Челябинские предприятия ищут почти 4000 человек для выполнения мобилизационного задания
Помощь от мала до велика
На сегодня в регионе свыше 20 компаний переформатировали свое производство под нужды военных. Параллельно со своей основной продукцией они выпускают снаряжение для мобилизованных и другие необходимые товары. Значительная часть этих предприятий базируется в Челябинске.
Так, фабрика «Юничел» производит теплые сапоги и берцы. Предприятие «АбсолютСфера» вместо шатров для глэмпингов стало делать спальники, рюкзаки и тенты для военных грузовиков. Компания «ВторКом» начала выпускать специальные походные матрасы из вторсырья. Тракторный завод «ДСТ-Урал» наладил производство погрузчиков на дистанционном управлении для разминирования территорий. А челябинское научно-производственное предприятие «Спецтехнология» хоть ранее и специализировалось на бронежилетах, но сейчас значительно нарастило это производство.
Впрочем, свой вклад вносят и большие, и маленькие компании по всему региону. Например, в Верхнем Уфалее и Коркино наладили изготовление спальных мешков, в Сосновском районе — термобелья для военных.
— После объявления частичной мобилизации возникли принципиально новые задачи перед экономикой и, прежде всего, ее промышленным сектором. В первую очередь речь идет о росте и объеме гособоронзаказа, — ранее заявил на совещании с местными предпринимателями Алексей Текслер.Начальник управления промышленности и новых технологий регионального минпрома Дмитрий Лысенко подчеркивает, что на сегодня задача у предприятий — обеспечить мобилизованных всем необходимым, выпущенным здесь, в Челябинской области. Речь идет не только об одежде и амуниции, но также о спецоборудовании и технике.
— Сейчас в списке необходимого около 40 позиций: это перчатки, спальные мешки, коврики туристические, палатки, шапки, носки, рюкзаки, термобелье, тепловые пушки и другие товары, — уточняет Лысенко.Власти активно помогают с обеспечением предприятий необходимым сырьем. Для этого наладили кооперации внутри региона и с соседями.
— Взаимодействуют между собой предприятия легкой промышленности, участники промышленного кластера спецэкипировки, — комментирует Дмитрий Лысенко. — Наряду с федеральными действуют региональные меры поддержки. Фонд развития промышленности Челябинской области предоставляет льготные займы. Доступно возмещение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, уплату процентов по кредитам и приобретение нового оборудования.
Кадры на вес золота
Вместе со всем этим в регионе также разрабатывают дополнительные программы для поддержки промышленности. Но одна из главных проблем производств на сегодня — кадровый голод. По данным директора центра занятости населения Челябинска Марии Никоновой, на сегодня промышленные предприятия областного центра, а также Копейска и Сосновского района заявили около 3,8 тысячи вакансий.
— Они готовы трудоустроить как квалифицированных, так и неквалифицированных сотрудников, — отмечает Мария Никонова. — Наблюдается рост заработной платы — это один из способов удовлетворения дефицита кадров, особенно высококвалифицированных. Учитывая кадровый дефицит, работодатели готовы принять на работу сотрудников без необходимых компетенций. В этом случае работников обучают в учебных центрах при предприятиях или непосредственно на производстве, выплачиваются стипендии.Сейчас центры занятости стараются всячески помочь предприятиям оборонно-промышленного комплекса и разработали для этого ряд мероприятий. Среди них — запланированная на ноябрь ярмарка вакансий.
— На нее соберутся соискатели со всего региона. Сформирован банк резюме. В ближайшее время будет запущена областная горячая линия по вопросам занятости для мобилизованных и членов их семей, — уточнила директор челябинского центра занятости.Покрывать кадровый дефицит эксперты предлагают и за счет студентов профильных специальностей.
— Привлечение студентов через систему студенческих отрядов, которые обучаются по смежным профилям и профессиям, на рабочие места, которые стали вакантными из-за мобилизации сотрудников, позволило бы решить ряд задач, — считает руководитель челябинского отделения Российских студенческих отрядов Юрий Болдырев. — Выполнять поставленные перед предприятиями производственные задачи крайне важно. И это решает две задачи: и обеспечивает необходимым нашу армию, и поддерживает те производства, которым также необходима загрузка.
Мобилизация и инновации
По мнению представителя АПЭК в Челябинской области Андрея Лаврова, челябинские предприятия, помимо кадрового вопроса, могут столкнуться с еще несколькими значимыми препятствиями.
— Все системы, когда переходят к мобилизации, испытывают одни и те же проблемы. Первая из них — штурмовщина. Нужно понимать, что противостояние с западно-атлантическим блоком надолго. К этому должна быть готова экономика. Поэтому мыслить нужно стратегически, — рассуждает Андрей Лавров. — Вторая проблема — недостаточно дружественное и открытое отношение к инновациям. В то же время опасность может крыться и в чрезмерной открытости. Давайте честно: не было ни разу, чтобы мобилизационной ситуацией не воспользовались желающие половить рыбку в мутной воде. Поэтому необходимы серьезнейшие проверки инновационных проектов.Третья проблема, по словам эксперта, может быть в самой организации мобилизации.
— Нельзя жертвовать перспективами мобилизационных возможностей ради тактических успехов в экономике. Уровень мобилизационного потенциала экономики заключается в развитии науки и научных школ в абсолютной связи с производством. Я о простых вещах – молодых ученых, которые не сейчас, но в будущем смогут представить прорывные технологии. Эти кадры, каждый по отдельности, теперь гораздо важнее со своими уникальными навыками. Кадры – главный мобилизационный ресурс. Его нужно использовать разумно и бережно, — подчеркивает Лавров.
А что будет потом?
Впрочем, мобилизация рано или поздно закончится, и предприятиям надо быть готовым вернуться к прежним задачам.
— Управленцы от экономики уже сегодня должны предусмотреть быстрый переход на гражданские рельсы, защитить компании от целого ряда рисков будущего, — считает директор по информационной политике медиахолдинга «Гранада Пресс» Андрей Трушников. — Предприятия, которые сейчас приступили к выполнению мобилизационных задач, не должны потерять свои компетенции и конкурентоспособность. Они должны сохранить за собой рынок гражданской продукции, на котором вполне возможно сейчас они снижают свои объемы.Выход из этой ситуации эксперт видит в пересмотре системы закупок необходимых товаров для оборонного сектора и приоритете выполнять такие заказы малому и среднему бизнесу.
— Также хотелось бы, чтобы предприятия ОПК в будущем смогли применять те компетенции, которые они получают сейчас на военных заказах, в гражданской отрасли. Чтобы у них было четкое понимание, где это еще можно эффективно применять, а государство в лице своих стратегов помогло им делать такие экономические прогнозы, — заключил эксперт.
<
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»