Меню

Повествование о жизни женщины в свете истории России

11 сентября 2017 - автор Валентин ПОВАЛЯЕВ, кандидат технических наук, главный специалист ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК»
Посвящается моей маме Марии Александровне Поваляевой
Повествование о  жизни женщины в свете истории России


Неумолимо летит время, и со временем прожитых лет начинаешь понимать, как уникален и неповторим каждый человек, тем более если это для тебя близкий и родной человек. Мне хочется вспомнить о моей маме – Марии Александровне Поваляевой.

Как говорил поэт Н.А. Некрасов, «Женщина – великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери». Мария Александровна родилась в 1911 году в семье работника казначейства в уездном городе Льгове Курской губернии Российской империи. Как рассказывала Мария Александровна, их частный дом был расположен на рыночной площади вблизи Никольской церкви, построенной в честь спасения императора России Александра III и членов императорской семьи в ходе железнодорожной катастрофы, происшедшей в их городе в ХIХ веке.

Фото 1. Поваляева М.А.выпускница Льговской женской гимназии г.Льгов Курская область 1926г.jpg

М.А. Поваляева, выпускница Льговской женской гимназии, г. Льгов, Курская область, 1926 г.

Мария Александровна окончила Льговскую женскую гимназию и была направлена по распределению на работу учительницей 1-й ступени в село Березуцкой на Лошне Иванинского района Льговского округа. Затем в 1930 г. она была мобилизована на работу в сельскую местность, в Михайловский район Центрально-Черноземной области в счет двухтысячников учителей страны. Окончила Центральный институт заочного педагогического образования. Была председателем Союза работников начальной и средней школы в Беловском районе Курской области, ударником всеобуча.

С 1939 г. трудовая деятельность Марии Александровны была связана с Курским областным земельным отделом, где она работала помощником начальника Курского областного земельного отдела (ОБЛЗО) в составе Курского облисполкома. 1 мая 1939, 1940 и 1941 года, будучи прекрасным оратором, Мария Александровна выступает с главной трибуны Курска - Красной площади. И не могла предположить она, что вскоре здесь прозвучат совсем другие слова, что начнется война.

22 июня 1941 года для граждан Курска пришло неожиданно. Война застала жителей врасплох. Как вспоминала Мария Александровна, утро 22 июня 1941 года в их городе было спокойным и безмятежным, ничто не предвещало беды. А уже с 23 июня 1941 года, учреждения области начали осуществлять первые мероприятия по перестройке работы на военный лад. Июльская пыльная жара 1941 года и ощущение неразберихи, путаницы и огромного горя, которое разом обрушилось на людей. Город затянуло дымное марево: во всех учреждениях жгли документы и архивы, жгли даже домовые книги и телефонные справочники, чтобы враг не смог ими воспользоваться. Город наводнили беженцы из соседних областей, занятых врагом.

Фото 2 Поваляева М.А. Областной Земельный отдел Курский облисполком г.Курск 1940г.jpg

М.А. Поваляева Областной земельный отдел, Курский облисполком, г. Курск, 1940 г.

В конце августа фронт приблизился к границам области, западные районы ее быстро потеряли значение районов глубокого тыла, и стали прифронтовыми, начались постоянные бомбежки. Как вспоминала Мария Александровна, «днем вражеских самолетов не было видно, лишь слышен гул моторов - «у-у-у». Зенитки стреляют, осколки валятся с неба… К последним числам сентября 1941 года в городе народу осталось совсем мало. Все стали нервными. Начали проводиться подрывные работы городских зданий (цирка и других). Была разобрана железная дорога. Город к этому времени остался почти без защиты».

Курский облисполком отправил в эвакуацию Марию Александровну с пятимесячным сыном Евгением 30 сентября 1941 года. Шел 101-й день войны. При массовой давке им удалось сесть в последний вагон последнего уходящего в эвакуацию железнодорожного пассажирского состава со станции Старый Оскол. Во время одной из бомбежек рядом с их последним вагоном разорвалась авиационная бомба. Тусклое пламя. Черный дым. И ее, которая собой прикрывала своего пятимесячного сына, отбросило в одну сторону, а ее сына Евгения в другую на значительное расстояние. При этом ее сын Евгений получил контузию от взрывной волны и сильный ушиб правой стороны головы об искореженный рельс с соседнего пути.

После налета было пусто и тихо. Со слов Марии Александровны, в результате одной из бомбежек был поврежден паровоз. Поезд ночью остановился в поле. Вражеские самолеты висели над дорогами. Враг все наступал и наступал. Шли по полю с детьми на руках. Вдали было зарево от пожаров. Им повезло: на одной из станций оказался порожний воинский эшелон, шедший в тыл за новым пополнением. Начальник поезда разрешил им сесть в третий вагон. При движении поезда бомбежки не прекращались. Случилось так, что линию фронта пересекли только паровоз и три оставшиеся вагона от этого состава.

Война все наступала и наступала. Несмотря на крепкие нервы, Мария Александровна после той поездки в 29 лет поседела. На эвакопункте их направили на проживание в Покровский район Башкирской АССР, где она работала в военкомате. В дальнейшем ее муж, Александр Павлович, разыскивал в годы войны свою семью по линии военной контрразведки. В феврале 1943 года, после окончания оккупации, Мария Александровна с сыном Евгением вернулась в Курск. Как вспоминала Мария Александровна, война все продолжалась, шли бомбежки Курска.

Война оставила свой кровавый след, принесла горе невосполнимых потерь близких, друзей и знакомых. Так пропал без вести на фронте друг ее мужа Погребцов, который помогал им при эвакуации. Сгорел в самолете на фронте друг ее юности по Курску летчик Евгений, именем которого был назван мой старший брат Евгений. Со слов Марии Александровны, через неделю после начала оккупации города в застенках гестапо погибли люди из городского подполья - их выдал предатель. Вспоминая о том времени, Мария Александровна была уверена в том, что если бы ей довелось остаться на конспиративную работу, ее обязательно бы выдали, причем она говорила, что знала, кто это мог сделать. Ее сын Евгений, 10 марта 1941 года рождения, после бомбежки в конце сентября 1941 года получил контузию, в результате которой навсегда остался инвалидом. В семье Марии Александровны долгое время хранилась московская газета «Известия» со статьей «Истерзанный город», посвященная ее родному Льгову. После войны ее красавица подруга превратилась почти в старуху. Великая Победа! Какой ценой она далась!

После возвращения из эвакуации в 1943 году Мария Александровна работала в Курском облисполкоме помощником заместителя председателя облисполкома. В 1945 году она была представлена к награждению орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». 9 мая 1945 года, как и 22 июня 1941-го, Мария Александровна встретила на главной площади Курска.

В 1945 году ей пришлось покинуть Курск и выехать к месту службы ее мужа, Александра Павловича, в Челябинск. В Челябинске Мария Александровна устроилась на работу в политотдел Челябинского военного училища автотракторных техников артиллерии Красной армии, где после войны служил ее муж. Здесь она была председателем женсовета училища.

Затем трудовая деятельность Марии Александровны была связана с работой в Совнархозе и впоследствии - заместителем начальника отдела кадров в Южно-Уральском территориально-транспортном управлении.

Фото 4 Поваляева М.А. выступление в Южно-Уральском территориально-транспортном управлении г.Челябинск 1972г.jpg
М.А. Поваляева. Выступление в Южно-Уральском транспортном управлении, г. Челябинск, 1972 г.

При общении с Марией Александровной незадолго до ее смерти, было заметно, что все, что касалось июня - сентября 1941 года, что было ею пережито в Курске в то время, ее сильно волновало. Как вспоминала Мария Александровна, Курск в 1941 году сражался, зная, что был обречен. Таково было потрясение, пережитое Марией Александровной на курской земле. Видимо, у каждого человека, кто видел войну, внутри живет ощущение моментов ужаса, отчаяния и ненависти. Война для нее связывалась с понятием голода и постоянных, не прекращающихся бомбежек.  Поэтому после войны она не переносила звуков учебных воздушных сирен. Снились увиденные ужасы... Вообще, она редко и скупо вспоминала о событиях тех военных лет, но война оставила в ее жизни глубокий след.

До войны, в время ее и после фамилия и имя Марии Александровны были на слуху у жителей Курска. Так, в мае 1996 года, когда Марии Александровны уже не было, я был в командировке в Курске и пошел перед отъездом с моей тетей на колхозный рынок, чтобы купить овощей на дорогу. Покупая овощи, моя тетя вдруг неожиданно обратилась к совсем незнакомой нам торговавшей пожилой женщине со словами: «А ты помнишь Марию Поваляеву? Так это ее сын Валентин, мой племянник». Женщина кивнула головой, глаза ее увлажнились.

Пусть же всегда день 9 мая будет нашим главным праздником. Как здорово, что люди не забывают его, а в России это забыть просто невозможно!

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


Новости