Меню

Председатель творческого союза предложил создать театральный вуз в Челябинске

27.03.2023 07:30 - автор Андрей Ваганов
Во Всемирный день театра оцениваем состояние этой сферы в регионе
Председатель творческого союза предложил создать театральный вуз в Челябинске
Фото Олега Каргаполова

Театралы из других регионов завидуют Челябинску и Южному Уралу в целом. В этом уверен председатель областного отделения Союза театральных деятелей России Александр Романов, которому не раз доводилось выступать с трибун форумов всероссийского масштаба. Но в то же время в нашем регионе есть болевые точки, которые вскоре могут сильно ударить по состоянию театральной сферы. В честь Всемирного дня театра журналист «Вечерки» поговорил с главой регионального творческого союза о положении работников культуры в нашем городе. Рассказываем подробности в нашем материале.

Уникальный театральный регион

По словам Александра Романова, не во всяком регионе России так хорошо относятся к сфере культуры и к театральной жизни, как в нашей области.
— С приходом губернатора Алексея Текслера расходы областного бюджета на культуру увеличились практически вдвое. В том числе и расходы на поддержку театров, — рассказал он. — Не во всяком регионе театрам выделяют постановочные средства на новые спектакли. У нас это есть. Театр никогда не окупится, и сегодня без государственной поддержки выживают разве что частные и антрепризные труппы. Поэтому мы благодарны за эту поддержку, которая позволяет выпускать разноплановые спектакли: и постановки по классическим произведениям, и по современной драматургии.
По мнению Александра Романова, спектакли прежде всего должны воспитывать у зрителя чувство патриотизма, лучшие человеческие качества. Именно эти традиции поддерживает и Союз театральных деятелей России в целом, и его отделение в Челябинской области.
— Наше отделение — одно из самых крупных в России. По численности членов союза мы занимаем седьмое–восьмое место вместе с Самарской областью, — сообщил Александр Романов. — Но сейчас, наверное, мы уже вырвались вперед, потому что за последнее время в наши ряды вступило много новых участников. И это приятно — значит, люди верят в наш союз, разделяют наши цели.
Александр Романов уверен: театры Челябинской области находятся в хорошей творческой форме.
— Интересные постановки в нынешнем сезоне показали зрителям Челябинский театр кукол имени Вольховского — обладатель национальной премии «Золотая маска». А также Новый художественный театр, Молодежный театр, — подчеркивает представитель СТД. — Особо хочется отметить театр оперы и балета имени Глинки. Он в последнее время обрел второе дыхание благодаря активной поддержке попечительского совета и выдал немало интересных премьер: балеты, оперы, даже детские постановки, которые пользуются популярностью.
image4.jpg

Романов считает, что Челябинску сильно повезло, ведь в городе есть и театр кукол, и молодежный театр, и оперный. Но и в городах, где нет такой «театральной обоймы», творческая жизнь не останавливается. Например, в Златоусте, где спектакли показывает театр «Омнибус». Или в Верхнем Уфалее, где выступает театр «Вымысел». В Озерске, где есть целых два театра, или в Магнитогорске, где их три: драмы, кукольный и театр оперы.
— В нашем регионе регулярно проходит областной фестиваль профессиональных театров «Сцена». В других российских регионах такого нет, — с гордостью заявляет Александр Романов. — Благодаря профессиональному жюри этот фестиваль позволяет и формировать репертуар челябинских театров. Ежегодно проводится замечательный смотр индивидуальных актерских работ — фестиваль имени Владимира Милосердова. А также фестиваль новогодних спектаклей «Морозко».
Благодаря региональной программе «Театрально-концертный зал» спектакли театров Челябинской области регулярно показывают в городах, где таких профессиональных учреждений нет.
— Хочется выразить благодарность и главе Челябинска Наталье Котовой. Сегодня кардинально изменилось отношение к муниципальным театрам. Отремонтировано здание НХТ. Театр преобразился, его просто не узнать. Продолжается и ремонт в других театрах города, — напомнил Александр Романов.

Есть ли у театралов будущее?

На фоне в целом благополучной картины есть и моменты, которые вызывают тревогу у председателя регионального отделения творческого союза.
— Руководство нашего отделения обеспокоено тем, что во многих наших театрах нет творческого лидера. Без художественного руководителя работает театр драмы имени Наума Орлова в Челябинске, драматический театр имени Пушкина и театр куклы и актера «Буратино» в Магнитогорске, — обратил внимание Александр Романов. — Конечно, приглашенные специалисты — это хорошо. Но ведь творческое направление каждого театра должна определять личность художественного руководителя. Режиссер, приглашенный на постановку, приедет и уедет. А кто будет работать над репертуаром? Работать с актерами? Составлять карту развития театра?
image5.jpg

Как председатель регионального отделения СТД Александр Романов очень хотел бы, чтобы большие театральные коллективы в Челябинской области обрели своих лидеров. А еще очень важно, чтобы в театре сложился тандем главного режиссера и директора.
— Я как директор театра «Омнибус» никогда не вмешиваюсь в творческий процесс. Но, тем не менее, мы вместе с главным режиссером обсуждаем репертуар, персоналии приглашенных специалистов, — рассказал Александр Романов.
Еще одна болевая точка — закрытие актерского отделения в Челябинском институте культуры. Такое решение принял федеральный Минкульт.
— Пока мы решаем проблему подготовки кадров благодаря Челябинскому колледжу культуры при институте искусств имени Чайковского, — уточнил Александр Романов. — В колледже работают замечательные преподаватели, его выпускники востребованы в челябинских театрах — например, мы взяли нескольких актеров с этого отделения. В перспективе возможно вновь открыть высшее образование на базе нашего сотрудничества с ГИТИС и развития театрального отделения колледжа.
image2.jpg

Но прежде всего, считает Романов, в Челябинской области необходимо развивать собственный региональный вуз, где учили бы актеров. Но надежда, что ЧГИК, как институт федерального подчинения, все же возобновит работу актерского отделения, не покидает театралов.
— Но там другая проблема: ушли преподаватели, которые знали театр, работали в нем. А ведь очень важно, чтобы актерский курс набирал настоящий мастер. В свое время так делали Наум Орлов, Валерий Вольховский, Марина Аничкова. К этим преподавателям с удовольствием шли студенты, которых после окончания вуза брали на работу театры, — рассуждает Александр Романов.

Не оставаться в стороне

Театры Челябинска являются организаторами фестивалей, которые уже выросли до масштабов всероссийских. Камерный театр проводит «Камерату». Театр кукол имени Вольховского — фестиваль «Соломенный жаворонок». А совсем недавно завершился фестиваль «ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА», организованный Новым художественным театром.
— Фестиваль начался с мероприятия в поддержку защитников Отечества. Выступали известные артисты, актеры областных театров, в том числе и златоустовского «Омнибуса», — рассказывает Александр Романов. — Были собраны финансовые средства, вещи, необходимые бойцам. А затем отправлены тем, кто сегодня защищает Отечество, участвуя в специальной военной операции.
image6.jpg

По мнению Александра Романова, такие мероприятия показывают, что актеры в трудное время не остаются в стороне от важного дела. Подобные акции проводят и другие театры области.
— Я знаю, что НХТ, например, вывозил свои спектакли и показывал их в клубе Чебаркульской танковой дивизии. Регулярно выезжает туда и театр «Омнибус». Это своеобразная моральная поддержка для семей военнослужащих, — отметил Александр Романов. — В апреле мы снова поедем туда.
Нужен ли театр в каждой школе?

Сегодня по инициативе министерства культуры России вновь серьезно обсуждается тема возрождения школьных театров. Казалось бы, развитию театральной сферы это должно пойти на пользу. Однако председатель СТД воспринимает эту инициативу скорее скептически.
— Мы недавно собирались на совещание в областном министерстве культуры вместе с руководством министерства образования и обсуждали эту идею, — рассказал Александр Романов. — С одной стороны, инициатива неплохая. Однако возникает немало вопросов. Во-первых, руководить театром должен человек с профессиональным образованием. Во-вторых, нужна материальная база, ведь театр — это, в частности, и декорации, и костюмы. В третьих, есть проблема репертуарной политики.
image1.jpg

Вряд ли решить эту проблему сможет и закрепление школ за профессиональными театрами. Ведь далеко не всякий актер и режиссер способен быть педагогом, вести даже театральный кружок. Кроме того, труд профессионалов должен соответствующе оплачиваться.
— Мне кажется, что с этой инициативой мы немного поспешили. Но я полностью согласен с тем, что театрам нужно пересмотреть свой репертуар и приблизить его к школьной программе, — считает Александр Романов. — При этом важно не переворачивать классику с ног на голову, как иногда делают современные постановщики. Театр должен подружиться со школой. Например, наш «Омнибус» реализует программу «Театральных уроков». Подготовлено уже 13 таких представлений. Присоединяются к нам и другие театры. Таким образом устанавливается настоящая связь со школами, колледжами — когда ученики приходят в театр, смотрят спектакли, обсуждают их. Это сложно, но я считаю, что это делать надо.




Подписывайтесь на телеграм-канал «Вечерки», чтобы всегда быть в курсе событий Челябинска!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other