестра народных инструментов,  в свою очередь пригласил и меня туда музыкантом. В то время мы все были молодыми и инициативными, а т.к. в общественной жизни  республики и страны  происходили громадные изменения - мы не оставались в стороне, участвовали во многих мероприятиях, все горели энтузиазмом, желанием что-либо созидать. Даже в филармонии большинство артистов готовы были работать бесплатно, т.е. не получая зарплаты, лишь бы приносить какую-то пользу народу. Это, наверное, сейчас звучит высокопарно, но так было на самом деле… Основную массу артистов только спустя более года, в марте 1995г., руководство смогло официально  поставить в штат… Те годы для нас, молодых музыкантов, танцовщиков, вокалистов многое дали и в профессиональном становлении, и в личностном…. За эти годы довелось поработать с большими мастерами сцены, пообщаться с признанными корифеями башкирской культуры, которые так или иначе сотрудничали с Сибайской филармонией: режиссеры Альмира Куватова, Байрас Ибрагимов, Гафур Каюмов, Салават Итбаев, балетмейстеры Риф Габитов, Декалу Музакаев, Гульназ Акназарова, Халиль Ишбердин и др. Мы у них многому научились и за это им огромное спасибо!

- Какова Сибайская филармония сейчас, на ваш взгляд?

- Сибайское концертно-театральное объединение – так сейчас, после слияния филармонии с детским театром «Сулпан», называется  наше учреждение – это коллектив единомышленников, которому в сфере организации досуга и культурного просвещения населения сегодня по силам решение задач любой сложности и масштаба. Я горжусь своими коллегами, восхищаюсь и безмерно благодарен за их самозабвенный труд в нынешних очень не простых  условиях. Вы наверное слышали, что в 2015 году у нас случилось несчастье – сгорело здание филармонии, и в связи с отсутствием собственной сцены  нам сейчас приходится очень много гастролировать. Но коллектив полон надежд. Мы верим, что скоро, в 2019 году, к 100-летию образования Республики Башкортотстан, как и обещало руководство республики,  мы обретем свой дом – заново отстроенное здание филармонии.

- Ильяс Миндиахметиович, расскажите, какая сегодня деятельность кипит внутри вашего учреждения?

- В уставе нашего учреждения отмечено, что одними из главных его задач и целей  являются сохранение и популяризация башкирской национальной культуры, развитие профессионального музыкального, хореографического и театрального искусства. Каждодневно решая эти задачи, коллектив много гастролирует – как  по городам и сельским районам Башкортостана, так и по соседним областям и регионам с компактным проживанием башкир. Наши артисты участвуют в культурных мероприятиях как регионального, так и всероссийского масштаба, бывают в международных фестивалях и форумах в странах ближнего и дальнего зарубежья. В то же время планомерно идет работа над новыми спектаклями и концертными программами, разучиваются новые танцы и песни, готовятся премьеры. Как и у всех концертно-театральных учреждений республики, у нас тоже есть государственное задание по выполнению годовых плановых показателей по количеству новых постановок, по общему количеству поставленных концертов и спектаклей, по количеству обслуженного населения, по валовому сбору. Все это нужно выполнять, за это нам, в конце концов, зарплату платят…(смеется).

- Что для вас важнее – художественная ценность концерта или его финансовый успех?

- Важно и то, и другое. Наша работа – это всегда поиск баланса между творчеством и экономикой. Как правило, в разумном балансе и есть залог успеха того или иного продукта современного искусства для масс. Поэтому верное выстраивание концертной политики — задача хоть и очень сложная, но и не менее интересная. С одной стороны, нужно привлечь людей к тому, во что ты сам веришь, что считаешь  значимым и эстетически ценным для рядового человека. Чтобы он, купив билет на  мероприятие, духовно обогатился, ощутил некий катарсис. К сожалению, не все готовы духовно очищаться и тратить на это свои деньги и время. Поэтому, чтобы и дальше иметь возможность заниматься любимым делом, а точнее -  работать в сфере организации культурно-массовых мероприятий, важно следовать определенным экономическим законам и учитывать сложившиеся традиции. Особенность менеджмента в искусстве в том, что это очень тонкая творческая работа. Работая с талантливыми людьми, важно не просто эксплуатировать  их имена и достижения, а, в свою очередь, создавать свой новый, часто уникальный продукт, подталкивая таланты к новым свершениям.

- А как сегодня можно описать вашего зрителя?

- Сибайское концертно-театральное объединение работает в разных форматах, жанрах и направлениях. Поэтому наши зрители очень разные. Есть те, кто любит эстраду, современный театр, есть ценители классики, есть любители этнической музыки и традиционного фольклора. Иногда это дети, пришедшие на концерт в рамках образовательных лекториев, часто - это взрослая публика - уже состоявшаяся, которой важно питать не только свое тело, но и душу, у которой есть потребность время от времени посещать театр или  концертный зал. Вообще, ходить в филармонию во всем мире – это очень престижно. Филармония занимается не столь организацией досуга, сколько формированием вкуса.

- Есть ли какой-то готовый рецепт успеха в привлечении зрителя?

- Пригласить звезду из телевизора (смеется). В столичных филармониях есть отработанные рецепты привлечения зрителей. Но это многолетняя работа. Ведь зрители - это культурная среда, которая формируется годами. Успех концертной деятельности определяется очень многими факторами. Если надо, то рецепты, какие-то советы от знаменитых промоутеров, конечно, можно найти в различных пособиях и авторских книгах. Главное в них – нужно любить свое дело и быть профессионалом, досконально знать то, что ты собираешься продавать. Время дилетантов постепенно уходит. Мне самому за годы работы в филармонии привелось выполнять различные функции. Скажут играть в оркестре – играешь, нужно подготовить сольные номера или участвовать в массовке – не отказываешься… В разные годы я  выполнял работу  светооператора,  звукооператора, помощника режиссера, сценариста, режиссера-постановщика, руководителя оркестра, администратора, главного администратора, заместителя директора по концертной деятельности, художественного руководителя филармонии…. Так приходит опыт.

- Какова стоимость билетов на концерты?

- Цены на наши концерты весьма демократичны. Это обусловлено главной целью наших программ – сохранение и популяризация национальной культуры. При этом качество и содержание программ нисколько не уступает, а часто и превосходит программы «дорогих гастролеров».  На детские программы мы вообще стараемся ставить самые низкие цены. Зрителя нужно воспитывать и приобщать к искусству с детства…

- А чем филармония может помочь в воспитании подрастающего поколения?

— Сегодня, чтобы стать успешным человеком, реализовавшимся в социуме, профессии, личной жизни - нельзя быть необразованным, некультурным, равнодушным и пассивным. Посмотрите, сейчас молодежь — очень разносторонняя, информированная и постоянно саморазвивающаяся. У нее интересная, насыщенная разными событиями  жизнь. Наши концерты в этом смысле совсем не будут лишними и помогут в воспитании разносторонней и гармонично развитой личности. Уже доказано, что средствами и методами  сценического искусства намного легче донести до человека ту или иную нравственно-этическую установку, вызвать нужную реакцию на событие, сформировать и закрепить определенные знания.

- Вы сейчас художественный руководитель филармонии. Какие приоритеты в работе коллектива вы считаете главными на данный момент?

- Надо сказать, что на  этой должности я работаю временно – на период декретного отпуска мой супруги Насимы Ахметхалимовны Гиззатуллиной, которая уже более 10 лет руководит творческими процессами филармонии.  Новое время требует новых решений… 90-годы были временем роста национального самосознания народа, поэтому и содержание наших программ было соответственным. Они были нацелены на решение главных задач – исследование и сохранение самобытного башкирского фольклора, возвращение его  обратно в народ, воспитание у подрастающего поколения любви к родному языку, истории, культуре, костюму, обычаям….

Приверженность к этому мы сохраняем и сейчас… Но есть и новые задачи: одной из них я назвал бы возврат к практике т.н. «живого» инструментального исполнительства… Не секрет – аранжировки песен, изготовленные на синтезаторе или компьютере, уже приелись зрителю, придя на концерт, он ждет энергетического обмена с артистами, т.н. «подпитки», «подзарядки» от живого исполнения, и готов именно за это платить свои деньги… Как бы трудно не было в кризисные времена, мы над этим работаем и уже сейчас в наших новых программах все больше «живого» аккомпанемента…

- Сибайская филармония сегодня у всех на слуху и, в первую очередь, благодаря своим уникальным проектам. А что бы вы выделили среди главных достижений в работе Филармонии за последнее время?

- Сибайская Филармония со дня своего основания всегда старалась идти в авангарде культурной жизни республики. Именно мы, когда этого требовало само время, выпустили программы, популизующие жизнь и деятельность выдающихся сынов башкирского народа С.Юлаева, М.Акмуллы, Кахым-тури, Карахакала, Карас-сасана, З.Валиди, Ш.Бабича и др. Когда же на повестке дня общественности остро стали вопросы, связанные с сохранением языка, семейных ценностей, традиций в наречении детей, вопросов экологии и здорового образа жизни – у нас всегда был готов соответствующий материал, будь то новые танцы, песни или театральные постановки. Особо хочется отметить телевизионные проекты БСТ «Баик», «Башҡорт йыры», «Алтын тирмә» и др., в которых наш коллектив всегда участвует на правах специального гостя. Ну а ежегодные поездки на народные праздники “Сабантуй”  к нашим соплеменникам, ныне  живущим в городе Москва, С.-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Курган, Оренбург, Сургут, Казань, Самара, Саратов дают нашим артистам большой заряд  энергии на дальнейшее творчество. За это мы выражаем огромную благодарность родному министерству культуры, принимающим нас диаспорам, полномочным представительствам и всем помогающим нам людям. Отдельное спасибо полномочному Представителю Республики Башкортостан в Уральском федеральном округе Амуру Габидулловичу Хабибуллину и его команде за всестороннюю помощь во всех наших начинаниях!... И Вам, Михаил, спасибо, за информационную поддержку наших общих проектов! Спасибо всем!

- Наконец, при таких сложных условиях работы, нельзя не спросить: откуда артисты  черпают силы для плодотворной деятельности, что их вдохновляет?

- Меня вдохновляет работа с умными, талантливыми артистами. Наши артисты –именно такие, я горжусь ими, они настоящие профессионалы своего дела! Вы верно заметили, что все творческие люди вкладывают в выполняемую работу много душевных сил, внутренней энергии. Естественно, что она небесконечна. Хоть и замечено, что полные залы благодарных зрителей очень сильно подзаряжают ответной энергетикой артистов, но все равно нужно как-то ее восстанавливать и вне сцены. Каждый делает это по-своему - кому-то помогает семья, природа, хобби... любовь)))...  Вообще любовь - это универсальная энергия, она всем придает силы.

- Молодые и симпатичные артисты часто находятся в центре всеобщего  внимания. Наших читателей интересует личная жизнь артистов. Например, ревнуют ли их супруги к поклонникам? Как относятся к гастрольному «кочевому»  образу  жизни?

-  Боюсь, что я не смогу об этом что-то  рассказать.  Личная жизнь она потому так и называется, что о ней не должны слишком много знать ...(смеется). Могу сказать только то, что многие наши артисты нашли  свою половинку в  родном коллективе, создали семью, часто ездят на гастроли  вместе. Проблемы нет – мы за здоровые семейные отношения. (смеется) Кстати, про кочевников. Пользуясь случаем, хоть это и не по теме, хочу донести читателям такую мысль, переданную недавно моим старшим товарищем. Термин  “Кочевники” по разному воспринимается в разных странах. Например, англичане вкладывают в него тот смысл, что это народы,  подобные цыганам, не имеющим  своей  отчизны, земли, владений. В таком понимании башкиры никогда не были кочевниками – они испокон веков всегда имели свои обширные  земли. Технология ведения скотоводческого, охотничьего, рыболовного, земледельческого хозяйства или бортничества требовала периодически, по времени года,  менять дислокацию, переходить на летние луга и пастбища, возвращаться на зимовку в основное поселение, переезжать из одной части своих родовых земель в другую. В чужие земли не заходили, только в свои. Эти земли из века в век передавались от одного поколения другому, подтверждались родовыми шэжере, охранными грамотами  действующих  в то время властей. Наша республика всегда славилась красотой и богатством своей природы, и поэтому нашим предкам приходилось много воевать, защищая ее. Исторически так сложилось, что некоторые народы были, например,  искусными торговцами, ну а башкиры всегда были прекрасными воинами. Они защищали границы государств, в которые на то время входили их земли. За их службу разные ханы и правители оставляли башкирам  перечень свобод и привилегий, оговоренных в специальных соглашениях и договорах... Вот.... передаю то, что услышал от  моего старшего товарища, большого патриота  нашего края...

- Ильяс, любовь к артисту не зарождается сразу, она приходит спустя определенное время. Как ты думаешь, какими качествами должен обладать артист, чтобы завоевать доверие слушателей? 

- На мой взгляд, при работе на сцене следует придерживаться девиза: «Все гениальное- просто». Главное- вкладывать в работу всю душу и гармонично сочетать голос, слова и музыку. А такие качества артиста как искренность и доброжелательность во взгляде притягивают зрителей, строя невидимый мостик доверия между сценой и залом.

- Ильяс, где вы познакомились со своей женой?

- Познакомились в филармонии и потом поженились. А увиделись, когда учились в филиале БашГУ.

- Расскажите немного о себе: сколько вам лет, где вы родились, учились, служили?

- Мне 43 года. Родился в башкирской деревне Айбатова Аргаяшского района Челябинской области в феврале 1974 года. Мать была учительницей, мы много переезжали, и поэтому начальные классы я учился в разных селах. С 4 и до самого выпускного 11 класса я учился в Республиканской школе-интернате музвоспитанников в г.Уфа (ныне РГИ им.Г.Альмухаметова). В 1990 г. поступил на 3 курс Уфимского училища искусств. Сразу после его окончания в 1992 г. меня призвали в армию, службу проходил в учебном оркестре Военно-дирижерского факультета Московской госконсерватории им.П.И.Чайковского в г.Москва. После демобилизации приехал в г.Сибай, поступил в филиал БГУ, начал работать в филармонии, преподавал в музыкальной школе. Вот, в кратце, вся моя биография… Да, женат – жена работает в нашем коллективе, у нас 2 детей – старший сын Идель учится в г.Красноярске – 3 курс Сибирского Юридического института МВД России, младшей дочери Надия около 3 лет.

- Что бы вы пожелали нашим зрителям Южного Урала!

- Желаю своим землякам счастья во всех его проявлениях, крепкого здоровья, семейного благополучия, успехов в работе  и мирного неба над головой!

- Спасибо за беседу!

- Спасибо, удачи!

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»