От завода лишь название: художники выиграли полтора миллиона на поиск особой связи с Челябинском
Креативные команды из Челябинска в этом году выиграли семь грантов президентского Фонда культурных инициатив. Финансовую поддержку получили фестивали, конкурсы, образовательные программы и форумы. В серии публикаций «Вечерка» каждую среду рассказывает о людях, меняющих взгляд челябинцев на культуру и искусство. Наш новый выпуск — про кластер современного искусства «Полет», провозгласивший своей целью поиск локальной идентичности нашего города.
От «Старта» к «Полету»
Координатор проекта Марина Денкевич давно занимается продвижением современного искусства в Челябинске. Ее галерея — организатор арт-резиденций, исследовательских проектов, выставок и ярмарок. Особое направление работы — поддержка молодых художников.
— Главная цель нашего проекта остается прежней: мы курируем молодых художников, помогаем им найти свой путь, — говорит Марина Денкевич. — Ранее мы организовали даже специальную школу для кураторов, работающих в сфере современного искусства. Проводили и лабораторию для молодых художников с участием приглашенных наставников.
В роли наставников выступали известные творцы. Например, 32-летний основатель студии «Тихая» в Нижнем Новгороде Артем Филатов. Он звезда современного искусства, автор работ, представленных на международных выставках. Студия Филатова работает не как галерея, а как мастерская. А если художники хотят устроить в ней выставку, они просто открывают двери для всех желающих.
— Этот принцип очень нам понравился, и потому мы решили, что будем работать по такой же модели. Собирать тусовки интересно, но очень важно организовать исследовательский проект, который бы объединял и направлял молодых художников, — отмечает Денкевич.
На сегодня в кластере «Полет» собралась большая компания художников. Фото Юлии Боровиковой
Изначально кластер хотели разместить в помещении бывшего цеха челябинского радиозавода «Полет». Художники планировали изучить эту уникальную территорию и примыкающий к ней научный городок близ ЮУрГУ. Отсюда и родилось название.
— Но потом выяснилось, что расходы на аренду помещения съедят большую часть гранта. Тогда мы переделали заявку, чтобы иметь возможность организовать работу и исследовательских модулей, и выставок, — прокомментировала Марина Денкевич. — При этом название было решено оставить прежним. Раньше в наименованиях наших проектов присутствовало слово «старт». А теперь мы стартовали и отправляемся в полет.Основная цель проекта — поиск региональной идентичности. Простыми словами: художникам предстоит выяснить, что же именно связывает жителей и их самих с Челябинском и Челябинской областью и помогает им ощущать здесь себя своими. На это президентский Фонд поддержки культурных инициатив выделил чуть более 1,4 миллиона рублей. Столько же создатели кластера должны вложить на условиях софинансирования.
В чем суть Челябинска?
По утверждению Марины Денкевич, проблема поиска локальной идентичности — одна из важнейших для современных художников. При этом она не спущена сверху, хотя поиском уникального имиджа Челябинска озабочены и городская администрация, и представители туристического бизнеса.
— Для художника очень важно ощущать идентичность той территории, на которой он живет, — уверена Марина Денкевич. — Например, Екатеринбург сегодня разрабатывает такую тему, как индустриальность. Там регулярно проводятся индустриальные биеннале современного искусства. Но идентичность может проявляться и на бытовом уровне. Например, художник Ира Маслова рассказала нам, что в Нижнем Новгороде все пьют кефир местного производства — и для них он является своеобразным символом принадлежности к одному сообществу.
Резидент кластера Елена Маслова экспериментирует в жанре плаката и создает необычных медвежат. Фото Юлии Боровиковой
В то же время идентичность Челябинска определить трудно. Город является промышленным центром, но его история тесно связана с развитием торговли хлебом и чаем. Экологическая проблематика тоже, по мнению организаторов проекта, не является отличительной чертой столицы Южного Урала.
— Именно потому мы поняли, что в направлении поиска идентичности можно и нужно продвигаться. Наш проект рассчитан на год. На протяжении этого времени будут работать три исследовательских и образовательных модуля: один посвящен истории, другой — краеведению, третий — искусствоведению, — уточняет Марина Денкевич.
Также в рамках проекта планируется организовать три выставки на разных площадках. Первая состоится в Доме архитектора.
Резиденция творцов
Пока команда кластера «Полет» располагается в мастерской «Цоколь», которая недавно открылась в Доме архитектора. Здесь куратор Марина Денкевич и тьютор Анна Леготина работают с резидентами — самобытными художниками, у каждого из которых своя тема.
— Вообще мы планируем собрать в мастерской 15 резидентов. В перспективе это будет пул авторов, работающих с Центром современного искусства, который мы все же хотим создать в Челябинске, — рассказывает Марина Денкевич. — Но перспектива организации ЦСИ пока туманна. Однако пять резидентов проекта «Полет» уже работают над картинами, отражающими те или иные реалии жизни Южного Урала.
Краски Ильи Фролова чем-то напоминают малахит и природу Южного Урала. Фото Юлии Боровиковой
Так, в творчестве Ильи Фролова легко можно разглядеть мотивы златоустовской гравюры на стали. Характерные персонажи этого народного промысла — животные, птицы, девушки в народных костюмах — изображены в виде графичных силуэтов.
— На выставке в Доме архитектора мы планируем сделать целый хоровод этих девушек с гравюр, — делится замыслами Марина Денкевич.Милена Микова живет в Челябинске, но ее работы посвящены жизни поселка Роза, расположенному на краю гигантского Коркинского карьера. Потому черный квадратик на ее картинах — это не намек на Малевича, а символ угля. Так его обозначают на географических картах.
Эти черные точки на снимке — тоже символ региона. Фото Юлии Боровиковой
— Меня удивило, что местные жители жалеют о том, что разрез закрыт, хотя его работа угрожала их домам. Просто для них работа по добыче угля — большой период жизни, — подчеркивает Милена Микова.А герои картин Надежды Шаровой — обычные челябинские мальчишки. Трое сыновей художницы занимаются футболом, и это отразилось в ее творчестве.
А для кого-то Челябинск ассоциируется с родным двором и друзьями. Фото Юлии Боровиковой
Первые события в программе кластера «Полет» уже состоялись. Впереди — выставки, творческие мастер-классы и краеведческие исследования.
А Детская школа искусств в Челябинске создала на выигранный президентский грант в 1,6 миллиона рублей масштабный фестиваль анимации. В этом им помог гендиректор «Союзмультфильма».
Подписывайтесь на телеграм-канал «Вечерки», чтобы всегда быть в курсе событий Челябинска!
Поделиться
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»